Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Культура зрения

28.01.2004
Мудрая ирония Сергея Черкашина

Вчера известный челябинский художник Сергей Черкашин отметил свое 60-летие. И вчера же в зале искусств ЮУрГУ открылась первая персональная выставка в его жизни.
Это странно, ведь Черкашин давным-давно ее заслужил и талантом, и профессией, и обилием своих работ. Но, даже будучи в свое время избранным (а затем переизбранным на второй срок) председателем правления Челябинской организации Союза художников, он как-то не позаботился о себе. Он вообще очень совестливый человек, а выставку считает сверхответственным делом.

Мудрая ирония Сергея Черкашина

Вчера известный челябинский художник Сергей Черкашин отметил свое 60-летие. И вчера же в зале искусств ЮУрГУ открылась первая персональная выставка в его жизни.

Это странно, ведь Черкашин давным-давно ее заслужил и талантом, и профессией, и обилием своих работ. Но, даже будучи в свое время избранным (а затем переизбранным на второй срок) председателем правления Челябинской организации Союза художников, он как-то не позаботился о себе. Он вообще очень совестливый человек, а выставку считает сверхответственным делом. Поэтому и не случилось. А может, это произошло потому, что он, по "мухинскому" диплому художник-проектант и монументалист, никогда и не считал особенно важным то, что увидели зрители вчера на вернисаже - рисунки, акварели, живопись. Синдром Гюстава Доре, который всю жизнь видел себя живописцем, а в истории остался самым знаменитым иллюстратором "Дон Кихота". Между тем выставка Черкашина - открытие. Все, кажется, знакомо. Его любимые три темы: Пушкин, античная мифология, библейские сюжеты. На любой коллективной выставке непременно найдешь его работы - они притягивает внимание не броским цветом, темой или размером. Есть во всех его, даже очень серьезных вещах элемент баловства, проказничанья. Черкашин - человек с редким чувством иронии и самоиронии. Сам облик его - с бородой как у Карла Маркса - настраивает на несерьезный лад. Но умище-то куда девать! В его многочисленных и, кажется, совсем факультативных вроде бы почеркушках всегда есть и школа, и культура, и философия. Для него это серьезно, "я - эмпирик", говорит он, а потому это способ существования, образ жизни.

Хорошего человека должно быть много. Выставленные работы - на самом деле какая-то ничтожно малая часть всего им нарисованного, написанного и сделанного. В этом смысле он похож на Пикассо - рисует всегда, будто хочет запечатлеть всякую мысль и сюжет, что попадаются ему на жизненном пути. По принципу - одну ягодку беру, на другую смотрю... За каждой работой - удивление окружающим миром, как в нем сочетается несочетаемое, как играют скрытые конфликты, порождая вихрастые сюжеты.

Он учился ремеслу художника всю жизнь. Сначала во Дворце пионеров, кстати, вместе с известным нашим художником Александром Кудрявцевым - они дружат уже 50 лет. Потом - в Свердловском художественном училище. А после - в знаменитой питерской "Мухе" - Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. Но до всего этого был отец, который пришел с фронта незрячим. Он давал Сереже карандаш, брал его маленькую руку в свою большую и они вместе рисовали. Будто компенсируя отцову слепоту, природа наделила Сергея Черкашина феноменальной культурой зрения. Для него сюжет - не текстуален, это тот случай, когда не просто лучше, а иначе и нельзя - надо показать, а не рассказать.

Известный его почти иконообразный портрет "Мать и дитя" есть лишь перевод на человеческий язык более сложного, какого-то подсознательного конфликта синего и желтого, создающего тревожные вибрации. Есть еще одна очень удачная черкашинская работа "Христос воскресе", где мощный ток возникает между простым и отчетливым бытовым пейзажем в центре и светлым неземным фоном, на котором проступает, как из тумана, силуэт Троицы...

Иногда люди рассказывают ему о его работах то, что он сам как-то и не заметил. Например, однажды ему сообщили, что его Пушкин везде какой-то грустный, даже трагичный. Не поверил - посмотрел: правда. Как получилось? Непонятно. Впрочем, все можно объяснить. Тут Черкашин вспомнил, что его день рождения - это день пушкинской дуэли по старому стилю. Пушкин - тоже странное на самом деле сближение. Да, "солнце...", да, "наше все". А кроме того - уникальный визуальный образ: маленький чертик, гениальный проказник, быть бы ему в наше время киноактером. Он многолик и неуловим. У Черкашина есть один забавный рисунок, на манер кунштюков - Пушкин как бы соткан из, в свою очередь, мелких рисунков по мотивам, видимо, жизни и творчества поэта. Пушкин для интеллигенции поколения Сергея Леонидовича - это личное и близкое. На другом рисунке Черкашин сам вместе с Пушкиным - будто прогуливаются довольные друзья-соратники по Мойке.

Вообще, Сергей Леонидович любит делать автопортреты. Автору экспозиции настоящей выставки Татьяне Джемс-Леви, например, очень нравится ироничный "Не спи, Серега". Хорош диптих "Фифти-фифти" - когда-то он был частью замысленного триптиха на тему "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу". Черкашин вовремя остановился, потому что вдруг вывел важную для себя формулу. Первый портрет: художник, кажется, горестно закрыл мозолистыми ладонями глаза, вокруг него - темнота, а сам он - старик. На втором портрете - из-за недоверчиво раскрытых ладоней появляются голубые глаза, и фон меняется. Свет в нашей жизни, как бы говорит нам Сергей Черкашин, напрямую зависит от нашей способности видеть. "Если же жизнь кажется иногда мрачной, то только от близорукости", - написал однажды Владимир Набоков. Кажется, они говорят об одном и том же...

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет