Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Алексей ИВАНОВ: "Я не Индиана Джонс, но..."

17.06.2004
Пермский писатель сочинил сначала путеводитель, а затем роман о реке Чусовой

- Алексей, еще не просохла типографская краска на одной книге, как вы тут же готовите к изданию другую и, как говорят, с таким же названием? В чем причина неоригинальности: лень или какой-то хитроумный расчет?
- Конечно, расчет. Я пишу роман о Чусовой, который тоже будет называться "Вниз по реке теснин". Роман посвящен достаточно краткому периоду в истории Чусовой - постпугачевскому времени, жизни раскольников на Веселых горах и "железным караванам". Темы, которых я коснулся в путеводителе, в том или ином виде будут развиты и в романе. А если уж брать за основу художественного произведения историю нашего региона, то мне кажется, что литература об этом должна быть, так сказать, "интерактивна".

Пермский писатель сочинил сначала путеводитель, а затем роман о реке Чусовой

-- Алексей, еще не просохла типографская краска на одной книге, как вы тут же готовите к изданию другую и, как говорят, с таким же названием? В чем причина неоригинальности: лень или какой-то хитроумный расчет?

-- Конечно, расчет. Я пишу роман о Чусовой, который тоже будет называться "Вниз по реке теснин". Роман посвящен достаточно краткому периоду в истории Чусовой - постпугачевскому времени, жизни раскольников на Веселых горах и "железным караванам". Темы, которых я коснулся в путеводителе, в том или ином виде будут развиты и в романе. А если уж брать за основу художественного произведения историю нашего региона, то мне кажется, что литература об этом должна быть, так сказать, "интерактивна". Путеводитель и есть перевод художественной литературы в "интерактивную" форму. Для меня лучшее признание качества произведения - это когда читатель хочет побывать в тех местах, которые описаны в романе, хочет узнать, как все было на самом деле, и хочет увидеть, как эти места выглядят сейчас. Путеводитель и призван стать неким сценарием личного участия читателя в романе. Больше того, мне бы хотелось, чтобы по мотивам путеводителя и романа появилась и компьютерная игра, в которой виртуально оживут многие реалии Чусовой XVIII века, будет наглядно представлен ландшафт этой великой реки. А одинаковым названием я просто даю понять, что все это - единый и обдуманный проект, а не "объедки" с литературного стола и не способ "нарубить бабок" на раскрученной теме.

-- При написании путеводителя случалось вам узнавать факты, которые при советской власти в силу идеологических соображений не были бы обнародованы?

-- Случалось, и не раз. Правда, я не думаю, что это была какая-то "цензура". Об этих фактах молчали, потому что не придавали им никакого значения. Скажем, ну что сделал для установления советской власти на Чусовой святой Трифон Вятский? В общем, ничего. Значит, наплевать на него, нечего и упоминать. Возможно, советская историческая наука не утруждалась проведением сопоставления общеизвестных фактов, чтобы выявить некие тенденции. Например, в 1719 году была провозглашена так называемая "горная свобода", которая позволила любому человеку, даже крепостному крестьянину, найдись у него для этого средства, строить заводы и "изымать" земли у землевладельцев. Чусовая принадлежала Строгановым, и "горная свобода" для Строгановых означала угрозу потерять эту реку, невзирая на их принцип "майората" при землевладении. А река была необыкновенно важна как главная дорога Урала. И началась настоящая экономическая "война" между заводчиками за обладание Чусовой, когда все - и Строгановы, и Демидовы, и Яковлев, и казна - стремились построить на Чусовой заводы и пристани, чтобы "укрепиться" на ее берегах. И многие другие "феномены" истории и развития Чусовой оставались без осмысления, например татищевские крепости-"шанцы" на бродах или то, что я назвал "деревнями-спутниками". Мы ведь не марсиане, мы по-прежнему живем в историческом контексте, и если мы его не осмысляем, то мы и не понимаем, где и как живем. Кто придумал "русское спасение" - огородничество, кому петь "оду русскому огороду"? Уральским заводчикам. Откуда на Чусовой взялись деревни, в которых абсолютно нечем заниматься, разве что обслуживать дачи губернатора Свердловской области? В историческом контексте не только наш быт, но и наша культура. Почему мастеровые рудника Гумешки придумали Хозяйку Медной горы и оленя Серебряное Копытце? Почему Данила-мастер появился на Чусовой, а, скажем, не в Донбассе? Читайте свою землю, и будет ясно.

-- В путеводителе довольно подробно прослеживается путь Ермака по Чусовой. Поскольку вы долго работали инструктором по туризму, то, возможно, находили что-либо, оставшееся от экспедиции Ермака?

-- Нет, я не Индиана Джонс. Но, к примеру, во множестве источников вплоть до XX века приводятся свидетельства людей, которые видели остатки судов Ермака. Сразу скажу, многое написанное мною о Ермаке с исторической точки зрения очень спорно. Ученый Скрынников, автор "канонической" книги о Ермаке, наверное, сжег бы меня живьем. Я попытался осмыслить путь Ермака именно в бассейне Чусовой так, чтобы увязать народные предания о Ермаке с реальными историческими фактами, чтобы хронологические, бытовые и технические реалии пути по Чусовой соответствовали археологической и этнографической карте того времени.

-- Как можно объяснить трансформацию образа Ермака: грабитель судов, он стал народным любимцем - покорителем Сибири?

-- Тому множество причин. В то время существовала определенная сословная категория людей, которым хоть официально и запрещалось вести какие-то боевые действия, но неофициально - разрешалось и порой даже поощрялось. Это были казаки. Власти на такое беззаконие смотрели сквозь пальцы, разумеется, когда беззаконие казаков было выгодно государству. Например, британские флибустьеры, грабившие французов и испанцев, тоже не считались пиратами. Поэтому грабежи купеческих стругов и ладей ватагами казаков воспринимались в народе не как преступление, "воровство", а как "удаль молодецкая". Это во-первых, но не "в главных". Ермак своим походом дал надежду на воплощение самой выстраданной мечты русского народа - мечты о вольной и хлебородной земле. Ермак своей жизнью дал пример высочайшей личной и гражданской доблести, и если государство или любой отдельный человек этой доблести не видел, то нация в целом отозвалась сразу - "срезонировала" благодарностью, сделала Ермака легендой. Наконец, сам Ермак лично - это сугубо русский образец человека духовного подвига, как, например, князь Игорь или летописец Нестор.

-- На Чусовой еще остались развалины старинных заводов. Жители относятся к ним как к памятникам?

-- Федеральное законодательство не относит их к памятникам, хотя для историков, да и для обычных людей, они должны быть именно памятниками. Исключений очень немного, например домна Северского завода. Похоже, промышленные памятники Чусовой даже не описаны учеными, не каталогизированы. И это удивительно. Лично меня эти памятники поразили, будто я увидел в коровьем стаде мамонтов. Домна "Самовар" и производственное строение в Старой Утке, заброшенный канал в селе Чусовом, амбары в Каменке и Кыне, каменные пристани в Илиме и Кыне. И очень покоробило просто свинское отношение населения к этим руинам. Например, в поселке Кын блоки пристани скреплены железными скобами. Строители сверлили в камне дыры, вставляли скобы и, чтобы добиться прочного сцепления, заливали скважины свинцом. Сегодня местные жители выковыривают свинец на рыболовные грузила, от этого скобы вываливаются, пристань рассыпается. Ну что, негде больше взять свинца, что ли? Неужели ведро голавлей важнее старинной пристани, описанной еще Маминым-Сибиряком? Так и будем тыкать окурки в шкатулку с брильянтами, потому что далеко до пепельницы тянуться?

Беседовал Владимир ПОТЕХИН

Своим романом "Чердынь - княгиня гор" 34-летний пермский писатель Алексей Иванов буквально "вломился" в признанные литературные круги России. Роман был удостоен нескольких престижных всероссийских премий, в том числе премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка и премии "Эврика!", был номинирован на премии "Российский сюжет", "Национальный бестселлер" и "Букер - Открытая Россия", вышел в финал премии "Книга года", а газетой "Книжное обозрение" был признан лучшим русским романом 2003 года.

И вот теперь Пермское книжное издательство выпустило новую книгу Алексея Иванова "Вниз по реке теснин". Это туристско-краеведческое описание нашей знаменитой реки Чусовой. Историки, краеведы и туристы уже назвали ее лучшим очерком о Чусовой, о ее истории, природе, людях и нынешних проблемах.

Комментарии
Комментариев пока нет