Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Под сенью его Музы

28.04.2004
В Государственном музее А.С. Пушкина на Старом Арбате в Москве проходит выставка работ челябинской художницы Елены Щетинкиной

...

В Государственном музее А.С. Пушкина на Старом Арбате в Москве проходит выставка работ челябинской художницы Елены Щетинкиной

...Летом 2003 года мы с Еленой Александровной Усовой, главным хранителем Государственного музея А. Пушкина и одновременно редактором знаменитой книжной серии "Сокровища русского искусства", обсудили предложение Елены Щетинкиной провести в залах Музея Пушкина выставку ее работ. Руководство музея приняло наше предложение. Были проведены все переговоры с Москвой, назначены сроки, переданы размеры графических листов для оформления в музейные паспарту и рамки, выданы 18 произведений фарфоровой пластики, пастели и акварели Елены Щетинкиной, частью приобретенные, частью подаренные в собрание Челябинской областной картинной галереи. И вот уже упакованы графические листы, керамические декоративные скульптуры, фарфор - сервиз, декоративные композиции, серия кабинетной скульптуры "Талисман" из мастерской художницы, по большей части ни разу не экспонировавшиеся, и наш табор двинулся исполнять совместный проект двух музеев - Государственного музея А. Пушкина и Челябинской картинной галереи.

Подготовка рождающейся в походных условиях выставки совпала с открытием в залах Государственного музея А. Пушкина выставки в программе межгосударственных культурных контактов между Польшей и Россией. Выставка называлась "Отвергая и восхищаясь", на открытии дипломаты рассыпались в любезностях, гостей приветствовал Святослав Бэлза, звучал волнующе Шопен, и дух Пушкина витал над нами. Затем мы смотрели выставку "Ах, Базиль Пушкин", посвященную дядюшке Василию Львовичу, и почувствовали себя в пушкинской среде и атмосфере совершенно не чужими. Елена Щетинкина, привезя своего Пушкина на родину Поэта, была взволнована, встревожена и вдохновенно счастлива.

Подруга и бывшая сокурсница Елены Щетинкиной московская художница Александра Трубочеева деятельно участвовала в подготовке экспозиции. На открытие пришли и сердечно поддержали своих земляков - представителей искусства теперешние москвичи Александр Мезенцев и Александр Рубцов. Александр Писарев и Александр Рубцов читали Пушкина.

Наше представление художницы Елены Щетинкиной московской публике мы постарались дать в контексте связей Москва - Россия - Урал. Захотелось рассказать почти не знающим о художественной культуре и художниках Челябинска москвичам о том, что в лице основоположника профессиональной живописи в ХХ веке в Челябинске Николая Русакова, ученика Н. Фешина в Казани и К. Коровина в Москве мы имеем на Южном Урале продолжение традиции московской школы живописи, и Елена Щетинкина - также воспитанница казанской и московской школ.

Это уже семнадцатая по счету персональная выставка художницы. Напряженно работая, практически не зная, что такое депрессия и простои, Елена Щетинкина особенно много в последние годы создала в самом желанном для нее и самом трудоемком виде творчества - фарфоре. Только что в Выставочном зале СХ России в Челябинске мы смотрели ее прекрасную выставку, включавшую в себя четыре темы - "От горшка:", "Козломания", "Аркаим", "Талисман", а вот уже она мчится в Самару, чтобы в залах художественного музея пленять самарских любителей искусства невиданными в их краях керамическими и фарфоровыми творениями. И все это время неотступно обдумывается предстоящая встреча с Поэтом там, где его более всего знают и любят.

:В горках красного дерева пушкинской поры мерцал фарфор, на стенах всех трех залов уютного московского особнячка ХIХ века, расположенного на Старом Арбате, переливались красками акварели и пастели, под сводами арок торжественно взирал Пушкин с зияющим в груди пространством, где цвела золотая роза воспоминаний об ушедшей любви ("Я вас любил"). Юный Пушкин, Пушкин в печали, Пушкин вдохновенный и одержимый творчеством, восхищенный красотой и плененный женской прелестью, Пушкин шалун и философ, восходящий призраком поэзии над туманным Петербургом. Образ Михайловского, Петербурга, но и другие, являющиеся в органической связи и продолжении тем "Жизнь художника", "Греческий цикл" с его видением богов и героев, распростертостью в волнах или в воздушной стихии фигурки автора; библейский цикл, где дух преодолевает плоть; образ России - и вновь Пушкин, его поэтический Пегас и Муза в цикле рисунков-импровизаций, так стилистически напоминающих перовые очерковые рисунки самого поэта на полях рукописей и создающих образ светлого духа Золотого века России, однако без намеренной стилизации:

Познание поэзии, любовь к гениальному Пушкину - откровению, мудрости, драгоценности России - живет в каждом из нас на генетическом уровне. Елена Щетинкина нашла лучший способ выражения этой любви - жить и работать в искусстве в согласии с собственной природой, с собственным талантом. Но авторских интерпретаций ей показалось мало - Пушкин не терпит приблизительного своеволия. Поэтому еще в начале 1980-х Елена отправилась в литературные и мемориальные музеи поэта. В Государственном музее А.С. Пушкина она работала в архивах, встречалась с видными пушкиноведами, которые трудятся в этом музее. Эта выставка в выставочном зале на Арбате, принадлежащем Музею А.С. Пушкина, в Москве, на родине поэта, - благодарность музею и его ученым, для художницы - возможность показать своего Пушкина и ожидание новой встречи с Поэтом.

А для нас, после выставки В. Челинцовой в 1963 году на Кузнецком мосту, это вторая в истории челябинской художественной культуры персональная выставка в Москве.

Галина ТРИФОНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет