Новости

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Мальчик получил переохлаждение, но избежал травм.

Девушке удалось сбежать и добраться до отделения полиции.

55 человек уже получили документ, дающий право на соцподдержку.

Спящего мужчину между станциями Менделеево и Григорьевская увидел машинист поезда.

После ДТП с участием фуры в районе Кондратово оказалось заблокировано движение транспорта.

Пациента машины со спецсигналом отвезли в лечебное учреждение на другом реанимобиле.

От полученных травм мужчина скончался на месте.

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В Челябинске завершился литературный фестиваль «Открытая книга»

23.10.2014
Организатором выступил физико-математический лицей №31.Наш корреспондент побывал на фестивале и разобрался, какой тип личности формируют из лицеистов и зачем тинейджерам нужна «Капитанская дочка».

Организатором выступил физико-математический лицей №31. Наш корреспондент побывал на фестивале и разобрался, какой тип личности формируют из лицеистов и зачем тинейджерам нужна «Капитанская дочка».

Понедельник, 13 октября. До начала фестиваля «Открытая книга» − три дня. Возле кафедры литературы физико-математического лицея проходит выставка рисунков на стихи Михаила Лермонтова. Десятки самых разных вариантов одиноко белеющего паруса облепили колонну, как обои. Восьмиклассники ждут звонка на урок литературы и обсуждают домашнее задание.

- И какие же черты ты нашел в Петруше Гриневе? – спрашивает светловолосый кучерявый Леша Васькин своего друга-брюнета Сашу Кныша.

- Ну как… Уважение! Потому что он уважал своего отца. Благородство! Он на Маше женился.

- Почему это благородство?

- Отец ведь ему не разрешил…

Со звонком группа залетает в класс. Урок начинается.

Уроки литературы проходят в литературной гостиной. Это – одно из самых необычных и уютных мест в лицее. Оно больше похоже на книжное арт-кафе или зал в библиотеке нового формата, чем на школьный кабинет. В центре – парты, выставленные в круг. Замыкает его стол учителя, рядом с которым – интерактивная доска.

В углу – камин. Только вместо огня там горит лампа, имитирующая его свет. На стенах – книжные полки. Сейчас гостиную украшает выставка «Бабочки» художника Александра Разбойникова. Неделю назад – работы фотографа Дмитрия Алешко «Фотоакварели».

— Мы с вами учреждаем премию «Капитанская дочка», − обращается к восьмиклассникам учитель литературы и идейный вдохновитель фестиваля «Открытая книга» Нелли Михайловна Пащук. – Кого из героев прочитанных произведений вы наградили бы этой премией? Подумайте пять минут, а потом обсудим. Но аргументы должны быть железными.

Класс делится на половины. Первый полукруг отбирает претендентов из произведений Пушкина, второй – из работ разных авторов, в том числе зарубежных. Все пять минут, отведенных для дискуссии, превращаются в интеллектуальный поединок, в центре которого – попытка оценить нравственность героев.

— Ребята, кому из героев вы присуждаете премию в номинации «Честь и достоинство?» − спрашивает Нелли Михайловна.

- Пугачеву. Он боролся за права крепостных. Мы считаем его достойным, − выступает мальчик из первой группы.

— Давайте откроем новую номинацию – «За социальную справедливость». Этой герой не амбивалентен. Вы уже выучили валентность?

- Нет! В четверг будем! – отчеканивает тот же мальчик.

Премию за честь и достоинство восьмиклассники отдали Петру Гриневу. Домашнее задание – придумать номинации и найти победителей для каждой, а также поразмышлять над эпиграфом «Береги честь смолоду».

Ежегодный литературный фестиваль «Открытая книга» проводится в Челябинске четвертый раз. Его организатор – физико-математический лицей №31. На два-три дня в Челябинск приезжает литературная элита России: писатели, критики и литературоведы. Они читают лекции о литературе ученикам лицея, а также проводят открытые встречи на разных площадках города, вход на которые – бесплатный.

Гостями фестиваля уже были Марина Степнова, Сергей Шаргунов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин. В этом году приехали президент Фонда Александра Солженицына, редактор-составитель 30-томного собрания сочинений писателя и его вдова Наталья Солженицына, министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, поэты Александр Кушнер и Елена Невзглядова, писатель и ведущий программы «Тем временем» Александр Архангельский и главный редактор журнала «Литература» и учитель литературы школы №57 г. Москва Сергей Волков.

Урок Сергея Волкова

Фестиваль начинается с урока Сергея Волкова. Впрочем, это даже не урок, а мастер-класс. Его тема – «Как читать в школе странные произведения? Литература абсурда».

Разбираем стихотворение Николая Заболоцкого:

«Сидит извозчик, как на троне,

Из ваты сделана броня,

И борода, как на иконе,

Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,

То вытянется, как налим,

То снова восемь ног сверкают

В его блестящем животе».

— Вам совсем ничего не понятно? – спрашивает Сергей Волков. – Когда я был молодым учителем, мне посоветовали: «Если не будешь знать, что делать с объяснением, попроси детей нарисовать». Может быть, и прекрасно, что не надо все сводить к одному.

Весь урок восьмиклассники словесно прорисовывают образы извозчика и коня и пытаются понять, почему в первой части стихотворения есть рифма, а во второй ее нет.

- Лошадь устала, и рифма устала, – невинно выдает ученик.

— А почему мы не замечаем отсутствия это рифмы? – продолжает Волков. – Вы же физики! Должны это понять!

Подсказка – в глаголах. Глаголы первой части − «сидит», «лежит» − обозначают медленное действие. Глаголы второй – «машет», «вытянется», «сверкают» − быстрое. На языке физики это категория статики и динамики.

- Лошадь бежит настолько быстро, что мы не замечаем каких-то недочетов, − поясняет учитель.

Стихотворение Заболоцкого называется «Движение».

- Важно читать с детьми вслух и обсуждать прочитанное, − отвечает Сергей Волков на мой вопрос, как привить любовь к литературе. – Вам было интересно? А ведь мы просто читали и говорили о тексте. Дети хотят, чтобы литература похитила их из мира, в котором они живут, и перенесла в другой. Они ждут, чтобы им было интересно.

- Перед началом этой лекции я вот, что хочу сказать вам, ребята, − обращается к школьникам директор лицея №31 Александр Попов. – Не то золото, что блестит. Оно собирается всю жизнь. У великих мужчин великие жены. И сегодня вы обогатитесь золотом русского гения.

Специальный гость фестиваля – президент Фонда Александра Солженицына, редактор-составитель 30-томного собрания сочинений писателя и его вдова Наталья Солженицына.

Она встает возле стола. Называет себя транслятором и просит выключить свет, чтобы слушатели общались с Александром Исаевичем.

На огромной интерактивной доске – история Солженицына в фотографиях. Слова Натальи Дмитриевны чередуются с цитатами из дневника писателя. В центре рассказа – не только становление Солженицына как писателя, но и его педагогический путь. Школьным учителем Александр Исаевич был пять раз.

Финальный слайд презентации – эпизод вручения Солженицыну Нобелевской премии. Как и 45 лет назад, Наталья Дмитриевна отходит в сторонку и улыбается. Зал не выдерживает и начинает аплодировать в такт рукоплесканиям с экрана.

К приезду поэта Александра Кушнера ученики начали готовиться еще в сентябре. Восьмиклассники создали буктрейлер на стихотворение «Два мальчика».

Встреча с Александром Кушнером и его женой (и тоже поэтом) Еленой Невзглядовой похожа на традиционный поэтический вечер. Кушнер читает свои стихотворения. Ребята задают вопросы и друг за другом также читают произведения Кушнера, образуя так называемое «поэтическое кольцо». Но слово «Полоний» в одной из строк производит на будущих физиков и математиков эффект внезапной вспышки: выдергивает их из поэтического тумана.

- У нас в сентябре такие «повстанческие движения» ходили, когда с Нелли Михайловной начали изучать творчество Кушнера, − улыбается Саша Кныш. – Не понравился он нам. А сейчас я его по-новому открыл. Видимо, поэт стихи нужные прочитал.

Урок Александра Архангельского

- В «Капитанской дочке» показан идеальный персонаж – Петр Гринев. Он никогда никого не предает, следует присяге и чести, − по-пионерски говорит мне восьмиклассник Андрей Лебедев. – Когда в жизни возникают тяжелые ситуации, я вспоминаю этого героя и желание предать кого-то моментально пропадает. Литература все-таки – это одна из частей нашего воспитания.

Лекция писателя Александра Архангельского о «Капитанской дочке» завершает фестиваль. Как и пять дней назад на уроке литературы, восьмиклассники сидят на своих местах в литературной гостиной. Вместо толстовок и кроссовок на них – рубашки с галстуками-бабочками и лакированные туфли.

- Петруша Гринев является нам в этом романе, когда ему 16 лет. У Пушкина очень молодые герои. Почему это важно? – спрашивает ребят Александр Архангельский. – Потому что это момент, когда человек определяется. Весь веер возможностей у него открыт, и очень многое зависит от того, как человек воспитан.

- Сейчас нет четкой линии на привлечение детей к литературе. И все упирается в учителей и семью, − рассуждает ученик гимназии №1 Сергей Айхель. Он тоже пришел на фестиваль. – Молодежь ограждена от литературы телевидением и интернетом. Приходится делать сознательный выбор наперекор течению. Но когда человек этот выбор делает, созревает личность. Потому что литература заставляет думать. Проблема добра и зла, полости и предательства не может устареть. Нравственный выбор стоит перед человеком всегда.

- Чтение – это великий дар, а не обязанность, − резюмирует Александр Архангельский свое выступление на встрече в книжном магазине «Библио Глобус».

Зачем нужен фестиваль

- В школе мы изучаем произведения мертвых писателей. И дети страшно удивляются, что кто-то еще живет и его можно подержать за пуговку и задать вопрос, − говорит Сергей Волков на конференции «Культура и образование: превратности взаимопроникновения», которая проходит в рамках фестиваля в ЧелГУ. – Четыре года назад коллеги из 31-го лицея решили, что их дети – физики и математики – должны видеть живых писателей. Они поняли, что если давать образование только техническое, сжимая гуманитарную составляющую, то что-то не то происходит с людьми, которые это образование получают.

В московской математической школе №57 Сергей Волков преподает литературу более двадцати лет и знает, зачем она нужна физикам и математикам: для развития воображения и эмоциональной сферы.

- Литература – это фантазии. Вот зачем вам левая рука, если вы работаете правой? – спрашивает меня директор лицея Александр Попов. Мы сидим в его кабинете. Фестиваль окончен.

- Ну… Левая помогает правой.

- Правая рука у вас – физика, левая – литература. Понимаете, дети и учителя должны соприкасаться с личностями. Приехала Наталья Дмитриевна Солженицына – личность очень высокого масштаба. И то, что школьники с ней пообщались, многое им даст. Разделение на физиков и лириков – это примитивно. А я примитива не люблю. Жизнь неделима. И когда человек представляет из себя личность, у него есть все. Я хочу сделать из ребят личностей! Мне это надо.

Спектр занятий лицеистов на переменах широк: возле окна сидит влюбленная парочка, напротив столовой идут споры об информационной безопасности, в «мягком уголке» мальчик читает книгу. Толстую, с потертым переплетом, видимо, художественную.

- Я мог бы сказать, что литература воспитывает духовность и так далее. Но прежде всего, она развивает эрудицию, − говорит кучерявый восьмиклассник Леша Васькин.

- Как это зачем читать? – вспыхивает Саша Кныш. – Извините меня, человек должен быть развитым! Ну и что, что мы физики и математики! Если мы будем некультурными людьми, то нас интеллектуальное общество потом не примет! Вообще книжки читать – это хорошее дело.

Звенит звонок. Восьмиклассники убегают на урок физики. Суббота, 19 октября – день, когда Пушкин написал «Капитанскую дочку» и свое знаменитое посвящение «лицейской республике».

Надежда Прохорова

Комментарии
Интересные события происходят в лицее, люди в них участвуют - легендарные. Хотелось бы, чтобы и рассказ об этом был соответствующим - глубоким, ярким, вдумчивым... И еще: я надеюсь, автор статьи согласовывал все тексты "от первого лица" с их авторами, от учеников до гостей фестиваля? Если нет, прямая речь может вызвать много вопросов (уже вызывает у меня как читателя, не знаю как у предполагаемых авторов высказываний).
Инна
24.10.2014 06:43:05
Инна, а что Вас смущает в прямой речи героев? На мой взгляд, очень интересные цитаты, которые удачно передают атмосферу события.
Любитель книг
24.10.2014 10:51:03