Новости

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Главную стройку Челябинска собираются заморозить

22.01.2014
Предложение о консервации челябинского метрополитена прозвучало 22 января на заседании комитета Законодательного собрания по строительной политике.

Предложение о консервации челябинского метрополитена прозвучало 22 января на заседании комитета Законодательного собрания по строительной политике. По данным председателя комитета Юрия Карликанова, на то, чтобы окончить строительство метро, потребуется еще 75 миллиардов рублей. Челябинская область со своими миллиардными дырами в бюджете позволить себе подземную роскошь не может.

Более 30 лет жители Южного Урала ждут запуска метрополитена. Само строительство длится почти 21 год – можно сказать, что челябинское метро достигло полного совершеннолетия, так и не родившись. Но власти города уверяют: с федеральной поддержкой, которую ждут на Урале как манну небесную, строительство подземки возобновится к 2015 году. Пока же построенные километры тоннелей простаивают в законсервированном состоянии, медленно пожирая бюджетные деньги.

О необходимости строительства метрополитена в столице Южного Урала заговорили задолго до того, как город приобрел статус города-миллионника.

В 1967 году был утвержден генплан Челябинска, в котором четко было прописано, что метрополитен в перспективе должен стать основным видом транспорта в городе. Строительство двух главных веток планировали окончить к Московской олимпиаде в 1980 году. Работу над первым проектом вели специалисты из Челябинска, Москвы и Ленинграда – в феврале 1977 года были утверждены все схемы, экономические расчеты и планы. Казалось, что до подземки рукой подать, однако бумажная волокита в тогда еще Советском Союзе длилась невообразимо долго. Десятки утверждений на разных уровнях, подбор проектировщиков, приезд и работы московских специалистов – все это заняло в общей сложности почти 15 лет. Ни о каком метрополитене к 80-му и даже 90-му году жители мегаполиса и не мечтали. А с целью экономии бюджетных средств в 1989 году строительство всех крупных объектов в стране было остановлено. В том числе были остановлены работы по проектированию и планированию челябинского метро. С распадом СССР развалились надежды челябинцев на подземный транспорт.

Тонны бумаг, схем, расчетов и чертежей – все это могло оказаться в долгом ящике. Но, несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнулось новое государство, было решено финансировать возведение метро в Челябинске. В 1992-93 годах вышло постановление Госстроя России, которое позволило приступить к строительству в полную силу. Новая дата запуска подземки – 2012 год.

«Стройка века» двигалась очень тяжело. Условия были далеко не идеальными: не хватало квалифицированных инженеров, техники и жилья для строителей, съезжавшихся с разных концов страны. К тому же все вновь шло по известной схеме – денег в областном бюджете не хватает, в 2001 году власти страны включают проект по возведению метро в Челябинске в федеральные планы до 2015 года, запуск переносится…

С 2000 по 2003 год на строительство челябинского метрополитена было выделено из всех источников финансирования 472, 8 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета — 287,8, областного — 94, городского — 8,7, прочих местных источников — 73,6 миллиона.

Будто бы с новой силой, как после затишья, возобновляется работа. В 2004 году областью был приобретен канадский тоннелепроходческий комплекс «Ловат». Он начал свое медленное движение, а ему навстречу бригады рабочих рыли проход взрывным способом. Примерно в это время к власти в городе приходит новая команда во главе с Михаилом Юревичем.

Строительство метро постепенно приобретает странный оттенок – деньги выделяются, строительство разворачивается и… оказывается, что деньги опять кончились. А иногда и вовсе случаются интересные истории.

В 2005 году мэрия решает снизить траты на строительство метро в городе, причем весьма странным способом – за счет снижения качества. На более дешевые были изменены материалы для строительства тоннелей, например, чугун заменили железобетоном, но самое главное – была изменена глубина прохождения ветки метро от станции «Площадь Революции» до станции «Комсомольская площадь» с 40 до 15 метров. В самом центре города, на проспекте Ленина, где находятся не только все основные транспортные развязки, но и бок о бок стоят разнокалиберные дома, огромное здание университета, совсем недалеко от поверхности «Ловат» буквально роет могилу челябинцам. Если на большой глубине находятся твердые гранитные породы, то ближе к поверхности - так называемые зоны выветривания, места скопления песка и воды. Строить здесь ветку метро однозначно нельзя. С лихим решением челябинских управленцев не согласилась ни Главгосэкспертиза, ни Ростехнадзор – строительство в центре города было остановлено до лучших времен. Не копают там и по сей день.

– Не думаю, что метро хотят рыть там, где оно может разрушиться, – комментирует проблемы со строительством метро Алексей Бефус, начинающий геолог. – Опасность при возведении таких сложных объектов существует абсолютно всегда, и задача инженеров-геологов свести её к минимуму. С каждым видом пород, в которых будет проходить метро, связан свой набор проблем. Удобнее, конечно, строить в более твердых гранитах, так как меньше опасность разрушений и обвалов. Но и осадочные породы не так страшны. К примеру, в Санкт-Петербурге есть ветки метро, которые проходят под руслом реки, да и никаких гранитов там никогда не было. Главное – технология.

В 2007 году копилка интересных историй, связанных с челябинским метро, пополнилась.

За три года работы комплекс «Ловат» прошел порядка 1 200 метров сложной уральской породы. Все бы хорошо, но метростроевцы негодовали: тоннелепроходческий комплекс буквально купили с рук, он оказался не новым и часто ломался. На замену уникальных деталей и режущих комплектов требовались миллионы рублей, а также месяцы ожидания этих элементов. Работы не двигалась. Ни к 2012, ни к 2014 году метро построить не смогли. В марте этого года экс-губернатор Михаил Юревич заявил, что метро в городе не появится еще около 20-30 лет. По его мнению, на окончание строительства необходимо от 30 до 36 миллиардов рублей. Такие деньги ни федеральный бюджет, ни региональный выделить не могут.

Стоит отметить, что денег в строительство подземки с 1967 года вложено немерено. Останавливать работы, когда есть уже готовые станции и километры тоннелей – глупо. Легче вести медленную, но все же деятельность. Однако с 2012 года почти все работы прекращены – проект буквально заморожен. Причина – отсутствие финансирования. Это официальная версия.

Как под землю провалились

– Конечно, метрополитен, который успешно функционировал в других городах, рассматривался и как элемент развития столицы Южного Урала, – поясняет историк Александр Фокин. – Поэтому на протяжении второй половины XX века предлагалось несколько проектов челябинского метрополитена. Но только в XXI веке строительство вышло из стадии проекта. Очевидно, что даже возведение одной линии требует огромного финансирования, что, в свою очередь, превращает стройку в большую кормушку. Общеизвестным фактом являются махинации при строительстве дорог, так что каждый год их приходиться ремонтировать заново. Но если дороги видны, то происходящее под землей скрыто от глаз большинства людей.

В последнее время «Челябметростроем» заинтересовались правоохранительные органы. Так совпало, что интерес УФСБ к подземке возрос сразу после появления информации о продаже 70,6 процента акций ОАО «Челябметрострой». Один пакет был оценен в 65 миллиона рублей, а дата аукциона назначена на 30 декабря, как раз под конец календарного финансового года.

На прошлой неделе закономерно прошли обыски в «Челябметрострое» – УФСБ заверяет, что выделенные в 2007 году средства в размере 182 миллионов рублей на приобретение техники переводились на счет фирм-однодневок, деньги снимались физическим лицами, а сама техника, купленная по значительно более низким ценам, и вовсе не была смонтирована и запущена.

– Челябинский метрополитен уподобляется одно лыже на балконе, и толку от нее мало и выбросить жалко, – продолжает Александр Фокин. – В нынешних условиях продолжение строительства будет превращаться в череду коррупционных скандалов и выманивания денег из федерального бюджета, которые в прямом и переносном смысле уйдут под землю. А прекращение стройки негативно скажутся на имидже руководителя, который поставит крест на «голубой мечте челябинцев». Но даже если наперекор всем проблемам метро будет достроено, то это скорее будет аттракцион подобный казанскому метрополитену. Если во времена СССР метро должно было помочь пролетариям добраться до предприятий, то сейчас это скорее в помощь шопоголикам, чтобы доехать от одного ТРК до другого. На мой взгляд, в нынешних условиях ситуация с челябинским метро как шахматная вилка, когда любой выбор ведет к неминуемым потерям.

Свет в конце тоннеля

Оптимизм не покидает власти города – они планируют в 2015 году возобновить строительство челябинской подземки.

На пресс-конференции 21 ноября 2013 года заместитель главы челябинской администрации по дорожному хозяйству Владимир Алейников сообщил, что для завершения проекта необходимо ежегодно пять-шесть миллиардов рублей. Региональных денег хватает только на обслуживание имеющихся участков, но, по словам Алейникова, есть большая вероятность, что финансирование в будущем будет вестись из федерального бюджета.

На данный момент готовы две станции – «Комсомольская площадь» и «Торговый центр». Но и здесь не все так просто: «Торговый центр» находится близко к реке Миасс и все время подвергается атакам стихии – тоннели постоянно заливаются водой. Уже обдумывался вариант переноса станции в другое место. Что причина тому - близость с водой или же отдаленность экс-губернаторской команды от известного в городе бизнесмена Александра Аристова, владеющего самим Торговым центром, – не ясно. Ясно лишь то, что самого метро не видать челябинцам, как своих ушей, еще очень долго.

Однако есть в городе и те, кто смог попасть в челябинское метро раньше других. Диггер и блогер gzbender в своем ЖЖ пишет о проникновении в самое таинственное место города – подземку. Вместе с тремя друзьями поздней ночью ребята смогли за спиной охраны пробраться в тоннели, дойти до середины Миасса и посмотреть, как ведутся работы в замороженном объекте. С учетом, что в 2013 году на метро потрачен почти миллиард, странно, что найти порядка 20 тысяч в месяц на качественную охрану метростроевцы не смогли.

Комментарии
Браво! Отличная статья! Отличный слог! Неужели и на МЗ вновь появились нормалыне журналисты??:))) Я думала все уже давно оттуда в панике сбежали))
читатель-ница
22.01.2014 09:52:32
Думаю, тема метро интересует уже не первое поколение) надеюсь, чем чаще журналисты будут "напоминать" действующей власти о такой серьезной, масштабной проблеме, тем лучше! При чем совсем не важно, новый человек у "руля" или же привычный. Если вы, конечно понимаете о чем я ... ;)
Гуд стори, бро
НЕигрок
22.01.2014 10:41:20
ооооой, опять про это метро пишут! хотя не т правильно!! чем чаще зудишь, тем больше результатов. это как с шубой - пока не надавишь - не получишишь :) может, и нам, челябинцам, повезет наконец-то
Светик-Секретик
11.02.2014 10:09:55
ооооой, опять про это метро пишут! хотя не т правильно!! чем чаще зудишь, тем больше результатов. это как с шубой - пока не надавишь - не получишишь :) может, и нам, челябинцам, повезет наконец-то
Светик-Секретик
11.02.2014 10:11:00