Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Провинциальный Заединщик

20.01.2004
Управление в России: губернии и "губернские революционеры"

Идея этой статьи возникла в период, когда в России полным ходом шла подготовка к выборам нового состава Государственной Думы. Многие высказывания кандидатов в депутаты были рассчитаны на положительную реакцию своего электората, претендовали на долгосрочную программу действий. Однако не все обещания и программы, озвученные в предвыборных речах и заявлениях, осуществляются на практике. И дело не только в недобросовестности кандидатов - многие благие намерения упираются в системные проблемы, над решением которых в Российском государстве лучшие умы бьются не одно столетие.

Современная Россия с точки зрения административно-территориального деления -  сложный в экономико-географическом понимании организм.

Управление в России: губернии и "губернские революционеры"

Идея этой статьи возникла в период, когда в России полным ходом шла подготовка к выборам нового состава Государственной Думы. Многие высказывания кандидатов в депутаты были рассчитаны на положительную реакцию своего электората, претендовали на долгосрочную программу действий. Однако не все обещания и программы, озвученные в предвыборных речах и заявлениях, осуществляются на практике. И дело не только в недобросовестности кандидатов - многие благие намерения упираются в системные проблемы, над решением которых в Российском государстве лучшие умы бьются не одно столетие.

Современная Россия с точки зрения административно-территориального деления - сложный в экономико-географическом понимании организм. Реформы 90-х годов и начала XXI века представляют собой попытку структурировать территорию для наиболее эффективного управления одного из самых крупных государственных образований в мире. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов Федерации, в том числе 49 областей, 21 республика, 9 автономных округов, 6 краев, 2 города федерального значения и одна автономная область. Управлять таким многоплановым и с точки зрения экономического состояния, и с точки зрения национальных особенностей государством - дело далеко не простое. Поэтому вполне логичным стало создание в мае 2000 года семи федеральных округов. По сути, это явилось попыткой на новом историческом этапе возродить крупные территориальные образования - прообраз дореволюционных губерний, стремлением центральной власти положить конец разброду в экономике и политике регионов, прекратить "парад суверенитетов".

Уральский федеральный округ весьма наглядно демонстрирует весь клубок проблем, стоящих перед властью во многих сферах общественной жизни. Территория округа, составляющая 1789,4 тыс. кв.км, или более 10 процентов территории Российской Федерации, включает Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую и Курганскую области, а также автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.

Около трети всех разведанных месторождений минерального топлива в Российской Федерации находится в УрФО: железной руды - 17 процентов, руд цветных металлов - 4,5 процента, древесины - 10 процентов. В округе проживает, по данным последней переписи, почти 9 процентов населения страны.

Уральский округ находится на границе Азиатско-Тихоокеанского и Евро-Атлантического политического и экономического полюсов. Это обстоятельство служит локомотивом развития транспортных связей как с востока на запад, так и с севера на юг. Укрепление и развитие промышленного потенциала округа перспективно также с точки зрения его соседства с такими федеральными округами, как Сибирский (особенно Западная Сибирь), восточная часть Приволжского (Башкортостан, Пермская область, Удмуртия, Оренбуржье). Близость сырьевых и энергетических ресурсов в сочетании с развитой производственной базой, потенциал научных учреждений, расположенных в Уральском федеральном округе, создают в перспективе возможность образования общероссийского центра науки и технологий.

Идея создания и почти трехлетняя практика существования федеральных округов, которые некоторыми исследователями и политиками отождествляются с дореволюционными губерниями, в целом себя оправдывает. Хотя само деление на округа подчас может вызвать известные возражения. Так, исторически восток Приволжского округа с точки зрения физической и экономико-географической традиции всегда относился к Уральскому экономическому региону. То же самое можно сказать и о территориях Тюменской области, которые географически принято определять не как Урал, а как Западную Сибирь. На эти темы можно полемизировать, однако принятое в 2000 году решение о создании в Российской Федерации округов, безусловно, было продуманным, взвешенным и политически необходимым. Я имею в виду то обстоятельство, что каждый из семи федеральных округов имеет сбалансированное экономическое, политическое, финансовое и социальное положение.

Между субъектами Российской Федерации внутри округов по вполне объективным причинам существуют конкурентные отношения. Эта конкуренция является одним из побудительных мотивов для эффективного развития всех сфер общественной жизни. По мнению академика РАН В. Макарова, "...необходимо здоровое соревнование между регионами" (Вопросы экономики, 2003, N 5). В Уральском федеральном округе среди аутсайдеров находится Курганская область, экономические и социальные характеристики которой явно отстают от промышленно развитых соседей (Свердловская, Челябинская области) и сырьевых субъектов РФ (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа).

Это обстоятельство послужило причиной использования территории Зауралья в качестве политического полигона для представителей крупного капитала (в первую очередь это касается свердловских "олигархов"). Осваивать электоральное пространство для решения собственных политических задач сюда устремились такие известные фигуры, как П. Федулев, А. Вихарев и многие другие. В итоге Андрей Вихарев был избран в Совет Федерации от Курганской области, в Курганскую областную Думу вошли четыре депутата-свердловчанина. История с А. Вихаревым закончилась скандалом, в результате которого он был лишен сенаторских полномочий и изгнан коллегами из Совета Федерации. Насколько эффективно работают депутаты из Екатеринбурга в Курганской Думе, судить трудно, но социально-экономическое положение области за последние три года в положительную сторону не изменилось.

Идея экспансии в соседние регионы не чужда и губернатору Свердловской области Э.Э. Росселю. Еще в начале 90-х гг. прошлого столетия им была высказана идея создания Уральской республики.

Тогдашний Президент РФ Б.Н. Ельцин весьма решительно пресек попытки "уральского сепаратизма". Однако мечты о создании "суперрегиона" не оставляют главу Свердловской области. Помимо Зауралья в сферу интересов Э.Э. Росселя попала и Челябинская область.

Однако, в отличие от соседей-курганцев, Челябинская область является одной из наиболее индустриально развитых территорий страны. По производству продукции на душу населения и по объему промышленного производства Челябинская область входит в первую десятку среди 88 регионов России. При численности населения 3 млн. 681 тыс. человек (2,5 процента от числа жителей России) Челябинская область производит 3,5 процента от валового продукта, производимого в Российской Федерации. На территории Челябинской области находится один из мировых производителей металлургической продукции - Магнитогорский металлургический комбинат. ОАО "ММК" является крупнейшим предприятием Уральского региона, занимающим 15-е место в списке мировых сталелитейных лидеров. Доля ММК в общероссийском выпуске проката черных металлов составляет около 20 процентов, доля экспорта - 53 процента от общего объема выпускаемой продукции. На долю ОАО "ММК" приходится шестая, а чаще - пятая часть произведенного металлопроката в Российской Федерации. Челябинская область имеет сбалансированный аграрно-промышленный комплекс, говоря проще, даже в случае внешней изоляции способна обеспечить львиную долю внутренних потребностей и поставлять продукцию на внешние рынки. Это обстоятельство было предопределено предшествующим историческим развитием территории, сохранением накопленного промышленного, научно-технического и интеллектуального потенциала. В последние годы Челябинская область в отличие от соседей-свердловчан демонстрирует социально-политическую стабильность, что в значительной степени достигается продуманной, прагматически-ориентированной деятельностью правительства во главе с губернатором П.И. Суминым. Возможно, кому-то как в области, так и за ее пределами хотелось бы околополитических скандалов, дрязг и тому подобного. Однако современное состояние не дает надежд подобного рода прожектерам.

Признавая региональный и общероссийский авторитет губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя и признавая за ним право мечтать о большой и сильной Уральской губернии, в то же время считаю абсолютно нецелесообразным и политически вредным в современных условиях перекраивать границы существующих субъектов Федерации. Достигнутая огромными усилиями центральной власти, региональных и местных руководителей, всего народа политическая и социально-экономическая стабильность может быть в одночасье разрушена.

Проводя аналогию с взаимоотношениями государств Евросоюза, где вполне цивилизованные и экономически развитые государства весьма ожесточенно спорят об объединении, часто не находят общего языка, можно сказать, что и отношения между субъектами внутри России и федеральных округов должны пройти "обкатку", но цивилизованно, без провокации возможных конфликтов.

Как практическому руководителю и ученому-экономисту представляются перспективными следующие направления межрегионального взаимодействия:

-- выравнивание социально-экономического положения субъектов внутри федерального округа;

-- дальнейшее развитие кооперации внутри округа, расширение внутренних рынков сбыта продукции. Максимальное содействие региональных властей внешнеэкономическим связям как с российскими, так и с зарубежными партнерами;

-- содействие образованию конкурентоспособных предприятий и компаний;

-- поддержка интеллектуального и образовательного потенциала, обеспечение интеграции науки и производства;

-- восстановление исторически оправданных экономических связей между хозяйствующими субъектами как внутри федерального округа, так и за его пределами.

Хочу подчеркнуть, что реформы в России всегда проходили тяжело, с известными перегибами. Нам, как никогда ранее, необходимы учет и использование исторического опыта реформирования, взвешенный и продуманный на несколько шагов вперед подход к каждому действию в рамках проводимых изменений в политической, социальной и административной сферах жизни государства. Лишь в этом случае мы оставим потомкам сильную и процветающую страну.

Юрий АБДУРАХИМОВ,

глава города Верхний Уфалей, доктор экономических наук, профессор

Комментарии
Комментариев пока нет