Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Отцы против детей

21.04.2004
В Магнитогорской драме пьеса о наркомании стала поводом для спектакля  о конфликте поколений

В 1999 году саратовский драматург Алексей Слаповский написал пьесу-недоумение "Блин-2". О наркоманах, хиппи, домашних детях, попавших в дурную компанию. И об их взаимоотношениях с родителями. С тех пор "Блин-2" триумфально шествует по сценам российских ТЮЗов. Пьесу превратили в знамя крестового похода взрослых на подростковую наркоманию.

В Магнитогорской драме пьеса о наркомании стала поводом для спектакля о конфликте поколений

В 1999 году саратовский драматург Алексей Слаповский написал пьесу-недоумение "Блин-2". О наркоманах, хиппи, домашних детях, попавших в дурную компанию. И об их взаимоотношениях с родителями. С тех пор "Блин-2" триумфально шествует по сценам российских ТЮЗов. Пьесу превратили в знамя крестового похода взрослых на подростковую наркоманию. Только за последние два года ее поставили в Новороссийске, Нижнем Новгороде, Перми и Новосибирске. Городские администрации включали спектакль в перечень антинаркотических мероприятий, а журналисты дружно писали о необходимости поворота театра к остросоциальным темам современности.

Однако, судя по прессе, зрители-подростки в восторг от "Блина-2" не приходили да и особой миссией спектакля не проникались. "Полный бред!!! После этой пьесы мне захотелось пойти и начать колоться". "На спектакли принудительно гонят толпами школьников, которым, кстати, это абсолютно не надо. Заставляют сочинения писать об увиденном". "Дешевый КВН" - так отреагировал на "Блин-2" молодежный интернет-форум Новороссийска. Предчувствие говорило, что и в Магнитогорске все будет непросто.

Специально отправляюсь на коллективный просмотр для девятых, десятых классов. Перед началом мальчики, как водится, громко шутят, а девочки надоедливо хихикают. К концу второго действия в зале устанавливается сочувственная тишина, а рядом со мной раздается приглушенный шепот двух соседок: "Ты что, плачешь?" После спектакля дети аплодировали стоя.

Как этого удалось достичь режиссеру Сергею Пускепалису, в принципе, понятно. Историю Слаповского о квартире, где обитает полукриминальная коммуна из пяти подростков, зарабатывающая на наркотики воровством, и куда в поисках сына попадает чета Блиновых, он подал в духе романтического рока-попса. А вся грязь и нищета наркоманского существования, из-за которой "Блин-2" часто сравнивали с пьесой "На дне", оказалась заменена блеском хоть и порочного, но благополучия.

У Слаповского все просто: загаженная комната, топчан с кучей тряпья, где вповалку лежат тела, замызганные ватники вместо одежды. У Пускепалиса герои, похоже, только что вернулись с модной вечеринки. Они отдыхают на комфортабельном громадном матрасе под бархатным одеялом. На них модные костюмы из чего-то блестящего, фиолетово-бордового с серебряной тесьмой и золотыми блестками. И даже детдомовец Шнырь щеголяет в эксклюзивной джинсовой двойке (художник по костюмам Гуля Хибатуллина). А когда "отбросы общества" объясняют отцу пропавшего Игоря Блинова, как надо срывать с прохожих шапки, чтобы заработать на дозу, то в качестве наглядного материала они используют случайно попавший под руку цилиндр хозяина квартиры.

Герои обитают не просто в какой-нибудь ночлежке, а в необычной, съехавшей набок комнате (художник Эльдар Гизатуллин), где стена с дверью на кухню превратилась в пол, количество углов меняется в зависимости от желания, а банка с окурками медленно кружит в воздухе на длинной резинке, спускающейся откуда-то сверху. Там же, наверху, прикреплен и старый магнитофон, в который швыряют обувь, чтобы включилась музыка. Музыка тоже выбрана со вкусом - современные аранжировки песен из советских мультиков и фильмов "для детей и юношества".

Расцветив внешнюю сторону, режиссер тем не менее честно сохраняет содержательную часть. Блатные клички и жаргон, асоциальная философия (все для всех, полная свобода, война семейным и общественным обязательствам), сцены ломки, кайфа и секса присутствуют в "Блине-2" в полном объеме. Хотя, опять-таки, без шокирующего натурализма. Ломка - по помосту ходят темные силуэты и напряженно, заунывно поют, срываясь на крик. Кайф - взлетают, разбегаясь на канатах, под гремящие "Крылатые качели", изгибаются в багровых бликах крутящейся сцены (хореограф Светлана Попова). Секс - заворачиваются в одеяло так, что виден лишь странный, шевелящийся кокон.

Дважды за спектакль из невидимого радио доносятся отрывки интервью с автором пьесы, рассуждающим о проблеме отцов и детей. Рассуждающим вроде бы с позиции отцов. И поначалу кажется, что во всем виноваты именно дети. Только через некоторое время угол восприятия незаметно меняется. Может, потому, что из всего текста пьесы Пускепалис убрал один-единственный момент, действительно порочащий "плохого" сына: хоть и невольную, но попытку отцеубийства. В пьесе Игорь Блинов, наблюдая, как друзья издеваются над его отцом, вдруг в последний момент ставит практически вырвавшемуся из круга беснующихся подростков мужчине подножку. И тот падает, ударяясь головой о косяк. В спектакле Блинов-младший (Евгений Клочков) сохранит детскую порядочность. Заикающийся, круглощекий, прячущий руки в карманах, он будет беспокойно ворочаться, услышав, что у матери предынфарктное состояние, восторженно целовать с закрытыми глазами колени Доси, из-за которой и ушел из дома, и беспомощно пытаться выпроводить отца из квартиры.

Но Блинов-старший, Блин-2 (Николай Савельев), не захочет уходить. Уйти - это признать, что сын победил. Вернуть его домой - восстановить свой престиж, неважно, какими средствами. И первоначально положительный образ страдающего отца начинает рассыпаться, как только тот решительно вступает на помост и забирается под общее одеяло. Вот уже снят солидный кожаный пиджак, взлохмачены благородные седины, и папа, превратившись из уважаемого члена общества в настоящего пахана, покрикивает на присмиревших наркоманов и раздает зуботычины направо и налево.

У Николая Савельева давно не было такой мощной, сложной роли. Искренней болью искажается его лицо, когда он слышит, как жалко суетится сын, спешащий получить свою дозу. Бессильно сжимаются кулаки. Но тут же Блин-2 цинично, бесчеловечно унижает собственную жену. И Ирина (Елена Савельева), с ужасом ожидавшая какой-нибудь гадости от юнцов, но никак не от него, все-таки подчинится ему с тупым, застывшим лицом.

И именно в этот момент в зале будут плакать школьники. Оставь Пускепалис героев в загаженной квартире, в грязной одежде - и может "остросоциальный натурализм" отвлек бы внимание от неприглядной сущности Блинова-старшего. Так же самым страшным в спектакле становятся не сцены ломки, а моральное уничтожение взрослым человеком и так запутавшихся детей, своих близких. Ведь главной жертвой конфликта поколений окажется Игорь Блинов. Поняв, что любви ему и здесь не дождаться, он просто навсегда выйдет из проклятой комнаты. Через окно на кухне.

В финале умрут практически все молодые герои. А родители, слегка поколебленные в своем благополучии, скоро вернутся к обычной жизни. Как будто ничего и не случилось.

...Идею, что в проблеме наркомании нет хорошей и плохой стороны и что порой моральными уродами здесь выступают не дети, а родители, Слаповский в пьесе выразил достаточно ясно. "Блин-2" - это не назидательный рассказ о плохих наркоманах. Это хлесткое обвинение "хороших" взрослых. И именно они должны сидеть в зале. Но всероссийская практика уже показала, что обществу оказалось проще объявить спектакль молодежным и переложить необходимость его просмотра на школьников.

А школьники, судя по всему, недоумевают: почему нужно осуждать симпатичного Игоря Блинова, искренне влюбленного в Досю и совсем не страшно колющегося, когда во всех его бедах виноват отец, который и девочку у Игоря отнимет, и с матерью дико поскандалит, и перед друзьями его слабаком выставит.

Сергей Пускепалис линию фальшивого поведения старшего поколения сумел подчеркнуть как никто. Но сделать это удалось ценой отказа от демонстрации действительно страшных последствий наркотической зависимости. Вот почему магнитогорские дети, которые всхлипывали в финале, буквально через несколько минут уже радостно бегали по фойе с веселыми криками. Потому что нестрашно. Потому что умершие где-то там, за сценой, от передозировок также радостно выскочили попрощаться со зрителями на яркий помост и опять клево закружились в безумном танце.

Виктория ФРОЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет