Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Автогражданка": экзамен на гражданскую зрелость

25.02.2004
Страхователи постепенно осознают важность закона об ОСАГО

Прошло без малого восемь месяцев, как в России вступил в действие закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств". Словом, пока этот вид страхования в нашей стране только-только набирает обороты. Тогда как в Германии или Великобритании страхование "автогражданки" осуществляется, считай, уже век.
Из 1200 страховых компаний, действующих в Российской Федерации, приблизительно 150 получили лицензии на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности (для краткости - ОСАГО). В их числе и ЮЖУРАЛ-АСКО.

Страхователи постепенно осознают важность закона об ОСАГО

Прошло без малого восемь месяцев, как в России вступил в действие закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств". Словом, пока этот вид страхования в нашей стране только-только набирает обороты. Тогда как в Германии или Великобритании страхование "автогражданки" осуществляется, считай, уже век.

Из 1200 страховых компаний, действующих в Российской Федерации, приблизительно 150 получили лицензии на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности (для краткости - ОСАГО). В их числе и ЮЖУРАЛ-АСКО. В свое время в ряду 48 крупных страховых компаний России она выступила учредителем Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев транспортных средств. Союз автостраховщиков избрал в президиум 20 человек. Из руководителей страховых компаний Урала в его состав вошел только генеральный директор ЮЖУРАЛ-АСКО А.М. Любавин.

-- Вне всякого сомнения, - заявляет Аркадий Маркович, - главнейшим событием прошлого года в отечественном страховании стало вступление в силу с 1 июля закона об ОСАГО. К сожалению, его реализация в значительной степени осложнилась странной позицией Госдумы, вдруг решившей, правда, только в первом чтении, перенести начало действия закона об ОСАГО ровно на один год вперед в ситуации, когда он уже вошел в силу. При этом многие депутаты руководствовались не интересами дела, а конъюнктурными соображениями в преддверии очередных выборов в законодательный орган страны.

Подобная непоследовательность в действиях народных избранников внесла сумятицу в души автовладельцев. В результате если за июль 2003 года наша компания оформила свыше 25 тысяч полисов ОСАГО, то в сентябре, октябре и ноябре удалось заключить не более 10 тысяч договоров в месяц. И такая тенденция наблюдалась во всех компаниях России, занятых обязательным страхованием "автогражданки". Ситуация изменилась только после выступления президента В.В. Путина, заявившего, что перенос вступления в силу закона, а тем более его отмена невозможны. Закон об ОСАГО принят, действует и его надо выполнять!

Вняв доводам главы государства, народ активно пошел в страховые компании. Так, только за декабрь прошлого года ЮЖУРАЛ-АСКО реализовала около 50 тысяч полисов ОСАГО.

-- И много ли, Аркадий Маркович, выиграли их обладатели?

-- При страховании автогражданской ответственности выигрывают напрямую не столько страхователи, сколько люди, ставшие жертвами дорожно-транспортных происшествий с участием наших клиентов, находившихся за рулем. Кстати, именно в этом заключается гуманная сущность закона об ОСАГО. К сожалению, немалая часть автовладельцев еще не до конца осознает это обстоятельство и подчас рассматривает необходимость приобретения полиса автогражданской ответственности как некую финансовую повинность, как своеобразный налог.

Однако дело обстоит вовсе не так. По моему глубокому убеждению, каждый россиянин, садясь за руль автомобиля, должен ясно понимать, что с этой минуты он вместе со своей машиной становится источником повышенной опасности. Об этом говорит и печальная статистика. За 11 месяцев 2003 года в стране произошло 186,7 тысячи автоаварий, на 10,4 процента больше, чем за тот же период 2002-го. Число погибших в ДТП по вине водителей (из-за нарушений ими правил дорожного движения) превысило 26 тысяч человек, а потерпевших достигло 187 тысяч. Что же касается Челябинска, то наш город находится на пятом месте в стране по количеству автоаварий после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Омска.

И как это ни прискорбно, Россия первенствует среди цивилизованных стран по степени тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий. За год у нас на каждые 100 тысяч жителей приходится больше 20 погибших, в Польше - свыше 17, США - более 15 (при трехкратном превосходстве транспортных средств на 1000 жителей), Германии - больше 9 и Великобритании - 6. Сравните два полюса: 20 и 6. Скажите, какие еще тут нужны комментарии?!

Как видим, судя по такому раскладу, больше других нуждаются в страховой защите российские граждане. Этой цели как раз и служит закон об ОСАГО. Причем он стоит на страже интересов не только жертв ДТП, но и страхователей автогражданской ответственности. Например, за прошлый год (точнее - во втором полугодии) у клиентов ЮЖУРАЛ-АСКО, имевших полисы ОСАГО, произошло свыше 1000 страховых случаев. Наша компания в возмещение ущерба выплатила потерпевшим более 18 миллионов рублей. В январе текущего года количество страховых случаев по линии автогражданской ответственности уже составило 398, а выплаты по ним превысили 7,5 миллиона рублей. И вот что примечательно: все потерпевшие получили денежное возмещение ущерба - то ли здоровью, то ли автомашине, а иногда и тому, и другому вместе - буквально за считанные дни, без каких-либо проволочек. А не будь ОСАГО, им пришлось бы добиваться удовлетворения своих законных интересов через суд. Между тем не секрет, что такого рода тяжбы длятся иногда месяцами, а то и годами. И еще неизвестно, будет удовлетворен иск или нет в конце судебного разбирательства.

Вместе с пострадавшими в ДТП выиграли и виновники автоаварий. Заплатив относительно небольшую сумму денег за полис ОСАГО, они, как и потерпевшие, тоже получили страховую защиту, хотя и опосредованную. Ведь урон здоровью и автотранспорту потерпевших, зачастую исчисляемый десятками тысяч рублей, был без промедления оплачен компанией ЮЖУРАЛ-АСКО. А это, в свою очередь, избавило обладателей полисов автогражданской ответственности в большинстве страховых случаев от судебных разбирательств и выплаты значительных денежных сумм из личных доходов.

-- Складывается впечатление, что автовладельцы большей частью уже смирились с необходимостью приобретать полисы ОСАГО. Ныне они, похоже, уповают на то, что правительство России снизит тарифы на "автогражданку"...

-- Как говорится, мечтать не вредно. Однако я должен заметить, что автостраховщики, выходя в правительство Российской Федерации с предложениями по базовому тарифу ОСАГО, закладывали в него более значительную сумму, чем та, с которой согласилась исполнительная власть. В конечном итоге он был установлен на уровне 1980 рублей в год. Утвержденный правительством базовый тариф (с понижающими и повышающими коэффициентами) дает возможность страховщикам осуществлять максимальную выплату по одному страховому случаю в сумме 400 тысяч рублей. Предельная сумма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших, определена в размере 240 тысяч рублей, но не более 160 тысяч на одного потерпевшего. И, наконец, на возмещение вреда, причиненного имуществу нескольких человек, полагается 160 тысяч рублей, но не более 120 тысяч на одного пострадавшего. Выходит, при средней стоимости страхового полиса ОСАГО по Челябинской области около 1500 рублей потерпевшим могут быть выплачены солидные суммы возмещения ущерба, полученного в дорожно-транспортном происшествии.

Как мне представляется, снижать размер базового тарифа ОСАГО нецелесообразно. Но это мое личное мнение. Зато у российского правительства есть право менять величину тарифов раз в полгода в ту или иную сторону. Может, оно пойдет навстречу пожеланиям автострахователей?

-- И все-таки в средствах массовой информации время от времени появляются сообщения, что базовый тариф ОСАГО по милости страховщиков непомерно раздут. И это якобы сделано для получения сверхприбылей на страховании атвогражданской ответственности. Подобную точку зрения разделяет часть депутатов Госдумы и Законодательного собрания Челябинской области.

-- Действительно, это имеет место быть. И происходит, по-видимому, потому, что некоторые журналисты и народные избранники слабо разбираются в сути дела, оттого и допускают ошибочные суждения с точки зрения экономической природы автострахования.

В самом деле, какой смысл стремиться к получению сверхдоходов, если максимум прибыли автостраховщиков ограничен пятью процентами?! Все, что выше этого показателя, не остается в их распоряжении, а идет на пополнение страховых резервов.

На осуществление действий автострахования от оформления полисов до выплаты денег по страховым случаям компаниям, занятым этой деятельностью, позволено законом потратить лишь 20 процентов всей суммы, полученной от автострахователей. Тем самым львиная доля их денег идет по прямому назначению, на возмещение ущерба от ДТП. Таков мой ответ законодателям, сомневающимся в способности и желании автостраховщиков оплачивать свои обязательства по полисам ОСАГО.

-- Аркадий Маркович, вы - член президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) с момента его организации в августе 2002 года. Насколько я понимаю, этой организации и ее руководящему органу принадлежит далеко не последняя роль в становлении и развитии ОСАГО в нашей стране.

-- Согласен. Ассоциация автостраховщиков России с самого начала взяла курс на планомерное и тесное сотрудничество с различными государственными структурами - Департаментом страхового надзора, Минтрансом, ГИБДД и другими профильными министерствами и ведомствами. РСА активно участвовал в подготовке ряда постановлений российского правительства по вопросам правил автострахования, тарифов, процедур независимой оценки ущерба при страховых случаях и так далее.

Недавно Союз автостраховщиков совместно с главным управлением ГИБДД разработал программу обеспечения безопасности на автодорогах страны. Проектом предусматривается профинансировать ее выполнение в 2004 году за счет перечисления целевых взносов автостраховщиков в сумме ориентировочно 360 миллионов рублей.

Полагаю, читателям "Челябинского рабочего" небезынтересно будет узнать и о том, что с 1 июля 2004 года РСА приступит к выплате компенсационных средств в тех случаях, когда виновник дорожно-транспортного происшествия не известен, или лицо, ответственное за причиненный ущерб, не имело полиса ОСАГО, то есть не было застраховано на момент совершения ДТП. Правда, есть тут одна оговорка: такого рода компенсационные выплаты станут производиться лишь в качестве возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших. В отношении ущерба автотранспорту компенсационных выплат со стороны РСА не будет.

-- И последний вопрос. Недавно попало на глаза сообщение в периодической печати о том, что около 170 миллионов рублей заложено в государственный бюджет 2004 года на компенсации стоимости полисов обязательного страхования автогражданской ответственности, приобретенных инвалидами, получившими автомашины через органы социальной защиты. Интересно узнать, когда и каким образом смогут инвалиды воспользоваться своим правом и получить 50-процентные компенсации?

-- Мне известно об этом. Однако я знаю и о том, что механизм предоставления льготы инвалидам до сих пор не прописан. Такого рода обстоятельство часто становится серьезной помехой в реализации хороших задумок. Говорю об этом лишь потому, чтобы инвалидов не постигло горькое разочарование. Уж кто-кто, а они подобного отношения к себе не заслужили.

В заключение хочу особо подчеркнуть, что выполнение закона об ОСАГО - это еще и своеобразная сдача экзамена на гражданскую зрелость не только страхователей и страховщиков, но и всего сообщества людей. В самом деле, не может страна считаться по-настоящему цивилизованной, если ее граждане не имеют надежной страховой защиты от дорожно-транспортных происшествий, нередко приносящих в наши дома боль утрат и горькие сожаления.

Степан ГАРИН

Комментарии
Комментариев пока нет