Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Карен ШАХНАЗАРОВ: "На "Мосфильме" есть все!"

26.02.2004
Именно здесь началась карьера генерального директора крупнейшей в Европе киностудии

Карен Георгиевич в Челябинске никогда не был, но некая связь все же существует. Ибо музыку для большинства его фильмов написал наш знаменитый земляк, музыкант и композитор Анатолий Ошерович Кролл. Благодаря ему исполнились две мои давние мечты: встретиться с Шахназаровым и побывать на "Мосфильме". Жаль, не хватило времени подробнее осмотреть эту знаменитую кинофабрику с ее музеем ретроавтомобилей и велосипедов (на них ездили герои фильмов "Анна Каренина", "Ленин в Париже", "Цирк", "Дежа вю" и других), многочисленными съемочными павильонами, большим техническим хозяйством. Я побродила по коридорам главного корпуса, поглазела на выставку старинных кинокамер.

Именно здесь началась карьера генерального директора крупнейшей в Европе киностудии

Карен Георгиевич в Челябинске никогда не был, но некая связь все же существует. Ибо музыку для большинства его фильмов написал наш знаменитый земляк, музыкант и композитор Анатолий Ошерович Кролл. Благодаря ему исполнились две мои давние мечты: встретиться с Шахназаровым и побывать на "Мосфильме". Жаль, не хватило времени подробнее осмотреть эту знаменитую кинофабрику с ее музеем ретроавтомобилей и велосипедов (на них ездили герои фильмов "Анна Каренина", "Ленин в Париже", "Цирк", "Дежа вю" и других), многочисленными съемочными павильонами, большим техническим хозяйством. Я побродила по коридорам главного корпуса, поглазела на выставку старинных кинокамер. Задержалась у стенда с историческими снимками зачинателей этого киногорода, возникшего в 1923 году. Вгляделась в портреты знаменитых режиссеров, киноактеров, чьи судьбы и успех были связаны с "Мосфильмом". А сколько знакомых по экрану лиц увидела в тот день: киностудия для артистов - одно из рабочих мест. Я прошлась мимо череды комнат с табличками на дверях: "Тайны дворцовых переворотов", "Неравный брак" : Притормозила у помещения с надписью "Павильон для кинопроб" (эх, попытать бы судьбу!) Заглянула в магазинчик, где продаются накладные носы, парики, другие аксессуары лицедейства и кое-какие сувениры, напоминающие о том, что недавно "Мосфильм" отметил свое 80-летие.

В кабинете Шахназарова - огромные портреты на стене: Сергей Эйзенштейн, Сергей Бондарчук и Василий Шукшин. Под "присмотром" "мосфильмовских" мэтров руководит крупнейшей с советских времен кинофабрикой ее нынешний генеральный директор. Потом мой взгляд падает на давно не тронутые ремонтом стены, потолки со следами подтеков. Шахназаров вряд ли их не замечает. Просто в поле его внимания проблемы куда более важные: вывести крупнейший в Европе киноконцерн на мировой уровень. Он говорит об этом во многих интервью. И без ложной скромности гордится успехами, которых достиг за годы правления.

Крестный отец

-- Карен Георгиевич, когда вы впервые очутились на "Мосфильме"?

-- Да еще в 70-х годах прошлого столетия. Практиковался здесь во время учебы во ВГИКе, а потом, после его окончания, стал работать ассистентом Игоря Васильевича Таланкина. Моей задачей был подбор актеров, но не на главные роли (молодой же еще!), а в основном для массовок.

-- Открытия были?

-- Такого артиста, как Алеша Жарков, я нашел! Игорь Васильевич ставил фильм "Выбор цели" об академике Курчатове, его играл Сергей Федорович Бондарчук. Нужен был актер на эпизодическую роль молодого Курчатова, да чтоб был похож на Бондарчука. Я ходил-ходил по театрам и нашел Лешу. Он понравился Таланкину, тот его утвердил.

-- Для кого вы еще в то время стали "крестным отцом"?

-- Не знаю, помнит ли Наташа Андрейченко, а я вот запомнил, как привел ее на съемочную площадку. Нужен был эпизод с молодежью, со студентами. Я ее и весь их курс знал по ВГИКу, только я уже окончил его, а они еще учились. Первой моей самостоятельной картиной был короткометражный фильм "Шире шаг, маэстро" - моя дипломная работа. Но я сознательно пошел в ассистенты, сообразив, что надо пройти через этот этап. И правильно сделал. Опыта поднабрался, ведь раньше процесс производства фильмов представлялся мне весьма умозрительно.

-- А как перешли к режиссерской работе?

-- Тогда система была такая: если ты получал диплом режиссера-постановщика с отличием (а я его получил), то имел право претендовать на полнометражную постановку. Но выбор был как бы за тобой. Мы, то есть я и мои сверстники, окончившие ВГИК, ходили по творческим объединениям, искали сценарии. На "Мосфильме" тогда было много заказной продукции, молодые с удовольствием за нее брались, чтобы потренироваться и подзаработать. Платили прилично, мне, вчерашнему студенту, те суммы казались просто огромными. Кстати, этой работы не чурались и маститые режиссеры. Потому что в кино у нас система всегда была "капиталистическая" : мы получали зарплату только в процессе съемок, а когда фильм заканчивался, киношники сидели без денег, иногда по нескольку лет зарплаты не видели. Можно сказать, была скрытая безработица.

-- И скрытый капитализм?

-- Ну да, в этом смысле кино, если хотите, было готовым к рыночной экономике. В общем, каждый халтурил как мог, это не считалось зазорным. Я снял короткометражку "На скользкой дорожке" по заказу ГАИ. Там ее показывали в принудительном порядке проштрафившимся водителям. Потом, когда Любшин и Лавров сделали картину по повести Шукшина "Позови меня в даль светлую", я снял десятиминутный "спутник", фильм о фильме: его перед началом сеанса показывали. А потом у писателя Льва Славина (тот, который "Два бойца" написал) я нашел рассказ "Кафе "Канава" и понес Георгию Николаевичу Данелия. Он познакомил меня с главным редактором своего творческого объединения Александром Бородянским. И сказал: "Саша поможет тебе написать сценарий". Но Александр поставил условие: "Только сообща". Мы написали сценарий под названием "Дамы приглашают кавалеров", но его не пропустили по каким-то идеологическим соображениям. Руководству показался мрачным и искажающим советскую действительность финал истории. Взамен мне предложили уже одобренный сценарий известного драматурга Леонида Генриховича Зорина. Я очень хотел снимать и согласился. Так появился мой первый полнометражный фильм "Добряки". По иронии судьбы в тот момент мой вгиковский однокашник Иван Киасашвили случайно прочитал сценарий "Дамы приглашают кавалеров" и пришел ко мне с вопросом: "Так будешь снимать или нет?" - "Нет, у меня он не прошел". - "Может, я попробую? Отдай его мне". - "Пробуй, ради Бога". И ведь у него прошел! Тогда странные дела происходили: вещь отклонили, а через полгода тот же самый сценарий с легкостью утверждался. Короче говоря, Иван снял, а я оказался одним из авторов сценария "Дамы приглашают кавалеров". После чего мы подружились с Сашей Бородянским и до сих пор сотрудничаем.

-- Наверное, сейчас режиссерам труднее найти путь к "своему" кино?

-- Это зависит от них самих, тут помочь никто не может. Собственно, так было всегда. Правда, в наши годы сценарный пакет студии был богаче. И денег на него больше тратили. Сейчас такого пакета практически нет, все делается, как говорится, с листа. В этом смысле нынешним молодым сложнее. А тогда сценарии писались даже про запас. Творческие объединения имели определенный набор, который они могли предложить постановщикам. Мой друг Вадим Абдрашитов так нашел свой первый сценарий "Слово для защиты" в объединении "Родина". А написал его тоже молодой тогда автор Александр Миндадзе. Они сняли эту картину и после всю жизнь работают вместе. Но дело в том, что советское кино вообще было системой. Ее не стало. А система всегда лучше, чем не система.

"Без совета родителей я бы не сел в это кресло"

-- Нынешний киноконцерн "Мосфильм" - система?

-- Сейчас - да, но мы ее с большим трудом восстановили. Когда я занял пост директора, киностудии как цельной структуры практически не существовало. Она состояла из товариществ, все цеха превратились в самостоятельные коммерческие единицы, каждая - со своим интересом. Я начал все заново собирать. Удалось, потому что у руководства "Мосфильма" еще оставались рычаги, а подразделения не были приватизированы. Процесс был болезненным для товариществ: у них уже созрел частный интерес, деньги пошли. Но, слава Богу, обошлось без особых эксцессов, которые мне предрекали: мол, тебе никто ничего не отдаст, в тебя будут стрелять. Хитрили и угрожать пытались, но войны не было.

директора выбирало правление. Было несколько кандидатур, все люди достойные. В результате большинством голосов выбрали меня. Но тут я всерьез задумался: шаг ответственный. Помню, даже с родителями советовался: соглашаться ли? Сложность в том, что "Мосфильм", будучи государственным предприятием, ничего от государства не получает уже с 1991 года. То есть работает как чисто рыночное предприятие. Оно же огромное, здесь работников тысячи, всем зарплату надо платить. Где взять деньги? Самим зарабатывать! Все, что мы здесь делаем - модернизацию, реконструкцию, - делаем на средства, которые сами добываем. Да еще и налоги платим и весьма большие пошлины за импортное оборудование.

-- Из каких источников черпаете эти средства?

-- В основном их два. Во-первых, коллекция старых кинолент, по закону все права на нее принадлежат "Мосфильму". Даже в самый тяжелый период мы ее не продали, хотя другие студии не сумели сохранить свои коллекции. Второй источник - спектр производственных услуг, которые мы оказываем различным кино- и телекомпаниям. И нужно создать такие условия, чтобы было отличное качество, высокие технологии и низкие цены. В свое время мы опирались на первый источник потому что производство "Мосфильма" было в запущенном состоянии и техника очень старая. Доходы от коллекции фильмов до 2000 года составляли 90 процентов от нашего основного бюджета. Мы пустили эти деньги в модернизацию, стали покупать новое оборудование. И правильно сделали: вскоре эти затраты начали окупаться. Сейчас 70 процентов доходов нам приносит чистое производство.

Российские корни "Американской дочери"

-- "Мосфильм", по меркам советского времени, был российским Голливудом?

-- Да нет! В Голливуде таких "Мосфильмов" штук пять - "Парамаунт" например. А вот в Европе нам аналогов нет. Наш киноконцерн - крупнейший и единственный с полным "набором" процессов для создания любой аудиовизуальной продукции. Скажем, "Чиничита" - очень хорошая, знаменитая итальянская студия, но там не делают записи музыки. А у нас одна из лучших звукозаписывающих студий в стране, здесь пишут музыку не только для кино, но и классику, и эстраду. На "Мосфильме" есть все! С точки зрения высоких технологий, мы можем соперничать и со Штатами. Кстати, нельзя Голливуд олицетворять с США, он - явление наднациональное. К тому же в Америке делают почти тысячу картин в год и лишь 200 - в Голливуде. Есть еще национальное, независимое американское кино с очень крупными бюджетами. Оно в конфликте с Голливудом.

-- А с кем вы сотрудничали, когда снимали в США "Американскую дочь"?

-- Как раз с независимой студией в Сан-Франциско. Это на порядок дешевле, чем в Голливуде. В американском кино огромное количество съемок обходится малым бюджетом, а фильмы получаются неплохие. Просто другие правила, другие ставки. У меня бюджет был 300 тысяч долларов, но коллеги сказали: "Нормальные деньги, мы и за 80 тысяч снимаем. Не надо оглядываться на Голливуд".

-- Правда ли, что в "Американской дочери" отражены факты из вашей личной жизни?

-- Нет. В сюжете использован момент, связанный с моей биографией, но сам фильм не обо мне.

"Меня гипнотизируют история и время"

-- Много ли картин в настоящее время снимается на "Мосфильме"?

-- Больше ста проектов, не считая рекламы, клипов, огромного количества дубляжа и выпуска иностранных картин, - они в основном через нас идут. Я и сам сейчас заканчиваю съемку. Мне неловко хвалить свою картину, но для меня она - самая важная. Кстати, это уже шестая совместная работа с Анатолием Ошеровичем Кроллом. Его музыка всегда очень точно совпадает с моей стилистикой. На сей раз мы сняли фильм по произведению Бориса Савенкова, знаменитого русского революционера и террориста начала XX века. Он еще и литератор был довольно интересный. Меня заинтересовала его повесть "Конь бледный", Саша Бородянский написал сценарий, в прокате фильм будет называться "Всадник по имени Смерть.

-- Выходит, вы впервые снимали на явно историческом материале.

-- Почему? А "Цареубийца"! А "Сны"! Однако погодите... У меня действительно не было ни одной картины чисто исторической. "Мы из джаза" не в счет, он снят в музыкальном жанре, а у него свои законы. В некоторых я делал ретроотступления, и фильмы строились как бы с фокусом, в двух планах, в них переплетались события сегодняшние и давно минувшие. Так что вы правы. Я-то считал, что у меня фильмы исторические, а они не вполне исторические. Значит, "Всадник по имени Смерть" - первая моя историческая драма. Меня всегда интересовала связь истории и современности. Парадоксы времени меня гипнотизируют.

-- Интересно работалось?

-- Очень! Сложно, но интересно. Актеры молодые, никому неизвестные. Я сознательно на это пошел, поскольку революционерами всегда были молодые люди. Самый опытный из актеров - Андрей Панин, он исполнил главную роль.

-- Этот фильм, наверное, самый любимый, как это обычно бывает у создателей?

-- Поскольку он тебя держит, ты эмоционально привязан к нему больше, чем к другим. Потом это чувство проходит. Я вообще-то свои картины не пересматриваю, без эйфории к ним отношусь. Они просто уходят из моей жизни. Хорошим фильмом можно считать тот, где есть четыре хорошие сцены. Это Феллини как-то сказал. Очень точная мысль. Если с этой точки зрения смотреть кино, то обнаружится, что в большинстве картин, даже тех, которые на первый взгляд нравятся, нет ни одной хорошей сцены.

"Молю Бога о следующей картине"

-- Карен Георгиевич, почему-то вы в своих фильмах никогда не появляетесь в кадре, как это делают Рязанов или Данелия. У вас такая внешность импозантная!

-- Спасибо. Но, во-первых, признаюсь, я крайне зажатый человек, хотя профессия вынуждает быть публичным. Я немало поработал на телевидении, сделал много программ. Очень долго чувствовал себя неорганично перед камерой, ужасно боюсь ее. Хотя во ВГИКе актерское мастерство неплохо сдал. Во-вторых, у меня нет стремления увековечить себя в кадре.

-- Вы себя уже фильмами увековечили!

-- Тем более необязательно свою физиономию показывать. Не скрою, я честолюбив, хотел и хочу быть впереди. В молодости, когда спортом занимался, упорно шел к цели.

-- Дальше, выше, быстрее?

-- Да, я боролся за это. Побеждать - в моем характере. Что тут плохого! Честное соревнование - это нормально. Ужасно, что в жизни очень часто используют неспортивные, мягко говоря, приемы. Однако с годами я понял, что только время может оценить вклад того или иного человека. В том числе и в кино. Время отсекает все бессмысленное и оставляет самое ценное. Как мои фильмы будут смотреться лет через двадцать, тридцать? Кто его знает! Быть востребованным и давать какие-то эмоции очень приятно. Но: В общем, как Бог даст, - вот как я к этому отношусь.

-- И как вы думаете: когда Бог даст следующую картину?

-- Ой, не знаю, буду молиться, чтобы поскорее. Мысли есть, но, к сожалению, весьма смутные. Еще не выпущен очередной фильм. Хотя именно в такой период ты всегда находишься в отличной форме: тут бы и начать следующий. Но так не получается. Исключение - "Курьер" по моей повести. Вообще-то я и не собирался его снимать. И Андрей Эшпай (он на студии Горького тогда работал) стал меня уговаривать: "Давай я сниму, мне твоя повесть нравится". Я согласился, Бородянский написал ему сценарий. Но на студии Горького проект зарубили: их не устроил главный герой. Андрею пришлось от затеи отказаться, он стал снимать другой фильм. Я в тот момент заканчивал "Зимний вечер в Гаграх". Саша попросил меня посмотреть сценарий "Курьера" : мол, по твоей же повести написан. И мы решили: "Попробуем". Началась перестройка, картину пропустили, хоть и со скрипом. Меня даже в партком вызывали: герой повести странным казался. Тем не менее съемка состоялась. Это у меня единственная картина, которую я без паузы начал снимать. А что будет дальше - не берусь загадывать.

...Прощаясь, еще раз вглядываюсь в портреты великих кинематографистов. И спрашиваю: "Карен Георгиевич, вам их духи не являются?" Шахназаров как-то по-новому смотрит на предшественников, потом на меня: "Да нет, не являются. Но их присутствие меня стимулирует".

Лидия САДЧИКОВА Москва-Челябинск Тел. (3512) 630-144 E-mail: slf@chrab.chel.su

О Карене Шахназарове

Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Его семья - это мать Анна Григорьевна Шахназарова, супруга Дарья Игоревна Майорова, дочь Анна 18 лет, десятилетний сын Иван и шестилетний сын Василий. Отец Карена Георгий Шахназаров (скончался в 2001 году на 77-м году жизни) - один из основоположников политологии в Советском Союзе: в свое время он писал речи для Брежнева, более 40 лет занимался разработками в области государства и права, истории и современной политики, в конце 80-х годов работал помощником первого президента Советского Союза Михаила Горбачева, а в последнее время - ведущим сотрудником Горбачев-фонда.

Карен Шахназаров - народный артист России. Лауреат литературной премии имени Б. Полевого, лауреат премии Ленинского комсомола, Государственной премии имени братьев Васильевых, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, российских кинофестивалей "Ника" и "Кинотавр". Награжден призом жюри МКФ в Гренобле (Франция), серебряной медалью МКФ в Лодзи (Польша), дипломами МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде Гонконге.

Сотрудничал с Российским телевидением как автор и ведущий цикла "XX век в кадре и за кадром" и программы "Камера Обскура". Увлечения: плавание, вождение автомобиля.

В последние годы Карен Георгиевич является генеральным директором киноконцерна "Мосфильм".

Фильмография

"Добряки" (1979), "Мы из джаза" (1983), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Курьер" (1986), "Город Зеро" (1988), "Цареубийца" (1991), "Сны" (1993), "Американская дочь" (1995), "День полнолуния" (1998), "Яды, или Всемирная история отравлений" (2001).

В соавторстве с драматургом Александром Бородянским написал сценарии практически ко всем своим фильмам. Выступил продюсером фильмов "Звезда" (2002) и "Сны".

Комментарии
Комментариев пока нет