Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сладкий плен иллюзий

14.01.2004
"Кукольный дом" Г. Ибсена и "Стеклянный зверинец"  Т. Уильямса на сцене Челябинского ТЮЗа

Зарубежная драматургия, представленная на сцене ТЮЗа пьесами "Кукольный дом" Генрика Ибсена и "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, - явление сложное и типологически взаимосвязанное. Это общность проблематики - видимости и сущности, проблема нравственного выбора, поисков смысла жизни и счастья.
Очевидна связь данных пьес в эстетическом и методологическом аспектах.

"Кукольный дом" Г. Ибсена и "Стеклянный зверинец" Т. Уильямса на сцене Челябинского ТЮЗа

Зарубежная драматургия, представленная на сцене ТЮЗа пьесами "Кукольный дом" Генрика Ибсена и "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, - явление сложное и типологически взаимосвязанное. Это общность проблематики - видимости и сущности, проблема нравственного выбора, поисков смысла жизни и счастья.

Очевидна связь данных пьес в эстетическом и методологическом аспектах. Постановка "Кукольного дома" в XIX веке открыла целую эпоху развития "новой европейской" драмы, обогатившей театральное искусство такими новаторскими достижениями поэтики, как интеллектуально-аналитическая композиция, подтекст и подводное течение, дискуссия, психологически заостренные ремарки, открытый финал.

Могучая ибсено-чеховская традиция, оказывая плодотворное влияние на художественное сознание американских драматургов XX века, помогла им в создании современных оригинальных концепций театрального искусства. Таков "новый пластический театр" Теннесси Уильямса. Сплавляя воедино литературу, музыку, живопись, танец, пантомиму, кинематограф, добиваясь динамичности как внешнего, так и внутреннего действия, Т. Уильямс передает бесконечное многообразие мира. Его драматургия выросла из его же чарующей поэзии. Он - поэт в театре и драматург в своих лирических сборниках.

Обращение к такому сложному литературному материалу, как "новая европейская" драма Г. Ибсена и "новый пластический театр" Т. Уильямса, потребовало от творческого коллектива ТЮЗа огромного труда, эрудиции, виртуозного исполнительского мастерства. Со своей сверхзадачей театру удалось достойно справиться. В основе успешной реализации обоих проектов - профессионализм режиссеров: Наума Орлова ("Кукольный дом") и Татьяны Скорокосовой ("Стеклянный зверинец").

В философско-психологической концепции обеих пьес ярко обнаруживается режиссерское стремление заострить конфликт мечты и реальности, видимости и сущности, иллюзорной праздничности и суровой обыденности. Главная героиня драмы Г. Ибсена "Кукольный дом" - Нора Хельмер (Ольга Телякова) и квартет действующих лиц пьесы "Стеклянный зверинец" : Аманда Уингфилд (Маргарита Пермякова), Лаура (Елена Шингареева), Том (Александр Черепанов), Джим О'Коннор (Денис Филоненко) первоначально предстают перед нами как "очарованные странники", живущие в мире счастливого неведения.

Нора первого действия пьесы Г. Ибсена - женщина-дитя, еще не сознающая, как "груба жизнь", как беспощадна эгоистическая сущность бытия, которая персонифицируется в фигуре мужа Торвальда Хельмера (Андрей Гаврилюк). В контексте беззаботно-кукольного существования Норы драматическим диссонансом предстает явление фру Линне (артистка Анна Смирнова). Диалог двух подруг напоминает общение людей, говорящих на разных языках.

Герои пьесы "Стеклянный зверинец", подобно Норе Хельмер, грезят во сне и наяву, находят свои сферы бегства от безрадостного существования. Мать - Аманда Уингфилд - вдохновенно живет прошлым, сын Том - романтический мечтатель, дочь Лаура заточила себя в мире Прекрасного. Все они, как и Нора Хельмер, должны пережить свой катарсис.

Эту диалектику "от очарования к разочарованию" актеры представили мастерски. К примеру, нюансы духовной жизни своей героини О. Телякова передает, используя каскад приемов актерского искусства: психологически насыщенные паузы, пластика жеста, порой доходящая до шепота монологическая речь, искренние слезы...

В драме "Стеклянный зверинец" ибсено-чеховский принцип "казалось - оказалось" наиболее удачно воплощается в художественном решении сцены приема гостя - потенциального жениха Лауры Джима О'Коннора. Диалоги Лауры и Джима в исполнении молодых актеров Е. Шингареевой и Д. Филоненко наполнены светом и смыслом психологического "нового пластического театра" Т. Уильямса. Восхитительно их умение передать радость сближения и горечь расставания через окраску голоса, выразительный блеск глаз, лирический вальс, ставший символом кружения на балу жизни. Крах всех надежд семьи Уингфилдов на счастье в финале пьесы наиболее тонко и точно передает Маргарита Пермякова. Ее Аманда, судорожно цепляясь за иллюзорное великолепие девичьего прошлого, совершенно беспомощна перед злом реального настоящего.

Уильямс считал, что "произведение искусства соткано из символов, как живой организм из клеточной ткани".

Обращение к сценической символике характерно и для "новой европейской драмы". Исходя из этого, и в пьесе "Кукольный дом", и в "Стеклянном зверинце" режиссеры талантливо используют образы-символы. В драме Г. Ибсена это рождественский снег и беззаботно резвящиеся дети как воплощение чистоты, красоты мира и надежды. Праздничная елка - центральный философско-психологический символ спектакля: она то царственно возвышается на столе в моменты упоения Норы своим иллюзорным счастьем, то грубо свергается на пол в то время, когда эгоизм Торвальда растаптывает любящую душу Норы. В пьесе Т. Уильямса ключевую роль играет образ-символ "стеклянного зверинца". Он выступает в нескольких ипостасях. Это хрупкость и ранимость души каждого из членов семьи Уингфилдов, и прежде всего Лауры, этой "голубой розы", внутренне застывшей, превратившейся после столкновения с жестокой реальностью в одну из фигурок любимого "зверинца".

Спектакли своей интерпретацией творчества Г. Ибсена и Т. Уильямса обязаны художнику-постановщику Антону Сластникову, сумевшему со вкусом оформить каждую мизансцену.

В обеих пьесах звучит живая музыка - эмоциональная душа спектакля (музыкальный руководитель Анна Розенберг). Игра на рояле в "Кукольном доме" и мелодичный перезвон колоколов в драме "Стеклянный зверинец" призваны стать лейтмотивом их психологических коллизий, передать "непередаваемое" в слове:

Валентина КОТЛЯРОВА,

доцент кафедры литературы ЧГПУ

Комментарии
Комментариев пока нет