Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ванные под ключ, быстро и недорого.
Шугаринг тела - узнать на youdo.com.
Шугаринг цены на дому - подробности по ссылке.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

ЧТЗ пытались лишить награды

20.01.2004
Орден Ленина, врученный Танкограду в 1945 году, не будет сдан на хранение в Москву

Евгений КИТАЕВ
Челябинск

История эта началась осенью 2002 года, когда на основе имущественного комплекса обанкротившегося ЧТЗ появилось новое предприятие - "ЧТЗ-Уралтрак". Учредители постарались не упустить из виду вопрос об орденах, которыми в разное время награждали гигант индустрии. Кому теперь, задумались на заводе, должно принадлежать это прошлое - достоинство бывшего Танкограда, его авторитет и трудовые достижения? Нет в России законов, позволяющих приватизировать почет и уважение, подобно станку или заводской проходной. Но есть право на преемственность. Ведь на новом предприятии работают не чужие граждане, а тракторостроители, чей труд и был отмечен этими наградами, а также их сыновья и внуки.

Орден Ленина, врученный Танкограду в 1945 году, не будет сдан на хранение в Москву

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

История эта началась осенью 2002 года, когда на основе имущественного комплекса обанкротившегося ЧТЗ появилось новое предприятие - "ЧТЗ-Уралтрак". Учредители постарались не упустить из виду вопрос об орденах, которыми в разное время награждали гигант индустрии. Кому теперь, задумались на заводе, должно принадлежать это прошлое - достоинство бывшего Танкограда, его авторитет и трудовые достижения? Нет в России законов, позволяющих приватизировать почет и уважение, подобно станку или заводской проходной. Но есть право на преемственность. Ведь на новом предприятии работают не чужие граждане, а тракторостроители, чей труд и был отмечен этими наградами, а также их сыновья и внуки.

На конференции трудового коллектива решено было ходатайствовать о передаче орденов тракторного завода "ЧТЗ-Уралтраку", для чего в Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ было направлено соответствующее обращение. В ответ Москва сообщила: не возражает против такой постановки. Только принадлежность ордена Ленина, которым за заслуги военных лет в апреле 1945 года было награждено ГСКБД - головное специализированное конструкторское бюро по двигателям тогда еще Кировского завода Наркомтанкопрома, - кажется ей спорным. В начале 40-х это конструкторское бюро было эвакуировано на Южный Урал вместе с Харьковским моторным заводом и представляло собой самостоятельную производственную единицу. На этом основании, посчитали в столице, орден подлежит возвращению в управление Президента РФ по государственным наградам.

Такое решение, однако, тракторостроители сочли ошибочным и несправедливым. ГСКБД не только работало на Танкограде, но и впоследствии осталось на заводе. В харьковский коллектив сразу влились местные специалисты. Не все из вновь прибывших харьковчан вернулись на Украину. Продолжил работу в Челябинске после войны и начальник бюро Иван Яковлевич Трашутин, с именем которого связывается создание знаменитого дизеля V-2. Им оснащали не только Т-34, но и самоходки, тяжелые танки. По многим параметрам он переигрывал своих технических "противников", был неприхотлив и надежен. На ЧТЗ и сейчас вспоминают: мол, за конструкторские достижения Трашутин даже попал в черные списки гитлеровцев. Этот производственник был дважды награжден Золотой звездой Героя Социалистического Труда, стал почетным гражданином Челябинска, его бюст установлен в парке имени В. Терешковой. В общем, не изменил ни предприятию, ни Южному Уралу. Последние модификации двигателей, которые разрабатывал возглавляемый им коллектив, ставили уже на появившиеся в 70-х годах мощные тракторы. Но главный довод тракторостроителей заключался в том, что ГСКБД после войны существовало в составе предприятия и сегодня не выведено за проходную. Если этого недостаточно, почему вопрос об ордене не ставился раньше, на протяжении всех минувших десятилетий?

На предприятии вновь стали готовить документы для Москвы. На этот раз ответа не было значительно дольше. То ли наградных дел в столице прибавилось, то ли вопрос потребовал дополнительного изучения. Но недавно, как и надеялись южноуральцы, пришло положительное заключение. Преемник ЧТЗ отстоял орден и может теперь хранить и гордиться им наравне с другими.

-- Мне, как и многим моим коллегам, было бы обидно, если б вышло иначе, - комментирует эту "победу" руководитель "ЧТЗ-Уралтрака" Валерий Платонов. - завод делал большие дела. И продолжает делать. У него были трудности. Но сейчас постепенно выходим из этой ситуации. Полезно поэтому и даже необходимо теперь опереться на прошлое.

Комментарии
Комментариев пока нет