Новости

«Хвостатики» найдут приют в здании бывшего свинарника.

160 объектов приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями.

У жителя Ливенского района при обыске обнаружен ствол пулемета МГ-34.

У него изъято 15 килограммов синтетического наркотика.

Трагедия случилась во время движения автобуса.

Столбики термометров поднимутся до -5 градусов Цельсия.

Соответствующая информация появилась накануне на портале госзакупок.

Выплату в размере 5000 рублей в начале 2017 года получат 15 миллионов пенсионеров по всей стране.

Мужчина проведет в охраняемом поселении пять с половиной лет.

Общественный транспорт временно перенаправили по улице Максима Горького.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Время собирать камни и переписывать учебники

26.02.2004
Приведет ли сокращение учебных пособий к повышению их качества?

Кто обидел президента?
Все началось со скандала вокруг учебника Игоря Долуцкого "Отечественная история ХХ века". В нем были приведены суждения историков и публицистов, в которых период президентства Владимира Путина назывался "режимом личной власти", "авторитарной диктатурой", а сам президент - "полковником ФСБ". В итоге - гриф Министерства образования РФ "рекомендовано" с учебника сняли и исключили его из списка школьных пособий.
Причем сам Владимир Путин приложил к этому руку как бы опосредованно. Сначала появилось письмо из общероссийского совета ветеранов Великой Отечественной войны, который возглавляет генерал армии Валентин Варенников.

Приведет ли сокращение учебных пособий к повышению их качества?

Кто обидел президента?

Все началось со скандала вокруг учебника Игоря Долуцкого "Отечественная история ХХ века". В нем были приведены суждения историков и публицистов, в которых период президентства Владимира Путина назывался "режимом личной власти", "авторитарной диктатурой", а сам президент - "полковником ФСБ". В итоге - гриф Министерства образования РФ "рекомендовано" с учебника сняли и исключили его из списка школьных пособий.

Причем сам Владимир Путин приложил к этому руку как бы опосредованно. Сначала появилось письмо из общероссийского совета ветеранов Великой Отечественной войны, который возглавляет генерал армии Валентин Варенников. Потом президент дал поручение РАН рассмотреть положение дел, связанных с разработкой учебников по истории для средней общеобразовательной школы. Мол, разделяя чувства глубокоуважаемых ветеранов...

Дело закрутилось. Появилось решение, что все ныне существующие учебники по истории (а их ни много ни мало 107 (!) должны пройти повторную экспертизу в РАН и РАО (Российская академия образования). Дальше - больше. Система отбора учебников и по остальным предметам школьной программы была признана тоже несовершенной. Поэтому президиум Федерального экспертного совета решил, что гриф "рекомендовано" смогут получить отныне не более трех учебников по каждому предмету. (Сейчас в школах России используется около 2000 учебников).

Можно ли считать ограничение школьной программы тремя учебниками благом? Что по этому поводу думают педагоги и родители?

Берем не числом, а качеством...

Ревизию школьных учебников проректор по науке Челябинского государственного педагогического университета Владимир Швеммер назвал попыткой установить идеологический контроль над содержанием образования.

-- Три учебника контролировать проще, чем тридцать, - говорит Владимир Готфридович. - Это ясно, как Божий день.

Сложнее ответить на другой вопрос: "Кому это нужно?" Никто ведь не берет на себя ответственность за государственную идеологию. Ни одна партия. По крайней мере, открыто.

Если анализировать учебники с точки зрения качества, то есть среди них, по его мнению, и очень хорошие, и очень плохие. Проблема не в том, чтобы сократить их количество, а в том, как влиять на качество.

-- Наша беда, что мы разрушили систему школьных учебников, - продолжает рассуждать Владимир Готфридович. - Отдельный учебник не может быть хорошим. Школе нужен комплект, в котором была бы видна общая линия. Человек, который пишет учебник, к примеру, по истории, должен иметь в виду, что изучает ребенок в это время по географии, литературе и т.д. А сейчас у нас школьные знания сводятся к набору элементов, к сожалению. И в голове у детей пестрота вместо цельной картины.

Ищите не новое, а вечное

-- Нельзя коммерческий интерес ставить во главу создания учебника, - считает директор физико-математического лицея N 31 Челябинска Александр Попов. - Его нужно писать душой, честью, совестью. А сегодня создание учебников является одним из самых прибыльных бизнесов. Не случайно огромные деньги, которые приносят миллионные тиражи, стали причиной многих громких убийств.

Что же делать?

-- Не платить автору учебника ничего, - считает Александр Евгеньевич и вспоминает притчу про астронома.

При Английском королевстве служил один великий астроном. И решили ему поднять жалованье.

-- Вот этого как раз делать и не нужно, - сказал ученый. - Ибо где большие деньги, там кончается астрономия.

Хороший учебник, по мнению Александра Попова, нельзя написать за год, за два и даже за пять лет.

-- Ищите не новое, а вечное, не мной сказано, - говорит Александр Евгеньевич. И называет прекрасные, с его точки зрения, учебники, от которых без всяких объяснений отказались. Например, "Алгебра и начало анализа" Колмогорова, написанная математиком с мировым именем. И таких учебников, в общем-то, немало.

-- Может быть, часть из них и нужно было адаптировать в свете современной науки, но не выбрасывать из школьной программы, - считает Александр Попов.

Каждому овощу - свое время

-- Чисто по-человечески и как коллегу мне жаль Игоря Долуцкого, - говорит учитель истории и мать двоих детей Валентина Петрова. - Человек откликнулся на то, к чему его призывали. Еще вчера государство и общественность приветствовали то, что сделал автор этого учебника: высказал свою точку зрения. Не нас ли увлекали альтернативностью, вариативностью и т.п.? И общество, в котором долгое время царил диктат, отреагировало на этот призыв разнообразием мнений и оценок. К сожалению, Игорь Долуцкий опоздал. Если бы он написал свой учебник на несколько лет раньше, ему бы рукоплескали. А вот сегодня освистывают. О чем это говорит?

О том, что кончилось одно время и наступило другое. Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать.

Начался второй период, когда подводят итоги первого...

Разумеется, не все в нем было хорошо. В чем-то наблюдался перебор: увлекаясь новым, мы забывали о старом. Вместе с водой выплескивали и ребенка. Но можно было это поправить не так скандально и громко, как в случае с Игорем Долуцким.

По мнению Валентины Петровны, в выигрыше остались учителя, которые работали по традиционным учебникам с их осторожными, выдержанными оценками.

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Тел. (3512) 638-602 E-mail: jsa@chrab.chel.su

Комментарии
Комментариев пока нет