Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Обретение новой России

29.04.2004
Мучительное, но неизбежное

Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск

Судьба его необычна, карьера стремительна, взгляды непредсказуемы. Он легко находит общий язык с бизнесменом и пенсионеркой, чиновником и подростком. Мгновенно становится душой компании. Слушать его ироничные парадоксы - одно удовольствие. Но в спорах он просто блистателен, убеждая собеседника эрудицией, увлеченностью, нестандартным подходом к любой теме.

Мучительное, но неизбежное

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

Судьба его необычна, карьера стремительна, взгляды непредсказуемы. Он легко находит общий язык с бизнесменом и пенсионеркой, чиновником и подростком. Мгновенно становится душой компании. Слушать его ироничные парадоксы - одно удовольствие. Но в спорах он просто блистателен, убеждая собеседника эрудицией, увлеченностью, нестандартным подходом к любой теме. Самое невероятное: он - священник.

В 23 года школьный учитель из Златоуста был рукоположен в дьяконы. Семь лет спустя стал настоятелем одного из самых крупных и известных храмов в Челябинской епархии - Свято-Троицкого. Отец Игорь (Шестаков) открыл первую в области воскресную школу. Первым десять лет назад, шокируя студентов рясой, пришел в университет преподавать историю православной культуры. Сегодня он взялся за диссертацию. Острее трудно придумать тему - национальная идея. Причем работает над ней в сугубо светском вузе - Челябинском педагогическом университете. "Почему не в родном ЧелГУ?" - удивилась я. "В альма- матер меня все хорошо знают, и я знаю всех. Здесь же мне придется серьезно трудиться, не ленясь и не расслабляясь".

Наш сегодняшний разговор с настоятелем Свято-Троицкого храма протоиереем Игорем (Шестаковым) - о нашей национальной идее.

-- Современная российская государственность - это человек, стоящий на одной ноге. У него есть опора физическая - субъекты Федерации, ее правительство, армия, народ. Но где вторая опора - надстройка? Что является идеологией современной России? - звучал вопрос на Русском Соборе, участником которого я был в феврале этого года. Никто не мог на него ответить. Госчиновники (!) выходят на трибуну и разводят руками: "Мы не знаем, что нам делать".

Конечно же, это непрофессиональный подход. Потому что многомиллионная армия чиновников, тех же столоначальников, управляющих на самом деле Россией - это люди определенных идей, взглядов, носители определенной идеологии. Но где идеологема?

Наш путь - коммунизм, знали мы раньше. Мы все, начиная с председателя президиума Верховного Совета и заканчивая чернорабочим, строили светлое будущее. Так ли это было, применялось ли на практике, уродливо ли выглядело, все это знали, главное - было четко сформулировано, куда следует идти. А что же сегодня? Мы зацепились за Основной закон государства и делаем вид, что этого хватает. Но соблюдать Конституцию - долг каждого гражданина. Ведь кроме этого людям еще что-то нужно дать. У нас сегодня даже лозунгов-то современных нет.

-- Почему же, все дружно провозглашают: "Живите хорошо!"

-- Простите, это как? Научите, как жить хорошо. Это то же самое, что сказать человеку - будь хорошим! Что вы подразумеваете под этим? Это же очень сложный процесс. Уже поколение родилось, которое выросло без всякой идеологии. Им уже по 20 лет, они уже своих детей нарожали. Они являются носителями чего - какой традиции государственности, каких взглядов? Без этого и государство выглядит несамодостаточным. Раз так, - происходит экспорт идеологии, которую просто заимствуют. В силу того, что Россия - страна многонациональная, она открыта к восприятию. Приезжает сюда немец - вносит свою компоненту, итальянец - свою. Мы это помним по нашей истории: все великие люди, которые приезжали на Русь, оставили здесь свой самобытный след.

-- Отец Игорь, Собор наметил, как России обрести собственный путь?

-- Русский Собор лишь поставил акценты. Он не дал решения и не мог его дать. Обретение пути - это процесс, который в русской истории длился чуть ли не век - вспомните споры славянофилов и западников. Причем именно в 60-е годы XIX века началось блестящее возрождение русской литературы - в мире нет ничего подобного. Никакие Паоло Куэльо, Харуки Мураками или Мессина не сравнятся ни с Толстым, ни с Достоевским - они выросли из этой великой литературы. Может, нечто подобное ждет нас и впереди.

-- Неожиданный прогноз, отец Игорь. Ведь нас сплошь и рядом пугают концом света, Апокалипсисом.

-- Это и понятно. Всегда легче кричать, запугивать, обличать: "Эта власть приведет Россию в тупик!", чем что-то спокойно предложить. А я вам скажу: взаимоотношения государства и церкви сейчас будут развиваться в плоскости обретения государством опоры в церкви как в традиционном институте.

-- Вы хотите сказать, что православие станет государственной религией?

-- Ни в коем случае! Ревнителям седой старины следует знать: к счастью ли, к сожалению ли, мы к этому не вернемся. Это пройденный этап истории России. Сейчас нас ожидает новый этап: взаимоотношения, носящие более жесткий, но и вместе с тем динамичный характер, когда церковь будет ценна своим общественным служением. Государство будет видеть ее роль прежде всего в формировании гражданской позиции общества и личности. Разве не над этим Русская православная церковь работала в течение тысячи лет? Воспитание законопослушного гражданина, готового исполнять свой долг перед Отечеством. Вот вторая опора, которую должно обрести наше государство. Потерять ее нам не позволят вековые традиции культурообразующих религий в России.

Обратите внимание, когда бьют государство, его бьют под дых в этноконфессиональных вопросах - это самое уязвимое место. Спровоцировал, нанес точечный удар - межэтническая или межрелигиозная склока разрастется как пожар. Задача современных конфессий Российской Федерации - предотвратить, убрать этот конфликтный момент, чтобы он не привел к той ситуации, которую мы видим в Косово или Ираке. Посмотрите, борьба против американцев не вызывает осуждения у мировой общественности. Когда против государства-агрессора выступает ахтотомное население, его только поддерживать будут.

Но ведь мы прекрасно понимаем, что, коснись этой болезненной проблемы, можно мир привести на грань катастрофы. Это было не так страшно в 40-е годы уже прошлого века, когда были две жесткие идеологии: с одной стороны - гитлеризм, с другой - сталинизм. Оба монстра были равны, оба - тоталитарные и антинародные режимы. И победа одного, и поражение другого в равной степени несли бедствие народам, сегодня это признают абсолютно все.

-- Только не старшее поколение, не коммунисты.

-- Как бы там ни кричали современные адепты красных флагов, победа над Гитлером далась России невероятной ценой. Ветераны, защищающие Сталина, пусть лучше вспомнят, как человеческим мясом затыкали немецкие пулеметы и топили в болотах дивизии. Это человечное отношение к своему народу? Нужно быть беспристрастным, чтобы понять: Русская православная церковь и Российское государство - сотрудники на огромном поле создания России. Возврата к прошлому не будет, обретение нового будет мучительным, но его нужно обретать.

-- Вы говорите, что возврата к прошлому не будет, но ведь демократия в России провалилась?

-- Смотря что понимать под демократией. Если "власть народа", то когда она была? В России произошла подмена понятий. За годы перестройки фактически была построена олигархическая республика с властью олигархии. Причем олигархии не национальной - это вам не Губонины, не Рябушинские и Гучковы и не Третьяковы с Тенишевыми - это компрадорская буржуазия, в основном носящая нерусское лицо и нерусский характер. Да простят меня суровые критики, это никоим образом не компрометирует народы, представителями которых они являются. Просто это факт, который нужно констатировать. И сегодняшние антиолигархические процессы неизбежны. Если мы решили убрать эту олигархическую республику, так неужели опять начинать с дворника дяди Васи? Ведь все прекрасно понимают, что лозунги "Хлеб - голодным", "Землю - крестьянам" уже не сработают. Все, хватит, нужен жесткий национальный контроль! Возьмите вы развитые страны - почему они не боятся этого? Та же Швейцария - жутко "тоталитарная" страна, где над каждым гражданином довлеет власть Закона, и каждый знает, что исполнение Закона неизбежно. Уж как это России необходимо! И давайте оставим крайности: никто сегодня не будет гонять студентов сквозь строй солдат со шпицрутенами, прошли те времена.

-- Но в России происходит все большее расслоение общества. Еще Савва Морозов говорил: "Страшно и преступно быть богатым в нищей стране". Ваш храм - средоточие богатых людей. Разве церковь не должна говорить им о необходимости "делиться" с бедными?

-- 90 процентов наших прихожан - как раз люди среднего достатка. Благотворительность - дело совести и воспитания каждого. Знаю очень богатых людей, которые по-настоящему трудом доказывают свое право на собственность. Но таких единицы на десятки отрицательных примеров, когда власть денег довлеет над здравым смыслом. Вот это очень плохо. Эти нувориши по-настоящему не являются прихожанами, их трудно назвать даже верующими людьми, скорее - религиозными. Почему? Недостаток воспитания. Вы поймите, в семьях Третьяковых, Морозовых, Губониных это с детства было заложено, воспитано. Кроме того, давайте приоткроем завесу тайны нашим читателям, в основном богатыми людьми в России были старообрядцы. Старообрядческий капитал базировался на очень мощном камне корпоративности, семейности, когда отец развивал дело не для себя, а в лучшем случае для внука или правнука. Это был нормальный путь капитализма, начатый с тележки со свечами.

Сегодня мы имеем басно-словно богатую буржуазию в первом поколении, которая не понимает, что за все надо благодарить Бога. И не какими-то экзотическими методами, строя плотину в Найроби или покупая английский футбольный клуб на деньги, заработанные в России. Это должен быть вклад в основу основ государства - воспитание подрастающего поколения. Сделайте это, и многое будет вам прощено.

Я поднимаю исторические документы и убеждаюсь: в имперской России существовала благотворительная организация императрицы Марии Федоровны, которая создавала дома призрения. Это был имиджевый проект, в который вкладывалась душа. А у нас ведь все сейчас свелось к имиджу: хочешь повысить рейтинг - раздай старичкам по булочке или банке тушенки.

-- Не цинизм ли богатых породил скинхедов и их сторонников?

-- Никто сегодня не думает о молодых людях, выходящих в современную жизнь. Зато каких только обвинений не услышишь в их адрес. Недавно я был на встрече со старше-классниками. Передо мной сидели серьезные молодые люди, готовые к завтрашней взрослой жизни. Слушали с таким вниманием и напряжением. Знаете, какие вопросы задавали? Онтологические! Что есть, по-вашему, Добро и Зло? Что вы предлагаете в качестве системы ценностей? Вы считаете, что путь сердца - это путь с Богом, а путь разума - без Бога? Разве такие вопросы задают дети? Ни в коем случае нельзя их воспринимать как неразумных чад. Иначе они могут показать себя так, как им и положено в этом возрасте, максималистами, революционерами, экстремистами. Молодость - это почти всегда экстремальная готовность идти до конца. Посмотрите, какое вокруг огромное количество противоречий, заложенных в обществе, и какое огромное количество людей, которые готовы на этом сыграть. Руководитель экстремистской организации (если он не конченный фанатик) на самом деле может преследовать свои корыстные цели (что мы и наблюдаем). И будет заставлять молодых делать то, что он говорит, находя нужные аргументы.

Катится сегодня волна экстремистских молодежных организаций. Приходят такие и к нам: "Что, вы нас не поддерживаете? Вы против русских, что ли?" Вот она, попытка подменить одно понятие другим, приводящая к пресловутому: "Бей жидов - спасай Россию!" И начинаешь терпеливо объяснять: в Челябинске всегда была мечеть и всегда была синагога. Но не зарегистрировано ни одного случая, когда бы верующие мечети били, например, верующих синагоги или напали бы на православных. За всю историю Челябы не было у нас ни одного случая ни этнических, ни конфессиональных конфликтов. О чем это говорит? О стабильности, которая была в Российской империи. И стабильность эта вполне понятна: ты же - имперский подданный, есть государственная религия, но ты имеешь равное право исповедовать и свою.

-- Подождите, а как же быть с Россией - "тюрьмой народов"?

-- Это абсурдное понятие! На самом деле все было не так. "Тюрьмой" же назвали нас потому, что народам не было предоставлено право на самоопределение. Его ввели в 1924 году. И что? Тем самым заложили бомбу, которая рванула в начале 90-х.

И что мы сегодня имеем? Мы вынуждены напряженно следить за блоком новостей, потому что каждый день меняется ситуация. Реалии современного мира показывают, насколько актуальна концепция национальной идеи. Сегодня это интересно не только политологам и власть предержащим, но и значительному числу интеллигенции, ведь современная социокультурная среда формирует мировоззрение человека.

-- И какой будет, на ваш взгляд, национальная идея? Имперская, державная, которая была присуща России?

-- Нет сомнений в светском характере государства, приоритетах гражданского общества. Мы понимаем и необходимость интеграции в европейское сообщество. Но объявить светское федеративное государство - это еще совсем не значит иметь его. На одном серьезном московском форуме я предложил термин "постимперство". То есть не федеративное, а постимперское устройство России, когда очень вариативны границы РФ даже внутри самих ее субъектов. Геополитики, политологи, обсуждавшие эту идею, в известном смысле согласились с таким суждением. В своей научной работе мне и хотелось бы порассуждать об этом.

-- А как формулируется ее тема?

-- Это ноу-хау. С заведующим кафедрой культурологии Челябинского педуниверситета Сергеем Загребиным, руководителем моей кандидатской, мы договорились не разглашать ее. Но это - поле, свободное для дискуссий и диалога. Вот почему буду рад, если кто-то захочет поспорить со мной, поделиться своими мыслями. n

Протоиерей Игорь (Шестаков)

родился в Златоусте в 1967 году. В 1984 году поступил на истфак в ЧелГУ. После окончания университета год работал учителем в школе N 23 Златоуста.В 1990 году епископ Георгий рукоположил активного прихожанина Свято-Симеоновской церкви в дьяконы, затем в священники. С 1990 года священник Свято-Троицкой церкви, с 1997 года - ее настоятель.

Закончил Нижегородскую духовную семинарию.

Указом президента в 2000 году награжден орденом Дружбы за вклад в сохранение и упрочение религиозного и гражданского мира.

Комментарии
Комментариев пока нет