Новости

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

О старой России - в красках

31.12.2003
Изобретатель цветной фотографии в начале прошлого века снимал и Южный Урал

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

От профессора Уильяма Брумфильда, минувшим летом приезжавшего из США для исследования южноуральских памятников зодчества, я впервые услышала имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Это русский химик, издатель и ученый, который в начале XX века придумал цветную фотографию. Однако когда я стала спрашивать своих коллег-фотожурналистов, оказалось, что никто даже не знал этого имени. Часто так и бывает: привычно пользуясь благами цивилизации, мы не задумываемся, откуда они на нас свалились. Более того: обнаружилось, что заслуги Прокудина-Горского до последнего времени не были никак оценены соотечественниками.

Изобретатель цветной фотографии в начале прошлого века снимал и Южный Урал

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

От профессора Уильяма Брумфильда, минувшим летом приезжавшего из США для исследования южноуральских памятников зодчества, я впервые услышала имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Это русский химик, издатель и ученый, который в начале XX века придумал цветную фотографию. Однако когда я стала спрашивать своих коллег-фотожурналистов, оказалось, что никто даже не знал этого имени. Часто так и бывает: привычно пользуясь благами цивилизации, мы не задумываемся, откуда они на нас свалились. Более того: обнаружилось, что заслуги Прокудина-Горского до последнего времени не были никак оценены соотечественниками. Места для его имени не нашлось ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике. Так уж сложилась судьба этого человека, что он, пользующийся покровительством последнего российского императора, после Октябрьской революции вынужден был эмигрировать. Обратный путь, разумеется, был закрыт.

...В начале прошлого столетия Прокудин-Горский разработал смелый план проведения фотообзора Российской империи, который получил поддержку царя Николая II. С 1909 по 1912 годы, а затем в 1915 году он объехал одиннадцать регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения. Цветных фотоматериалов еще не существовало, поэтому он использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат собственной конструкции, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три светофильтра: синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив, точнее, три разноцветных диапозитива на одной пластинке, которые проецировались на экран специальным проектором: каждый диапозитив - через светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение. Вероятно, показы фотографий Прокудина-Горского были первой в мире демонстрацией слайдов. Сергей Михайлович сделал тысячи фотоснимков. Он снимал средневековые церкви, монастыри старой Руси, железные дороги, фабрики растущей промышленной державы. Снимал повседневную жизнь населения страны. Запечатлел он и Южный Урал.

Прокудин-Горский уехал из России в 1919 году с чемоданами, полными стеклянных фотопластинок. Сначала в Норвегию и Англию, а потом во Францию, где и скончался в 1943 году. Во время немецкой оккупации его семья была очень стеснена в средствах. Сыновья Михаил и Дмитрий продали уникальные негативы с изображениями рухнувшей Российской империи Библиотеке конгресса США. Впоследствии стеклянные пластинки отсканировали, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения. Ныне любой человек, пользующийся компьютером, может открыть сайт Библиотеки конгресса и заглянуть на виртуальную фотовыставку С.М. Прокудина-Горского "Империя, которой была Россия", где представлено около полусотни цветных работ. Они впечатляют, ибо прежде только полотна живописцев давали нам "разноцветное" представление о начале прошлого века.

Наконец-то и Россия вспомнила своего легендарного соотечественника. В конце уходящего года в Московском музее архитектуры состоялась выставка "Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь С.М. Прокудин-Горский. 1905-1916 гг.". Впервые в нашей стране показали отпечатки практически всех известных негативов пионера цветной фотографии. До него никому не удавалось сфотографировать мир в красках, да так, чтобы изображение не исчезло с фотобумаги в течение нескольких секунд.

Среди фотографий новатора, конечно же, не мог не заинтересовать снимок "Три поколения, Златоуст". Текстовая расшифровка к снимку, представленному на виртуальной выставке, гласит: "А.П. Калганов позирует с его сыном и внучкой для портрета в индустриальном городе Златоуст в Уральском горном регионе России. Сын и внучка работают в Златоустовском оружейном предприятии, оно - главный поставщик вооружений Русской армии, начиная с начала 1800-х".

P.S. История с фотографией

В 1990 году президент США Рональд Рейган передал в дар Президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву эту фотографию. Она в числе 1600 негативов Прокудина-Горского хранилась в Библиотеке конгресса США. После того, как их отпечатали, выпустили альбом: "Фотографии для царя".

Снимок из уральского раздела Рейган и подарил Горбачеву. Фотографию отправили в Нижне-Тагильский краеведческий музей. Но у златоустовцев, пожалуй, больше прав иметь его в своем музее. Дело в том, что на фото размером 24x30 - пейзаж центра Златоуста, каким он был в начале XX века.

Всмотревшись в фотографию, старший научный сотрудник Златоустовского краеведческого музея Юрий Окунцев предположил, что А. П. Калганов, его сын и внучка позировали, стоя у проходной оружейной фабрики. За их спинами - кинотеатр "Лира", которого давно нет. А вот ажурная ограда сохранилась.

Теперь о тех, кто изображен на снимке. К сожалению, городской архив сохранил весьма скупые сведения. Андрей Петрович Калганов был старшим мастером кожано-лакировального цеха оружейной фабрики. Происходил из сельских обывателей. Свою службу на оружейной фабрике он начал в качестве мастерового на разных поденных работах в 1853 году. В мастера был переведен в 1859-м. Занимаясь лакировкой кожаных ножен для холодного оружия, преимущественно для офицерских шашек, проявлял усердие и был неоднократно поощрен начальством. Первой его наградой в 1897 году был мастерский кафтан (в котором он на снимке), являвшийся знаком отличия. Затем старший мастер был награжден малой и большой серебряными медалями - также за усердную работу.

Есть такая деталь в биографии А.П. Калганова: он был под следствием и судом за неправильное начисление зарплаты рабочим. Но в суде его оправдали. О сыне и внучке Андрея Петровича каких-либо сведений найти не удалось. А вот об отце, Петре Егоровиче, есть записи в старых служебных книгах. Он из рекрутских крестьян. Трудился мастеровым на Златоустовских заводах. В том числе на оружейной фабрике.

Валерий ЕРЕМИН,

Златоуст

Комментарии
Комментариев пока нет