Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт однокомнатной квартиры п44к: заказать на Юду >>
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Зачем «пиплу» баян?

10.10.2013
Александра Толмачева называют неутомимым популяризатором баянного искусства. По-другому не получается

Александра Толмачева называют неутомимым популяризатором баянного искусства. По-другому не получается. Слова «баяновед» не существует, а работа героя этого материала уже давно вышла за пределы игры на баяне.

Недавно Александру Ивановичу исполнилось 75 лет – идеальный возраст, чтобы проанализировать судьбу баянного искусства в контексте советской и российской действительности.

Александр Толмачев родился и вырос в поселке Роза. Окончил Челябинское музыкальное училище. Старт его музыкальной карьеры – роль учителя музыки в школе поселка Красногорский. Кульминация – должность директора государственного академического русского народного ансамбля «Россия» Людмилы Зыкиной. На Всесоюзном радио вел передачу «Играют баянисты», самостоятельно создавал сборник «Советские мастера баянного искусства».

Виниловые пластинки ушли в прошлое. Но не идея. В XXI веке Александр Иванович работает над большой серией компакт-дисков «Звезды русского баяна».

Опять один. Видимо, развязки в этой истории, как по закону новой драмы, нет. Зато есть осознание своей подвижнической миссии и масса медалей на груди: Золотая Есенинская, Георгия Свиридова, «Благодатное небо», Орден за веру и верность, Орден за заслуги перед казачеством...

Добродушно сказанная фраза «пипл кучкуется» показывает стремление Александра Ивановича идти в шаг с современностью.

Мы встретились с неутомимым популяризатором баянного искусства на праздновании юбилея в селе Октябрьское Красноармейского района, где отмечали его юбилей. На Южный Урал Толмачев приехал на неделю и решил навестить места детства. Сельской школе искусств подарил 300 экземпляров дисков из серии «Звезды русского баяна».

− Если не я, то кто?

- Александр Иванович, есть ли такое понятие как «баянное искусство»? Или мы не можем употреблять это словосочетание?

- Конечно, есть! Сегодня баян достиг огромных высот, а Россия вообще является баянной державой и диктует баянную политику во всем мире. С 1958 года наши музыканты получают всевозможные награды на международных конкурсах. Мы являемся законодателями баянного искусства. Баяну отведена особая роль.

- Какая?

- Баян – труженик. И те возможности, которые есть у баяна, больше не имеет ни один инструмент. Например, скрипка в поле без аккомпанемента не может, рояль в доменный цех вы не привезете.

Работая в Челябинской филармонии, я выступал в разных местах и понял, насколько баян мобильный инструмент. Он вобрал в себя множество функций: как аккомпанирующий и сольный инструмент, как ансамблевый и оркестровый. В суровые годы Великой Отечественной войны под баян проходили концерты в прифронтовой полосе. С другим инструментом так не получится.

- Вы занимаетесь изучением баянного искусства более полувека. Какое состояние оно приобрело за этот период?

- Заметен некоторый спад. У нас много музыкальных фестивалей, но статистика показывает разительное снижение конкурса на факультеты народных инструментов по классу баяна. Это заметно и в Челябинске, и в Екатеринбурге, и в Москве.

- Почему так происходит?

- Я думаю, что ослаблена и даже идет самотеком работа с детьми. С дошкольного возраста ребят надо отбирать, заниматься с ними и вести их. Ведь интерес стал меньше не только к баяну, но и к другим видам музыкального искусства. Чтобы дети вышли на профессиональную стезю, надо работать системно во всех музыкальных школах. А сейчас это находится в каком-то хаотичном состоянии.

- А перспективна ли профессиональная музыкальная карьера? Всем известно, что сфера культуры не блещет финансовой обеспеченностью...

- Действительно встает вопрос – как прокормить себя и семью. Я знаю многих баянистов, которые ушли в бизнес. В том числе, и в Челябинске. Профессор, отучившийся семь лет в спецшколе, четыре года в училище, пять лет в консерватории, три года в аспирантуре, получает какие-то жалкие гроши!

Несправедливая оплата труда к хорошему не приведет. И она уже не привела. Мы видим, что лауреаты международных конкурсов меняют специальность, потому что не могут заработать... На культуру бросают какую-то кость: мол, гложите ее.

- Тогда что эти конкурсы могут дать молодым исполнителям, помимо медали?

- Раньше наградой была гарантированная работа, возможность гастролей за рубежом. Сейчас мы имеет огромное количество этих конкурсов, и лауреаты делаются, как блины… В этом тоже проблема. А вообще к русскому национальному искусству на Западе относятся с очень большим интересом. Великий дуэт певицы Людмилы Зыкиной и баяниста-виртуоза Виктора Гридина – его золотая страница. С ансамблем «Россия» мы гастролировали в Японии, Новой Зеландии и других странах – залы были забиты.

- В советское время баян был неким символом массовой культуры. Не кажется ли вам, что сейчас исполнение на баяне входит в ранг культуры элитарной?

- С появлением массового телевидения понизилась посещаемость концертов. И вовсе не оттого, что стали хуже играть. Просто народ потребовал хлеба и зрелищ. Сейчас идет брожение в самом баянном репертуаре…

- Каким должен быть этот репертуар?

- Самым демократичным. Тональным. Чтобы сыгранная мелодия осталась в голове.

- А где грань между баянным искусством и баянной самодеятельностью?

- Раньше все играли. В доме была песня, но домашнее музицирование, к сожалению, исчезло. Сейчас в исполнении на баяне есть и академическая часть, и ансамблевое направление – дуэты, трио. Но играют, как мы говорим, от Баха до Оффенбаха.

- Тогда как вы относитесь к творчеству Петра Дранги?

- Петя – сын моего друга Юры Дранги. Еще есть баянист Сережа Войтенко. Но это вовсе не большое искусство, а развлекательное. Пляшут, интересно играют, заводят публику. Кстати, и Петя, и Сережа – лауреаты международных конкурсов. Но, как мы уже говорили, люди уходят из классического искусства. Ну, не может Петя заработать на жизнь Бахом, Чайковским и Мусоргским! Он нашел себя в другой сфере, и на его концерты люди ломятся.

- Может быть, это и есть популяризация баянного искусства?

- Я смотрю на это по-другому: вижу здесь форму материально выжить. Петя мог бы этого не делать. Его жизнь заставила. Да, сейчас вообще много баянистов-авангардистов. Пробуются разные направления, но не все приживаются. Все-таки мы слушаем старых мастеров.

- На Международном фестивале музыки для баяна и аккордеона в Санкт-Петербурге вы сказали о необходимости сохранения истории баянно-аккордеонной исполнительской школы в России. То есть существует какая-то проблема?

- Идет замалчивание имен тех исполнителей, которые первыми выводили баян на большую концертную эстраду. Сегодня многие исполнители говорят только о своих успехах. Это неправильно – мы обязаны тем, кто начинал. Надо помнить этих людей. И это – моя задача.

Выпуская диски, где содержатся мои статьи об исполнителях, их произведения и фотографии, я отдаю должное нашим баянистам разных поколений. Последние четыре выпуска серии «Звезды русского баяна» были посвящены зарождению русской баянной школы 20-х годов. Планирую выпустить произведения второго поколения русской баянной школы: Сурикова, Колобкова, Казакова, Галкина.

- То есть вы занимаетесь популяризацией классики?

- Не только. Если это хорошая эстрада, то бога ради. Понимаете, сейчас идет девальвация понятия «искусство», и тот, кто сидит в зале и оценивает, может быть случайным человеком. Но есть и постоянные слушатели, которые знают большое искусство. Публику-то тоже надо воспитывать!

- Каким образом?

- В первую очередь, надо привлекать к музыкальному искусству детей. Допустим, на основе моих дисков можно создать целую серию легких и доходчивых лекций с показом живого материала. В феврале этого года впервые в истории открыли памятник народному артисту России, баянисту-виртуозу и человеку-легенде Виктору Гридину. Этот бюст в Курске – первый и пока единственный. Может быть, появятся памятники и другим баянистам.

- Вы были в разных странах. Где еще, кроме России, играют на баяне?

- Во всех скандинавских странах, в Англии, Франции, Италии, Германии. На Западе баян тоже является национальным инструментом, но называется аккордеоном.

- Лидером в производстве и конструировании аккордеонов сегодня считается Италия. Как вы считаете, способна ли Россия вернуть утраченные позиции?

- Я бы так не говорил про лидерство Италии. Россия с Италией сейчас делают совместные проекты.

- Александр Иванович, с каким чувством вы вступаете в новый период жизни?

- Я как-то не обращаю внимание на свой возраст. Слова – это слова. Надо заниматься делами.

Надежда Прохорова

P.S. Заслуженный врач России, член Союза писателей РФ, поэт и музыкант Вячеслав Оркин написал стихотворение «Друг» и посвятил его Александру Толмачеву. По-моему, все сразу становится ясно: в нем – весь Александр Иванович.

Когда не ладятся дела и на сердце туман,

Я вынимаю из чехла свой старенький баян.

И чуткий друг мой как всегда

Во всем меня поймет,

И мир изменится, когда мехами он вздохнет.

Тенета жизни не спеша распутают лады,

На волю вырвется душа из роковой узды.

И улетит куда-то вдаль,

В страну мечты и грез.

Утихнет боль, уйдет печаль невыплаканных слез.

И вновь навстречу злобе дня встаю я свеж и рьян,

Вот что такое для меня мой старенький баян!

Взамен не надо ничего,

Скажу и не солгу –

Я жизнь без друга моего представить не могу.

Подробную биографию Александра Ивановича Толмачева можно посмотреть здесь:

http://www.rusbass.ru/ved-tolm.html

Комментарии
Комментариев пока нет