Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Бытовая святость

18.10.2000
"Танцующая в темноте"  Ларса фон Триера в "КиноМАКСе"

Директор "КиноМАКСа" Александр Одольский - очень решительный и умный человек. Помимо блокбастеров, которые делают кинотеатру кассу, он время от времени демонстрирует у себя настоящие шедевры.
"Танцующая в темноте" режиссера Ларса фон Триера ("Золотая пальмовая ветвь в Канне-2000"), безусловно, относится к таковым. Парадокс в том, что современные шедевры, как правило, не только "нерентабельны", скажем больше - их и не нужно показывать всем. Мы еще помним шок, который вызвал у части зрителей "Хрусталев:" Алексея Германа, демонстрировавшийся в рамках фестиваля "Новое кино России".

"Танцующая в темноте" Ларса фон Триера в "КиноМАКСе"

Директор "КиноМАКСа" Александр Одольский - очень решительный и умный человек. Помимо блокбастеров, которые делают кинотеатру кассу, он время от времени демонстрирует у себя настоящие шедевры.

"Танцующая в темноте" режиссера Ларса фон Триера ("Золотая пальмовая ветвь в Канне-2000"), безусловно, относится к таковым. Парадокс в том, что современные шедевры, как правило, не только "нерентабельны", скажем больше - их и не нужно показывать всем. Мы еще помним шок, который вызвал у части зрителей "Хрусталев:" Алексея Германа, демонстрировавшийся в рамках фестиваля "Новое кино России". Новый фильм фон Триера в смысле шоковой терапии сильнее многократно.

Фабула довольно проста. Холодная война. Чешская эмигрантка Сельма (ее играет знаменитая певица Бьорк) живет вместе с сыном-школьником среди обычных американцев в живописной глубинке. Ходит на завод, чтобы заработать деньги на операцию сыну. У них обоих наследственное заболевание - быстрое ухудшение зрения. Сама она почти слепа и всякий раз сильно рискует, работая с прессом. Однажды сосед-полицейский, положительный такой американец, с комплексом неудачника и суицидальными мыслями, крадет у Сельмы ее сбережения. Не навсегда, на месяц, чтобы выплатить ссуду банку. Сельма обо всем догадывается. Происходит нечто вроде потасовки, и она убивает соседа. Суд присяжных единогласно решает ее повесить.

Фон Триер, известный как изобретатель кодекса "Догма", и здесь остается верен своим правилам. Съемка ведется будто бы любительской камерой, практически нет ни монтажей, ни озвучания (что, кстати, скрыл дубляж). Все это идеально (насколько это под силу кинематографу) передает мировосприятие почти слепой женщины. Время от времени события прерываются как бы вставными номерами. Сельма бредит мюзиклами, и любой, даже производственный, шум сразу становится музыкальным ритмом. Всякий раз, когда напряжение сюжета кажется нестерпимым, он вдруг соскальзывает в такую "музыкальную паузу". Визуальный ряд становится гармоничнее, цвета - ярче, люди - добрее. Голливуд, короче. И превосходное пение самой Бьорк - Сельмы. Она говорит, что любит мюзиклы за то, что в них ничего плохого не случается.

В жизни все наоборот. Судьба героини, по идее обязанная строиться по законам того же мюзикла, потому что Америка типа любит трудолюбивых и талантливых, упрямо съезжает на тупиковый путь античной трагедии. Даже милые обстоятельства жизни и характера Сельмы на суде оборачиваются грозными уликами.

Фон Триера часто упрекают в безжалостном манипулировании зрительскими эмоциями и столь же безжалостном отношении к своим героям. Вот ведь интересно, не поведал бы Флобер миру о своих слезах по поводу "Мадам Бовари", так кто б знал! А тут сразу дегуманизированный постмодернизм. Как говорил один известный психолог, щекотка - дело субъективное. На самом деле талант режиссера в том и состоит, чтобы суметь учесть в своем произведении и постмодернизм тоже, хотя бы на уровне приема. И преодолеть его собственным человеческим содержанием.

Другая мишень на творческом теле режиссера - его антибуржуазность. Он не скрывает своих левых взглядов. Фон Триер - европеец до мозга костей. Верную подругу Сельмы играет прекрасная Катрин Денев. За ней - шлейф европейской культуры, делегатом которой в фильме она и является. Интересно узнавание. Помимо француженки Денев и исландки Бьорк здесь есть еще двойник Клинтона, тот самый полицейский (!), его, кажется, тоже Биллом зовут. Американская культура, по фон Триеру, ничего, кроме мюзиклов, дать не в состоянии. Это в лучшем случае, в худшем - тишина и стерильность тамошних поселков городского типа. И столь же глухие камеры-одиночки для смертников.

Однако социально-политические противопоставления точно так же бесполезны для человека, как американские мифы. Хотя, признаться, хороши для артикуляции в газете. Фон Триера интересует феномен, так сказать, бытовой святости. Вспомним его же "Рассекая волны", где жена во имя любви к своему больному мужу по его просьбе пустилась во все тяжкие. Вслед за блаженным Августином режиссер говорит: люби и ни о чем не думай. Разговор об этом и есть прерогатива шедевров.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет