Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

История «Кундравинского Бога»

03.11.2014
Деревянная скульптура из Челябинской области за два века существования вошла в пословицы. Она побывала и святым образом, и экспонатом антирелигиозной выставки.

Деревянная скульптура из Челябинской области за два века существования вошла в пословицы. Она побывала и святым образом, и экспонатом антирелигиозной выставки.

Осматривая витрины Эрмитажа в прошлом году, в одном из залов (№ 162) я случайно заметил две деревянные скульптуры «Христа в узах», аналогичные скульптуре «Кундравинский Бог», находящейся в челябинском музее. И я задумался: а какова его история?

«Чёрен, как кундравинский Бог» - так звучит уральская пословица.

Объяснение этой пословице дал шадринский лексикограф, историк и фольклорист В.П. Бирюков в своей книге 1953 года «Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор». Он пишет: «В селе Кундравы, теперь районном центре Челябинской области, до революции в местной церкви стояло вырезанное из дерева изображение святого, почерневшее от времени и своим видом пугавшее суеверных людей».

Ярким подтверждением пословицы являются детские воспоминания в 50-х гг. XX века жительницы Миасса, опубликованные в газете «Миасский рабочий»:

«Это был одновременно и человек, и идол, и божество. Он сидел в задумчивости, подперевшись рукой, и глаза его выражали скорбь и печаль по человечеству, спасти которое он был призван и по вине и за грехи которого мученически погиб. Величиной этот бог был в три человеческих роста. Из одежды на нем имелась лишь набедренная повязка, и раскрашен он был в неистовых сине-красных тонах.… До сих пор помню то состояние страха и ужаса, которое, кто знает почему, наводил на меня образ Спасителя, в общем-то доброго и жестоко за нас пострадавшего. Или его корявая сине-красная деревянность, или громадный рост, или что-то дикое, темное, мистическое, из глубины веков, жившее в этом монстре, было тому виной, но что-то неуютное, необъяснимое отталкивало меня и вселяло почти животный ужас».

Сейчас вид деревянной фигуры Христа уже не вызывает столь гнетущие ощущения, т.к. ее первоначальный облик был восстановлен путем удаления поверхностного загрязнения реставратором по дереву и заведующим отделом реставрации Челябинского государственного краеведческого музея В.И.Таушкановой.

С докладами об истории и способах реставрации «Кундравинского Бога» она выступала на международных и межрегиональных конференциях, посвященных изучению деревянных культовых скульптур. По мнению ученых, традиция создания скульптурных изображений сидящих фигур «Страдающего Христа» появились на Руси в XVIII веке из Европы, где они были известны с XIV (Польша) и XV века (Германия). Мотив «Христос в темнице» взят из Библии, где описывается, как римские солдаты, насмехаясь, надели на него терновый венец и «багряницу» и назвали «Царь Иудейский».

История скульптуры «Кундравинский Бог» такова: она была изготовлена в начале XIX века отставным солдатом Степаном Лазаревым из станицы Степная Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) из цельного куска кедрового дерева около полуметра в диаметре (внутри она полая).

Местный священник станицы отказался поместить скульптуру в церковь в связи с запретами, связанными с опасениями идолопоклонства, а также с ассоциациями со скульптурами католиков, с которыми православная церковь всегда была в противостоянии.

Позднее наследники Степана Лазарева продали фигуру «Иисуса в темнице» Агафье Андреевне Дмитриевой, которая перевезла его в Кундравинскую станицу, где хранила дома 10 лет, а потом передала в местную церковь (поэтому скульптура изначально получила название «Агафьин Бог»). По сведениям из «Кундравинской летописи» в 1869 году этот храм разрушился и «сохранившаяся часть иконостаса» (возможно вместе с «Агафьиным Богом») была перенесена в кладбищенскую Трехсвятительскую церковь.

В 1876 году была построена новая церковь во имя великомученицы Параскевы, где в 1915 году кундравинскую скульптуру Христа описывает епископ Челябинский Сильвестр (Ольшевский): «В Кундравинском храме есть образ (статуя) Спасителя, заключенного в темницу и сидящего в терновом венце. Образ поставлен в приделе и пользуется особенным благоговейным почитанием среди богомольцев».

В 1929 году, судя по фотографии из фондов Челябинского государственного краеведческого музея, эта скульптура попадает в экспозицию антирелигиозной выставки. В 1930-х годах «Кундравинского Бога» перевезли в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году – в Челябинский, где с 2007 года по 2013 год она находилась на реставрации. На данный момент реставрация приостановлена в связи с отсутствием специалиста.

Вадим ВЕЛИТЧЕНКО, старший методист по туризму и охране культурного наследия Чебаркульского района

Комментарии
Комментариев пока нет