Новости

На Бродокалмакском тракте горела подсобка, а на улице Абразивной – жилой дом.

Хозяин агрессивной собаки невозмутимо заявил пострадавшему пенсионеру, что он сам виноват и покинул место происшествия.

13-летняя девочка погибла, ударившись о козырек подъезда.

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

"Русское время" Артема Белостоцкого

10.04.2004
В доме художника и хозяина галереи классической и современной живописи пахнет любовью

Артем Белостоцкий был слесарем на ЧТЗ, а стал художником, экспертом по живописи и антиквариату. А еще он стал одновременно несчастным и очень счастливым человеком. Несчастным, потому что ранимая душа художника болит за будущее искусства. Счастливым, потому что есть у него и молодая жена, и сын, и дочь, и дом, и дерево. И галерея живописи "Русское время".

В доме художника и хозяина галереи классической и современной живописи пахнет любовью

Артем Белостоцкий был слесарем на ЧТЗ, а стал художником, экспертом по живописи и антиквариату. А еще он стал одновременно несчастным и очень счастливым человеком. Несчастным, потому что ранимая душа художника болит за будущее искусства. Счастливым, потому что есть у него и молодая жена, и сын, и дочь, и дом, и дерево. И галерея живописи "Русское время".

Фамилия Белостоцких в Челябинске хорошо известна. Главным образом благодаря Ивану Степановичу Белостоцкому, первому почетному жителю города, в честь которого названа улица в Тракторозаводском районе. Это был пламенный большевик, казначей партийной школы в Лонжюмо, хорошо знавший Ленина, Крупскую, Арманд, Луначарского, Сталина, Орджоникидзе: Он много сделал для становления здравоохранения на Урале, участвовал в строительстве ЧТЗ.

Наш герой, Артем Артемович, - внук легендарного Белостоцкого. Для него дед был примером во всем. Только гражданская активность не передалась по наследству: политические взгляды нашего героя исчерпываются глубокой обидой на большевиков за: прерванный в 1917 году расцвет русской живописи. Но об этом - позже.

Художник пишет, как дышит

Спрашивать Артема Белостоцкого о его жизни - не слишком благодарное занятие! Рассказывая что-нибудь о себе, он непременно переводит разговор на искусство, увлекается и забывает о собственной персоне. И все-таки основные вехи судьбы проследить можно, тем более что история его жизни напоминает авантюрный роман.

К изобразительному искусству наш герой приобщился достаточно поздно. Ему было больше 20, когда в любительской студии ДК железнодорожников он начал постигать азы рисунка и живописи. Первым учителем Артема стала Валентина Чернецова, художник-иллюстратор. Она сама училась графике у знаменитого иллюстратора детских книг В.М. Конашевича - двоюродного деда Артема Белостоцкого. Большое влияние на творческое мировоззрение Артема оказали классики лирического русского пейзажа - Константин Коровин, Иван Похитонов, Иван Айвазовский, Архип Куинджи.

Из слесаря наш герой переквалифицировался в художника-оформителя. Он переходил из одного художественного цеха в другой, наблюдая за работой опытных мастеров, изучая их приемы. Так в старину живописцы сначала служили подмастерьями у известных художников, исподволь обучаясь искусству, а потом превосходили учителей. Несколько раз Артем брал без содержания отпуск и ездил в Москву, в Ленинград - учился в самых известных художественных вузах страны, занимался в мастерских М.К. Аникушина, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльникова. Общение с этими мэтрами дало Белостоцкому больше, чем любая академия.

В 1974 году, заведуя художественной мастерской ЧТЗ, Артем "разукрасил станок и получил звание Народного Художника Станка", - шутит его жена Наташа.

На самом деле Белостоцкий, чтобы состояться как художник, пожертвовал и хорошим окладом, и должностью, и самолюбием. Желая с головой погрузиться в творчество, уволился с завода, поступил дворником в детский сад и два года жил "на манной каше", избегая встреч с друзьями, уже ставшими главными инженерами и начальниками (как-то стыдно было, что он, представитель известной в городе семьи, подметает садик). Зато в 1976 году сразу две картины Артема были приняты на I всесоюзную выставку молодых художников. Еще через год проект Белостоцкого (оформление областного торгового центра) получил Золотую медаль ВДНХ - спасибо тогдашнему директору "торгового" В.Т. Сидому, который предоставил художнику полную творческую свободу.

Впрочем, почивать на заслуженных лаврах наш герой не стал. Он устроился механиком рефрижераторного вагона на железную дорогу и за шесть лет вдоль и поперек исколесил страну. Русский Север, Карелия, Средняя Азия, Дальний Восток, Украина: Иногда он проводил в пути несколько месяцев! Дорогу скрашивало чтение: за время странствий прочитал огромное количество книг и обрел ту искусствоведческую эрудицию, которая позволила ему позже стать экспертом.

И, конечно, в пути он постоянно любовался сменой пейзажей. Красота и разнообразие природы были и остаются для Артема неиссякаемым источником вдохновения. Но он подмечал и другое: уже за Омском жизнь течет совершенно иначе, чем в Центральной России: в "кандальных" промышленных районах люди живут беднее не только в материальном, но и духовном плане. "Приобщить к культуре огромное пространство Сибири и Дальнего Востока так же трудно, как обогреть своим телом Вселенную", - считает Артем Белостоцкий. А от созерцания бесконечного необжитого простора даже иностранцы-путешественники начинали пить горькую!

Покончив с поездками, Артем пытался устроить свою жизнь в материальном плане.

-- Как же душа художника позволила вам заниматься столь "низкой материей", как коммерция? - спрашиваю его.

-- Художники, конечно, самый бестолковый народ в вопросах экономики. Мы редко бываем коммерсантами: "Служенье муз не терпит суеты". Но бытие определяет сознание - от этого никуда не уйти. И если у художника есть благость - духовная и материальная, - это сразу видно: его творчество становится добрым. Я уверен: если бы наши художники были благоустроены, если бы им государство и народ уделяли достойное внимание, всю любовь, недостающую нам сегодня, можно было бы взять с их холстов.

Впрочем, коммерческие начинания нашего героя особых плодов не давали. Да и в творческом отношении этот период был не слишком удачным. В годы перестройки художнику приходилось менять дефицитные продукты на кисти, холсты и краски, потому что в худфонде "орудия труда" выдавались строго по счету: "четыре кисти в одни руки". А начало 90-х и вовсе не способствовало вдохновению - нужно было просто зарабатывать на жизнь.

В 56 лет пришел к Артему Белостоцкому творческий расцвет, но распылять свои силы на что-то, кроме живописи, художник уже не смеет: "Искусство безжалостно. Оно не терпит измен. И я стою перед холстом, очарованный, как перед Богом, - с чистой душой, с беззаветной любовью". И, раз уж дело дошло до столь торжественного слога, замечу, что именно наш герой смог объяснить мне природу творческого бессмертия: "Любая краска - это световая волна, объективно существующая энергия, передающая состояние души художника. Меня не будет, но мои чувства останутся на холсте. Люди посмотрят и, может быть, почувствуют мою душу".

Белостоцкий всегда любил писать море. Но сегодня его любимый сюжет - Венеция.

-- Почему же не Урал? Ведь у нас так красиво:

-- Мне на Урале не хватает света. Снега давят на душу, - отвечает Артем Артемович, - У нас нет красок радости: свет, вода, леса, горы - все холодное.

Лучше же всего удаются Артему Белостоцкому пейзажи с низким горизонтом (чтобы небо было огромным и близким), с прозрачной водой - светлые, нежные, глубокие. Его работы всегда позитивны. Наш герой убежден: художник может быть трудным и грешным человеком ("ведь я тоже иногда бываю психом"), но его обиды, зависть, болезни души не могут и не должны быть объектом искусства. Искусство, по Белостоцкому, - "остров отдохновения".

Как и в своей жизни, так и в творчестве Артем Артемович спонтанен: новое легко входит в его жизнь. Жена Наташа рассказывает: иногда он бросается к мольберту, даже не переодевшись, за пару часов создает очаровательную картину. Может ночью разбудить супругу: "Ты меня прости: Посмотри, что я написал!"

-- А разве не нужно сосредоточиться, выносить идею? - уточняю я.

-- Этот момент душевного подъема необъясним. Я до сих пор не могу понять, как это происходит: в душе вдруг что-то закипит, и я сажусь писать.

Прервалась связь времен

Эстетическая позиция нашего героя воплотилась в его любимом детище - галерее классической и современной живописи "Русское время". Самим названием галереи Артем Белостоцкий попытался объединить прошлое и настоящее отечественного изобразительного искусства, утвердить российскую традицию живописи, трагически прерванную революцией.

-- Ведь со второй половины XIX века по 1917 год российские художники прошли тот путь, который западная культура проделала за сотни лет, - Артем Артемович, наконец, сел на любимого конька. - Этот период был в русской культуре подобен взрыву. Искренность и эмоциональность русских художников затмила рафинированность западных творцов, и это признал весь мир. Кто знает, каких высот могли бы достичь наши живописцы, если бы не репрессии, навязанные критерии соцреализма, атеизм и другие хорошо известные причины. А ведь еще Дидро говорил, что любое государство, уделяющее искусству столько же внимания, сколько наукам, было бы ведущим в мире.

Основу галереи составила личная коллекция Артема Белостоцкого - несколько сотен полотен. Она сформировалась незаметно: художник покупал понравившиеся холсты, получал картины в подарок, сам писал. Вопреки моим предположениям, родилась галерея легко: Челябинский областной краеведческий музей выделил помещение, и в октябре 2002 года "Русское время" открылось. "Не было родильных мук, не было криков, врачей не вызывали. Просто всегда хотелось сделать что-то очень хорошее - и сделал!" - с гордостью сообщил Артем Артемович.

А мне вдруг вспомнился герой повести Н. Гоголя "Портрет". Страдая от творческого бессилия, он покупал произведения талантливых художников и: уничтожал их. Я осторожно, чтобы не обидеть, спросила у Артема Артемовича, испытывал ли он когда-нибудь чувство ревности к чужим шедеврам. Он ответил:

-- Никогда. Что-то действительно прекрасное встречается так редко, что вызывает лишь восхищение и радость, которыми так и хочется поделиться с кем-то!

Для первой выставки в галерее Артем Белостоцкий отобрал из своей коллекции 28 картин известных российских художников - Эмзара Хабулиани, Ольги Медведевой, Георгия Гогиладзе, Юрия Калемина и других. Это были самые "радостные" и светлые работы. Случайно или нет, но картин челябинских авторов среди них не оказалось. Наш герой считает, что ярких художников в нашем городе нет, исключение - И. Хасанов, А. Пастухов и В. Мишин.

По замыслу Артема Белостоцкого, галерея "Русское время" - организация некоммерческая, благотворительная. Для того чтобы посетить выставку, билетик покупать не надо: заходи в краеведческий музей и смотри. Есть вопросы? Артем Артемович ответит со всей "экспертной" компетентностью, но так доступно, что и дилетант разберется. При этом он легко увлекается, теряя счет времени, посвященному собеседнику, затронувшему интересную тему. Приводя множество примеров, исторических ссылок, цитат из классиков, Артем Артемович буквально дает экспресс-курс истории, психологии, техники искусства. Меня, например, он научил смотреть на живописные полотна: медленно отступать от картины, чуть откинув голову назад и прищурив глаза, - не для важности, а чтобы ощутить перспективу, "глубину" картины. В его мастерской, среди холстов, толстыми кипами лежащих где только можно, я щурилась и пятилась, пока на меня не упал довольно тяжелый вид Венеции: внезапный удар был сродни только что пережитому культурному шоку.

Тайное и жгучее желание Артема Белостоцкого - приучить соотечественников, особенно нынешних "хозяев жизни", к традиционной живописи, воспитать в них разборчивость и требовательность к произведениям искусства. Он и сам понимает эфемерность этих чаяний, но не может от них отказаться - слишком оскорбительно для художника современное положение вещей.

-- Я видел людей, - говорит он, - которые с гордостью показывали гостям унитаз, купленный за три тысячи долларов. А на стенах у них были развешаны "модные" постеры и дизайнерские "абстракции", не имеющие художественной ценности. Бездуховность и безвкусие приводят к тому, что эти люди отвергают классическую живопись! А ведь только она могла бы немного "согреть" их глянцевые интерьеры:

-- Как же вы объясните пристрастие Европы, с ее великими традициями, к всевозможным "измам" в изобразительном искусстве?

-- Технический прогресс! Он вытеснил искренние эмоции схемами, а душу - разумом.

Самое грустное, что Россия с удовольствием приобщается к продуктам распада зарубежной культуры. Новое поколение не умеет и не хочет любить, не видит прекрасного в окружающем мире, зато легко принимает надуманные схемы и бездушные дизайнерские композиции.

-- Тяжело сегодня жить в России, - говорит Артем Артемович. - Страна переживает даже не кризис нравственный, а коллапс.

Перегнувшись через стол, он добавляет шепотом: "Я даже не очень верю в ее возрождение". Все силы народа направлены на физическое выживание, а те, у кого есть деньги, не чувствуют потребности в истинном искусстве. Так и хочется провести параллель между современностью и началом XX века. В то время народившийся в России капиталистический класс спонсировал культуру из тщеславного желания "догнать" по уровню духовного развития аристократию. Теперь буржуазия вновь появилась, но стимула к внутреннему совершенствованию у нее нет, зато мода навязывает примитивные образцы "достойной" жизни.

Артем Артемович достал каталог одного из зарубежных художественных аукционов. Открыл наугад. Попал на современный "шедевр" : белый лист и черная карандашная козявочка в правом нижнем углу. Начальная цена этого лота - 3000 долларов.

-- Скажи, стоит эта козявочка того, чтоб за 600 лет до ее появления ослеп Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу?

Есть целый мир в душе моей

Нужно быть Дон-Кихотом, чтобы пытаться переделать, перевоспитать этот мир. Наш герой отдал дань рыцарству, организовав "Русское время". Но гораздо эффективнее оказался другой путь: создать уютный мир для себя и близких. И Артем Артемович знал, как это сделать. Когда-то, еще при жизни его дедушки Ивана Степановича, огромная (почти 20 человек - представители трех поколений) семья Белостоцких обитала в "стихии нежности и любви".

Эту же атмосферу художник воссоздал в своей собственной семье. Проходя мимо жены, Артем Артемович непременно касается ее ласкающим жестом или целует: "Просто мед, Наташка!" Кстати, бабушку нашего героя тоже звали Натальей. И она тоже была на 20 лет младше мужа, как и ее молодая тезка. Одиннадцатилетняя дочь художника Дашенька купается в любви родителей. "Я живу ради этого ребенка", - признается Артем Белостоцкий. И об Антоне, своем сыне от первого брака, наш герой говорит с бесконечной нежностью и гордостью: у мальчика "золотые руки" (Антон - пластический хирург), "эстетическая специализация, свидетельствующая о любви к прекрасному", "сильная, но нежная душа"... Особое удовольствие получает Артем Артемович, беседуя с сыном об искусстве, ведь "мальчик" отлично разбирается в предмете, имеет собственные взгляды и тоже коллекционирует живопись.

Молодому поколению Белостоцких "интересно жить" - для их отца это один из главных критериев нравственной состоятельности личности. Они безошибочно определяют прекрасное и доброе, умеют замечать их в повседневности. По крайней мере, не предпочтут постмодернистскую "козявочку" "Пьете" Микеланджело. Да и за нравственность своих детей Артем Артемович спокоен: "Причастность к мировой культуре - опора для души, не позволяющая человеку упасть".

"Главное в воспитании - запах дома, атмосфера, в которой растут дети", - считает художник. В доме Артема Белостоцкого пахнет красками, русской банькой, свежим чаем и, кажется, любовью:

Анна КОЛЕСНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет