Новости

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Идет работа по присвоению статуса «Памятник науки и техники» уникальному экспонату.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Именины сердца

17.12.2003
Оркестр имени Осипова ждали в Челябинске 17 лет

Концертом в Челябинском академическом театре оперы и балета начались российские гастроли Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова под управлением Николая Калинина.
В этом году оркестр отметил свое 85-летие и уже давно для заграницы является витриной русской культуры, как "Большой балет" или Третьяковская галерея. Но и для любого российского солиста выступить с оркестром имени Осипова - честь и весомая строчка в биографии.

Оркестр имени Осипова ждали в Челябинске 17 лет

Концертом в Челябинском академическом театре оперы и балета начались российские гастроли Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова под управлением Николая Калинина.

В этом году оркестр отметил свое 85-летие и уже давно для заграницы является витриной русской культуры, как "Большой балет" или Третьяковская галерея. Но и для любого российского солиста выступить с оркестром имени Осипова - честь и весомая строчка в биографии.

Впрочем, у именитого коллектива есть и не менее важная миссия - утверждать высшие достижения народной культуры в самой России. Так, нынешние концерты в провинции (а после Челябинска они прошли в Сызрани, Тольятти и Самаре) были организованы в рамках программы Министерства культуры "Всероссийские филармонические сезоны". К слову, в нашем городе осиповцы не выступали лет семнадцать.

Содержательно концерт был построен как некая репрезентативная сборка из нескольких самых популярных программ. Открывали, разумеется, "Коробейниками" в обработке В. Дителя, где оркестр демонстрирует многоцветие и полноту своих возможностей. Потом, будто из матрешки, появлялись ансамбли и солисты: сначала - унисоны балалаек и домр, затем - баян (Дмитрий Дмитриев), "ухарь-купец" Василий Овсянников и "кумушка" Анна Литвиненко. Все первое отделение - в основном обработки русских народных песен и авторские квазифольклорные сочинения, специально написанные для народных инструментов, как, например, "Елочки-сосеночки" Евгения Быкова. Впрочем, были исключения. Например, на гуслях Майя Воронец и Алла Догадова исполнили некий опус, в котором русские мотивы как-то органично переходили в арабские и еврейские темы. Во втором отделении к оркестру Осипова присоединился наш "Малахит", а место у пульта Николай Калинин уступил Виктору Лебедеву. Это было впечатляюще: больше ста человек на сцене, причем все - музыканты самого высокого класса, не то что играющие - дышащие в унисон. За столичными солистами пошли наши. Балалаечник из Озерска Дмитрий Иванов, напоминающий юного Есенина, исполнил фантазию Евгения Быкова на тему "Письма матери", солистка нашей оперы Наталья Заварзина спела "Что это сердце?", а Галина Зайцева - "Под чарующей лаской" и "Гордую прелесть осанки". Зал ликовал. Под занавес Николай Калинин снова заступил на пост и дирижировал уже не просто двумя оркестрами, но всем залом - публика аплодировала в такт "Маршу Радецкого" Штрауса-отца. Очень эффектным оказался шуточный уход музыкантов со сцены с аллюзиями на Гайдна, правда, под более жизнеутверждающий музыкальный коллаж.

Разумеется, в таких жестах чувствуется опыт зарубежных гастролей. Оркестр русских народных инструментов - не пыльный музей звончатых гуслей и дудок, а оригинальное ноу-хау существования традиции на современной сцене. И главный итог этого концерта - не мастерство, которое в равной мере присуще и оркестру имени Осипова, и нашему "Малахиту", а принятие этой стратегии музыкантами и слушателями XXI века.

Айвар ВАЛЕЕВ

Николай Калинин: "Подобных нам нет"

-- Оркестр имени Осипова существует 85 лет. А сколько лет самому жанру?

-- Русскому народному оркестру в этом году исполнилось 115 лет. Это с тех пор, как взяли балалайку, домру, немножко их усовершенствовали, составили их по принципу симфонического оркестра, альты, басы, контрабасы - получился русский народный оркестр.

-- Выступление во втором отделении концерта с нашим "Малахитом" - это исключение из правил?

-- Напротив, одна из наших традиций. Мы называем это "отделение дружбы". Во многих городах России есть оркестры-спутники, к организации и становлению которых мы имели отношение, вот мы и выступаем вместе с ними. У нас целая ассоциация дирижеров народных оркестров. Сегодня их более 60, почти в каждом регионе есть свой русский народный оркестр.

-- Какие программы оркестра имени Осипова наиболее интересны вам лично?

-- Придется перечислять все. Вот только за последние два месяца: новая музыка московских композиторов, концерт с Леонидом Сметанниковым, в декабре будет два концерта с Дмитрием Хворостовским, в январе Галина Вишневская представит своих учеников, потом программа с Зурабом Соткилавой. Только что мы поставили оперу Гречанинова "Добрыня Никитич". Тянет и к более серьезной музыке. Мы играем даже симфонии, написанные для народного оркестра.

-- А вот недавно в Москву приезжал Филипп Гласс, не хотели бы минималистов сыграть?

-- Это интересно, да. Но это вопрос нотного материала. У нас так много дел, что сами мы до минималистов пока не дойдем.

-- Оркестр народных инструментов - это уникальное явление?

-- Насколько я знаю, в мире подобных нет.

-- Русский народный оркестр как жанр развивается?

-- Конечно. Инструментальная палитра все время меняется, и композиторы вводят в народный оркестр инородные для этого состава инструменты - синтезатор, рояль, валторны, тромбон. Это хорошо звучит.

-- А в этом нет опасности, ведь эксперименты могут увлечь?

-- Сейчас обратная тенденция. Посмотрите: в эстраде, джазе вдруг появляется балалайка или хомуз. Что касается нас, то мода здесь не играет решающей роли. Мы-то помним, что призваны сохранять и передавать традиции.

Комментарии
Комментариев пока нет