Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Его называли искателем красоты

11.02.2014
18 февраля исполнилось бы 60 лет Юрию Катаеву - замечательному челябинскому фотохудожнику, выдающемуся мастеру фотографии

18 февраля исполнилось бы 60 лет Юрию Катаеву - замечательному челябинскому фотохудожнику, выдающемуся мастеру фотографии, преподавателю, создателю целого направления в челябинской фотографической школе.

В апреле 2013 года работа «Натюрморт с рыбой» Юрия Катаева получила бронзовую медаль на престижном международном конкурсе фотографии в австрийском городе Линце. Но посылал снимок за него уже творческий коллектив «Каменный пояс»…

- Его приходилось заставлять отсылать фотографии на конкурсы, - вспоминает коллега Катаева по «Каменному поясу» фотограф Александр Глебов. - Он постоянно был занят текущей работой. Сколько раз говорил ему: «Давай, участвуй!», а он отвечал: «У меня нет свежего».

Работы двухлетней давности, демонстрировавшиеся только в Челябинске, он считал несовершенными из-за возросшей требовательности к себе. И все же: именно Юрий Катаев первым из челябинских фотографов в 2003 году получил награду в Линце, тем самым проторив дорогу своим коллегам. В 2004 году попал в каталог с двумя работами из серии «Другая жизнь». Напечататься в каталоге конкурса с количеством участников 250 000 человек не менее значимая победа, если учесть, что туда попадают даже не все победители.

Творческое наследие Юрия хранит, безусловно, и другие открытия.

- Каждый вечер я смотрю фотографии, особенные отбираю для альбома. Сейчас это главная моя работа, и половина меня живет в этом времени, а половина - в 1990-х годах. Мы еще как бы и не расставались, - признается Ирина Катаева.

Они познакомились студентами Свердловского архитектурного института. Юрий был заядлым репортером общежитско-студенческой жизни, душой компании. К каждой вечеринке придумывал сюжет и снимал.

С Челябинском Катаеву повезло: в то время, когда они с Ириной приехали сюда после окончания института, здесь был фотоклуб, живущий активной, интересной жизнью. Работа в Гражданпроекте казалась рутинной и скучной, и фотоклуб стал не только отдушиной, но и местом творческого роста. Катаев перенимал мастерство у его тогдашних лидеров: Белковского, Теуша, Васильева.

- Фотографии тех лет я начала разбирать, еще когда Юра был жив, - вспоминает Ирина Борисовна. Сюжеты характерные для того времени: картошка, передовики производства. Много снимков о городе: исторические, утраченные уже уголки Челябинска, новостройки, городские праздники и будни. И поездки. Дороги, уходящие вдаль…

В 1992 году Катаев оставляет архитектуру и полностью посвящает себя фотографии. К отсутствию заработка он относился совершенно спокойно: снимал натюрморты, пожалуй, лучшие в своей жизни, необычные, ассоциативные работы. Предметный мир увлекал в театр вещей. Это шло еще от института, где запоем смотрели Тарковского и Антониони, и один такой просмотр давал больше, чем весь курс марксистско-ленинской эстетики.

«На свете все преобразилось, даже простые вещи - таз, кувшин, - когда стояла между нами, как на страже, слоистая и твердая вода». Строчки Тарковского, как моментальный снимок, так и за кадром могут стоять неслышные поэтические строфы.

Из любой поездки привозились старинные вещи с блошиного рынка. В ход шел не только антиквариат: особую ценность для фотомастера иной раз имели ржавая шестерня или подкова. Всей семьей ходили в железнодорожное депо, собирали там стружки, шарики от подшипников, непонятные детали когда-то работавших механизмов, подобрать жестяную кастрюлю, по которой проехался трактор - особая удача.

- Я видела готовые работы и узнавала некоторые пропавшие вещи, - признается Ирина Катаева. - Меня не раз спрашивали: как были созданы эти знаменитые натюрморты? Это было частью тогдашней беззаботной и суматошной жизни: перестройка, полуподпольные концерты, выставки, всеобщий хепенинг, игра в свободу.

Первый заработок принесли натюрморты, раскрашенные вручную. Растворы химикатов, предназначенные для тонирования фотографий, Юрий брал кистью и смешивал, как акварель. Готовые отпечатки сдавал в салон, покупали довольно хорошо.

В 90-е годы прошлого века появились первые конкурсы красоты. Съемка моделей заняла важное место в творчестве Катаева. Доводилось видеть, как в общении фотографов с моделями присутствует высокомерность и даже грубость. Для Катаева такое было совершенно неприемлемо. О многом говорит тот факт, что некоторые его модели увлеклись фотографией.

- Слова «моя модель» означали для него огромную симпатию, уважение и ответственность, - рассказывает о Юрии Катаеве директор «Каменного пояса» Ирина Рыжова. - Помню, одну из его моделей, ставшую впоследствии фотографом, кто-то из маститых репортеров толкнул. Она пришла к нему, стала рассказывать, как было обидно, когда взрослые мужики ее, хрупкую девушку, задвинули. У Катаева был эмоциональный взрыв: как, его модель и ученицу! Он стал сразу звонить тому фотографу.

Передавать свое мастерство Юрий Катаев начал с 1996 года, устроившись на работу в «Каменный пояс». При творческом объединении работала молодежная фотостудия, Катаев и Богдановский приглашали начинающих фотолюбителей на бесплатные практические занятия. В 2006 году его пригласила Ксения Преображенская в первую открывшуюся в Челябинске фотошколу, в 2010-м году открылась фотошкола в «Каменном поясе», где Юрий Катаев стал преподавателем и завучем.

Он был одним из немногих, кто не только делал замечательные кадры, но и мог внятно рассказать, почему они такими получаются. В этом ему помогала профессия архитектора. Он учил «строить» кадр, исходя из универсальных законов красоты. Каждую мысль сопровождал набором ярких и точных примеров, делился своими секретами щедро и великодушно.

Репортером Катаев не был. Прежде чем нажать затвор, создавал эскизы. Но в начале 2000-х окунулся в репортаж, выбрав область никем не исследованную и не изученную - молодежная субкультура. Начал со скейтбордистов и байкеров, затем возникли тесные творческие связи с ролевиками. Он стал снимать девушек в кринолинах и парней в рыцарских доспехах. Ролевики нравились Катаеву интеллигентностью, красотой. В душе они были такими же романтиками, как и он.

В «Каменном поясе» мне попался большой конверт с фотографиями исторических реконструкций. Это больше, чем просто репортаж. В каждом кадре - красота, переданная через композицию, свет, поворот головы.

В последние годы жизни у Юрия Руслановича было много работы, связанной с организацией фестиваля фотографии - «Фотофеста» и особенно придуманного им конкурса «Фотограф и модель». Он был и мотором, вдохновителем, и ведущим церемонии награждения. В сентябре 2012 года его не стало. А фотографии продолжают жить, появляясь на выставках, страницах журналов, участвуют в конкурсах.

Ирина Катаева уверена: «Натюрморт с рыбой» - не последнее открытие. Таких кадров, классных, но не «засвеченных» - еще много…

Комментарии
Комментариев пока нет