Новости

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Виктор Бычков: "Памятник поставят не мне, а Кузьмичу"

26.03.2004
Зрители полюбили этого актера  за "национальные особенности" его героев

В его послужном списке 68 работ в кино. Большинство из них - маленькие, в основном комедийные и не замеченные зрителями. Но он всегда снимался в кино и играл в театре. Играл и снимался. В трудные для "Ленфильма" времена многие актеры покинули киностудию.

Зрители полюбили этого актера за "национальные особенности" его героев

В его послужном списке 68 работ в кино. Большинство из них - маленькие, в основном комедийные и не замеченные зрителями. Но он всегда снимался в кино и играл в театре. Играл и снимался. В трудные для "Ленфильма" времена многие актеры покинули киностудию. А Виктор подумал: "Актер похож на птичку. Он не может существовать без фильмов-"гусениц". Сейчас гусеницы пропали. Но птички не питаются крокодилами". В общем, "Ленфильму" он не изменил. И был вознагражден за преданность. Появился режиссер Рогожкин и пригласил Бычкова сняться в фильме "Ради нескольких строчек". Роль небольшая, надо было сыграть немецкого егеря, причем не произнося ни слова. Рогожкин сказал Бычкову: "Ты великолепен! Так играл только Марлон Брандо. А теперь тебе нужно отрастить бороду. Я специально для тебя написал роль. Теперь будешь русским егерем". И родился Кузьмич из "Особенностей национальной охоты", " : рыбалки", " : политики" и " : национальной охоты в зимний период". Он так прилип к Бычкову, что не оставлял шансов на другие роли. Вроде бы и Бортко хотел взять Виктора в "Идиота", и в "Бандитском Петербурге" была для него подходящая роль. Но: "Это же Кузьмич!" - говорил кто-нибудь, и на роли брали других актеров.

Бычков любит своего Кузьмича. Но любой актер хочет играть новые образы. Как-то Виктор предложил Вилле Хаапсало, своему финскому коллеге и другу, который играет в "Особенностях:" горячего финского парня: "Давай придумаем историю из времен русско-финской войны". Дальше слов дело не пошло. А идея надолго засела в голове. Много лет спустя Виктор рассказал о заветной мечте Рогожкину. "Какая ерунда", - отмахнулся тот. А через три месяца принес сценарий "Кукушки", правда, он был на тему Отечественной войны. Режиссер исследовал уже не один, а три национальных характера: русский, финский и народности саами.

Еще до выхода на экран слава о фильме перешагнула границы России, картина была удостоена множества наград, а Виктор Бычков, сыгравший капитана Картузова, получил "Золотого орла-2003" за лучшую мужскую роль.

-- Профессиональным актером я стал уже в довольно зрелом возрасте, - рассказывает Виктор. - Жил с мамой в Питере, где и родился. И лишь в 25 лет поступил в институт. А до этого был: разгильдяем. Не имел среднего образования, работал шофером, водил КамАЗы, грузовики, самосвалы.

-- Крутил баранку и мечтал о кино, театре?

-- Нет, тогда мечтал, чтобы никого не задавить. А к искусству пристрастился еще раньше. Окончил в 1968 году восемь классов и пошел по настоянию мамы в ПТУ, там увидел объявление: "Производится набор в театральную студию". Я записался. Мои одногодки ходили на танцы, курили дурь, пили водку, а я ходил в театральную студию.

-- А что, тогда уже была дурь?

-- Она всегда была. Человека не было, а дурь уже была. Но я же не мог прийти на занятия выпивши или обкуренный. Так я избежал соблазна сесть на наркотики. А из нашей компании из одиннадцати друзей сегодня в живых только двое. Так вот, в 1977 году я окончил десятый класс вечерней школы и через год поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино на курс Игоря Петровича Владимирова. Я очень хотел учиться, уже со второго курса начал играть в театре. Тем более, что накануне моего поступления покончил с собой Роберт Васильевич Петров, у которого я занимался в театральной студии, и мне мой педагог Валерия Николаевна Кузнецова сказала: "Виктор, он очень хотел, чтобы ты стал актером". Это уже было не только мое желание, а воля умершего человека, как же я предам его! Мама умерла у меня два года назад, а она всегда говорила: "Витя, хочу, чтобы ты был хорошим человеком". Я стараюсь. По крайней мере, последние два года.

-- Разве до этого вы не были хорошим человеком?

-- До этого был разгильдяем. До института - разгильдяй неграмотный, а потом - разгильдяй грамотный.

-- Так, может, поэтому вы так поздно попали на большой экран?

-- Ну почему поздно! У меня уже во втором фильме была роль, по которой меня потом десять лет узнавали, в киноновеллах по рассказам Михаила Мишина "Голос", "Золотая пуговица", "Скрепки" и "Экскурсант". Я играл в двух лицах. Иногда люди старшего возраста говорят мне: "А мы вас тогда уже заметили". Это было в 1985 году. Через десять лет появился Кузьмич. Еще через семь лет - капитан Картузов. Если эта прогрессия сохранится, надеюсь, лет через пять появится что-то новое. Сам я оценивать не берусь, но когда к тебе подходят люди и говорят: "Мы смотрим фильм четыре года подряд", - это о чем-то говорит. Когда тебя милиционер вдруг останавливает, и ты думаешь, что он поклонник Кузьмича, а он заявляет: "Спасибо за фильм "Кукушка", - это тоже что-то значит. Картузов - самое красивое и честное, что я сделал, хотя я все старался делать честно, поэтому мне приятно похвастаться. Теперь я примирился с Кузьмичом. И благодарен ему, что он сделал меня узнаваемым. Вообще не так много актеров, которым удалось сыграть Штирлица, Чапаева, Шурика. Леонов Евгений Павлович - это Винни-Пух, ему даже винегрет делали в виде Винни-Пуха, хотя он такой Актер Актерович! Евстигнеев - прежде всего товарищ Дынин из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", хотя дядя Женя тоже все роли играл гениально. В русских сказках есть Иван-дурак. А теперь появился еще фольклорный человек - Кузьмич.

-- Вы как будто оправдываетесь и боитесь, что он до конца жизни будет "висеть" на вас.

-- Да я и рад. Не возражаю, если памятник не мне поставят, а Кузьмичу. Рогожкин сочинил этого героя конкретно для меня. Естественно, он взял много черт моего характера. И капитана Картузова написал для меня. Были люди, которые предлагали ему деньги, и большие, чтобы в "Кукушке" снимались другие актеры, причем очень хорошие, но Саша отказался: "Этот сюжет придумали Бычков с Вилле, пускай они играют".

-- "Кукушку" вроде даже на "Оскар" выдвигали.

-- Выдвигали, но не пропустили. Только Элем Климов, покойный, был стопроцентно за "Кукушку", а все остальные голосовали по-разному. Большинство - за "Дом дураков" Кончаловского, но он не прошел. Сейчас "Кукушку" должны были выдвигать как фильм, прокатываемый по Америке, однако он собрал не очень большую кассу, хотя там его смотрят. Представлять "Кукушку" в Штаты ездила наша третья героиня, то есть актриса Анни-Кристина Юуссо. Ее приглашала фирма "Сони классик" на фестиваль в Колорадо, туда можно только самолетом долететь, тусовочной фестивальной публики там не бывает, собираются богачи. Обычно фильмы идут по одному разу, но "Кукушку" показывали пять раз. Анни и в Канаду с ним съездила. А я в Китай его возил, потом во Францию: посидел на каннской лестнице. В Венгрию мы ездили втроем. Анни объездила очень много стран. Она на этих показах только и поняла, что это за фильм, когда увидела его с субтитрами. Да, собственно, его можно не слушать. Что такое хорошее кино? Это когда нет изображения, а я понимаю по звуку, что там происходит. Или когда нет звука, а мне понятно, о чем там говорят. В Китае зрители отбрасывали наушники: они и без перевода все понимали. Один китайский критик сказал: "Я с самого начала убрал наушники, они мне мешали". Кинокритик Разлогов сказал мне после Московского кинофестиваля, на который они вместе с Никитой Михалковым отобрали "Кукушку" : "Я минут сорок смотрел и только потом понял, какого Бычкова вижу. Нового Бычкова!" Это приятно. Знаю, что перед самой своей смертью Павел Лебешев, замечательный оператор, позвонил Рогожкину и сказал: "Саша, я отказывался смотреть твой фильм, когда был здоровый. А сейчас лежу в больнице, мне случайно принесли кассету, я посмотрел два раза. Классный фильм! Вы все молодцы!" Очень важно, что именно коллеги оценили твой труд. А вот конкурсы мне непонятны. В спорте ясно: выше прыгнул, быстрее пробежал. В искусстве все субъективно. Ну как состязаться, скажем, с Алексеем Петренко, если я первый раз вышел на театральную сцену в его сапогах?! Я тогда думал: сейчас аплодисменты раздадутся:

-- Я знаю, что вам полтинник нынче стукнет. А выглядите намного моложе.

-- Потому что жена у меня молодая, вдвое младше меня. Это Полина Белинская, замечательный театральный режиссер. Она сказала: "Я хочу тебе сделать подарок на 50-летие". И поставила антрепризу "Левша" по Лескову и Замятину в ленинградском мюзик-холле Льва Рахлина, я там играю. Сейчас Полина пишет сценарий. Нам хочется снять кино. Такое, в котором герои ничего не говорят, но чтобы всем все было понятно. Надо, чтобы прошло время. Потому что там фигурирует персонаж, который в 50-е годы возвращается из лагеря, и он военный. Напрашивается вывод, что это "Кукушка-2". Нет, пускай "Кукушка" будет одна.

-- Расскажите про ваших детей.

-- У меня от второго брака есть сын Федор, которому уже шестнадцатый год, и тринадцатилетняя дочь Арсения. Я рассудил, что в имени ребенка должна быть заложена индивидуальность. Вот у меня Федор ходил в детский сад, и там больше никого с таким именем не было. Не надо по фамилии называть - Федор и все. Когда Арсения родилась, в тот год в Петербурге было всего три девочки с этим именем.

-- Ваша бывшая жена не мешает вам поддерживать с детьми отношения?

-- Нет, как-то все устаканилось. Одиннадцать лет я не жил с ними, но никак не мог развестись с супругой. Недавно развелся, встретив женщину, которую полюбил, и надеюсь сыграть с нею свадьбу. Может, Бог позволит еще детей. А вообще все очень сложно. Когда люди расстаются, каждый считает себя правым. Что ж, Господь рассудит. Главное - не совершать подлости.

-- А подвиги вы совершали?

-- Ну, наверное, не подвиги, а просто какие-то правильные поступки. Расскажу про один из них. Как-то я оказался в больнице с язвой желудка. Думал, не выживу, но обошлось. Когда пошел на поправку, стал ухаживать за старичком, соседом по палате, потому что сестры им не занимались. Он один лежал и умирал. Я делал все, чтобы облегчить его страдания. Кормил, судно выносил, подбадривал. И он выздоровел. Потом, наконец, объявилась его жена. Когда я выписывался, она встала передо мной на колени, руки мне целовала.

-- У вас, я заметила, необыкновенно живое ощущение всего происходящего с вами и цепкие наблюдения за жизнью.

-- Суть актерской профессии - наблюдать. А к тому же я немало повидал, знал многих замечательных людей, общался с ними. И я как бы несу в себе частицу каждого из них. Это и частица Олега Борисова, с которым я сыграл в "Садовнике", и режиссеров Виктора Титова и Виктора Трегубовича. Их уже нет, а я, скажем так, связующее звено между ними и будущими поколениями. Надеюсь, что после меня тоже будет такой "связной".

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет