Новости

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Президент России может прилететь в Челябинск уже осенью.

Стали известны первые команды КХЛ, прошедшие стартовый круг плей-офф.

В ходе рейда оперативники изъяли из оборота более 2000 коробок контрафакта.

Водитель за рулем отечественного авто сбил пешехода около 09:20 27 февраля.

Около 07:00 на перекрестке Луначарского и Шевченко иномарка влетела в трамвай.

Сообщение о краже поступило в полицию с Новокузнецкой улицы 27 февраля.

Налет был совершен около 12:00 27 февраля на Ленинском проспекте.

Шокирующий инцидент произошел 24 февраля в Верещагино.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Нужна соразмерность человеку

18.10.2000
Попытка краткого диагноза

Сфера нелюбви
Мне кажется, мы наследуем культуру несколько иначе, чем Европа. Кажется, Бродский назвал российские пространства Азиопой в отличие от Евразии. В этом есть ироничный оттенок, но это похоже на правду. Отношения со скульптурной формой в России в советское время складывались тоже вполне "азиопские".
Какой должна быть челябинская скульптура? Вероятно, для начала соразмерной человеку как в смысле физических размеров, так и в плане смысловом и идейном.

Попытка краткого диагноза

Сфера нелюбви

Мне кажется, мы наследуем культуру несколько иначе, чем Европа. Кажется, Бродский назвал российские пространства Азиопой в отличие от Евразии. В этом есть ироничный оттенок, но это похоже на правду. Отношения со скульптурной формой в России в советское время складывались тоже вполне "азиопские".

Какой должна быть челябинская скульптура? Вероятно, для начала соразмерной человеку как в смысле физических размеров, так и в плане смысловом и идейном. Челябинск перенаселен тяжелой и, кстати, очень агрессивной скульптурой. Этот герой связан, тот - орет, третий - с протянутой рукой - путь указывает. Все наши памятники безотносительно агрессивны. А время настолько нервно, так человека гонит, так передышки не дает, что нужны зоны покоя и тишины. "Сфера" Митрошина, кроме того, что давит своими "алтарными" размерами, еще и очень "колючая". В волосах девушки, на змей похожих, повисли лопнувшие шарики. Ветви деревьев острые. Европейцы и американцы могут позволить себе всякие "страшилки". Мы живем не так благополучно. Люди в нашем водовороте иногда сходят с ума, и это медицинский факт. Человек не успевает прижиться во времени, так быстро оно сейчас меняется. Нужно ли ставить скульптуру, которая может с ума свести и здорового человека?

Думаю, скульптура должна быть многоинтонационной. Сколько людей на нее посмотрит, столько должно найти в ней нечто свое. Автор "Сферы" так настойчиво, так по-азиопски желает сделать всем красиво! Не хватает нежных, близких, легких, улыбчивых интонаций. Мне кажется, не может быть так сокрушительно серьезна работа для молодых и счаcтливых людей.

В Нью-Йорке ставят замечательную гипсовую очередь к телефонной будке. Фигуры обычных людей - взрослые, дети с собачками на поводке. Скульптор улыбнулся и хочет ответной реакции от тех, кто машинально становится в хвост этой очереди, потом спохватывается и хохочет. Вспомним другой замечательный памятник - непринужденно сидящий прямо на ступеньках университета Альберт Эйнштейн. Каждый студент может с ним обняться, если захочет. Или памятник сантехнику, который высунулся из люка под ногами прохожих на тротуаре.

Сирота

Что же касается памятника Прокофьеву, то сама архитектурная ситуация кажется мне ошибочной. Что мы видим вокруг памятника? Жалобную речку, небо, дребезжащий хаотический перекресток. Скульптура будто бы никому здесь не нужна. Стоит себе, обдуваемая с четырех сторон, архитектурно никак не защищенная. Создается ощущение, что ее не поставили, а оставили здесь, попросту забыли. И место это - многострадальное, ненамоленное, тяжелое место для скульптуры (вспомним судьбу "Первостроителя").

Памятник как будто демонстрирует сиротство и отсутствие любви к себе архитектора. У знаменитого Бурделя есть работа "Ожидание", где Пенелопа огромна, как колонна. Она задумана как маяк и может "держать" огромное пространство. Композиция сидящего человека в кресле требует пространственной поддержки. Пространство должно "принять" скульптуру, а не выталкивать ее.

"Подобно надписи надгробной:"

Сама идея бетонного памятника Жженову вызывает огорчение. А ставить подобные изображения в каждом челябинском дворе - ну просто не могу цензурно выразить свои эмоции по этому поводу! Вообще любой портрет - дело очень тонкое. В древности считалось, что он отнимает жизнь у натуры. И сегодня есть некий этический момент. Скульптурный портрет устанавливают, как правило, на могиле. Есть вариант, когда произведение настолько высоко по художественному уровню, что не будет возникать ощущения погребения, издевательства и других не менее тяжелых эмоций. А ставить любительские скульптуры - все равно как устраивать погосты во дворах.

Вспоминаю наш разговор с композитором Тихоном Хренниковым во время посещения им нашего города. Он рассказал, как ему подарили на юбилей его скульптурный портрет в мраморе, который поставили в рабочем кабинете. Он рассказывал, как мучился, туда входя: вынести скульптуру нельзя - тяжелая. Наконец, выход был найден - Хренников надел на нее кепку. Может быть, так и была найдена интонация, которая позволила композитору спокойнее относиться к своему портрету. Не знаю отношения Жженова к происшедшему, он вежливый человек, но рад, наверное, что ЭТО поставили не перед его домом.

Почему так?

Думаю, это растерянность перед временем. Люди во власти хотят оставить что-то нетленное. Они понимают, что памятник партийному деятелю - это смешно. Думают, что они могут создать памятник любви или еще какому-то явлению или идее. Не понимают главного: идеи должны родиться и воплотиться не в их головах, а в мастерских художников. Им нужно просто смотреть работы художников и выбирать. Хорошо бы - на конкурсной основе. Нужно общение с творческими людьми, а руководители привыкли ими командовать. Я надеюсь, что понимание этого придет со временем.

Ирина ДУХИНА, искусствовед

Комментарии
Комментариев пока нет