Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Музы не молчали

20.11.2014
В эвакуации на Южном Урале оказались не только театры Москвы, Ленинграда и других городов Центральной России, но и публика этих театров, знатоки искусства, взыскательная, просвещенная интеллигенция.

В эвакуации на Южном Урале оказались не только театры Москвы, Ленинграда и других городов Центральной России, но и публика этих театров, знатоки искусства, взыскательная, просвещенная интеллигенция. Все вместе они произвели настоящий переворот в театральном искусстве нашего края.

…В 1943-м произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. К этому времени удалось отбить врага от Москвы, нанести ему сокрушительные поражения под Сталинградом и Курском. Движение наших войск наконец-то обрело то направление и ту уверенность, которую все советские люди ждали с начала войны. Именно в это время начинается и процесс реэвакуации некоторых учреждений культуры в места своего изначального расположения. Именно тогда начали подводить и первые итоги их эвакуации на Южный Урал.

«За годы войны искусство пережило сложный путь становления и роста. По недомыслию некоторых горе-руководителей, поднявших на щит афоризм «Когда гремят пушки, молчат музы», огромное количество учреждений искусств было ликвидировано. Эта «эпидемия» захватила и Челябинскую область. Достаточно сказать, что из 13 театров в Челябинской области остался только один, областной драматический театр, да и то в сугубо сокращенном виде», - писал уполномоченный ГУРК (Главного управления по контролю за зрелищными мероприятиями) в отчете о работе за 1941-1943 гг., указывая при этом, что «потребность в искусстве, тяга к театрам колоссально возросла». В связи с чем? Ответ был дан и на этот вопрос.

Уполномоченный посчитал, что это явилось следствием эвакуации на Урал, на территорию Челябинской области, большого количества населения из крупнейших городов Союза (Москва, Ленинград, Киев, Харьков…), имевшего традицию ходить в театры. В связи с эвакуацией ведущих театров страны на территорию края возрос интерес к их посещению и у местного населения. Желание найти в театральных постановках отклик своим мыслям и чувствам, по мнению уполномоченного, было главным условием плодотворной деятельности театров в указанные годы.

Какие же театры были эвакуированы на территорию нашей области в начале Великой Отечественной войны? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на доступные нам источники, и кратко рассказать об их деятельности.

•Малый театр: челябинцы несли актера Остужева на руках

Малый театр эвакуировали в Челябинск осенью 1941-го. В Москве театр оставался, что называется, до последнего. И лишь когда к столице вплотную подошли немецкие войска, театр эвакуировали. Артисты прибыли в наш город 20 октября 1941 года. В этот же день в Москве было объявлено осадное положение, а генералу армии Георгию Жукову поручено руководство обороной Москвы. Ситуация была напряженной. Илья Эренбург опубликовал в эти дни статью «В суровый час», которая начиналась такими словами: «Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы. Он не считает потерь. Немецкие танки давят немецких раненых. Враг грозит каждому из нас…» Артисты с тревогой читали эти строчки, внимательно слушали радио. Ведь в Москве у многих остались родственники, знакомые, друзья.

Александр Остужев - актер Малого театра

В Челябинске тоже все было непросто. Сюда было эвакуировано около 20 предприятий, несколько столичных наркоматов. В одном из документов челябинского архива говорится о 100 тысячах человек, эвакуированных в Челябинск к январю 1942-го.

Катастрофически не хватало жилья. В Челябинске, Магнитогорске, Златоусте на одного человека в среднем приходилось около трех квадратных метров жилой площади. В рабочих общежитиях Кировского завода на человека приходилось и того меньше - 2,3 метра, а в общежитиях завода имени Колющенко - 2,4.

Поэтому на первых порах эвакуированные, в том числе и знаменитые артисты, столкнулись с бытовыми трудностями. В одном из своих писем из Челябинска знаменитая актриса Е.Д. Турчанинова писала: «Живем пока в театральной уборной с заколоченным окном, тепло, есть электричество и столовая, где питаемся. Здесь все переполнено, как разместимся, не знаю, ведь нас около 200 человек, а на днях ждут еще эшелон. Вероятно, будут устраивать общежитие в помещении каких-нибудь учреждений. Все сложно, а у нас много детей, старух и стариков. Дома я все бросила, так как еле-еле успела кое-что уложить, собиралась в несколько часов. Не успели купить ни продовольствия, ни многих необходимых вещей. Багаж наш у многих остался в Москве из-за нераспорядительности нашей администрации, а самое плохое - отсутствие костюмов, париков и т. д. Если это не придет, то мы просто погибнем, ибо играть не в чем, без декорации можно, но без костюмов - никак. Все это на фоне ужасной войны повергает в отчаяние. Но человек живет надеждой, я надеюсь, что еще увижу Москву…»

22 октября 1941 года Челябинский обком партии принял решение: «Академический Малый театр принять в г. Челябинске и организовать его работу в помещении областного драматического театра.

В связи с этим областной драмтеатр перевести для работы в г. Шадринск. Коллектив шадринских артистов, созданный отделом искусств на базе бывшего городского театра, расформировать». Тем же решением председателям исполкомов было предписано «обеспечить артистов вновь прибывающих театров необходимой жилой площадью». 27 октября решение о размещении московских артистов и сотрудников театра было принято и на уровне города.

Наиболее известные артисты театра поселились с семьями в гостинице «Южный Урал», остальные - в доме по улице К. Маркса, 72 («в новом здании драматического театра», ныне - здание Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки) и других помещениях. В декабре 1941-го та же Е.Д. Турчанинова в одном из писем отмечала: «Устроены мы все без исключения, хорошо питаемся».

На первых порах из-за отсутствия костюмов и декораций артисты Малого театра давали концерты, выступали на встречах с участниками Великой Отечественной войны, в благотворительных концертах, сбор от которых шел в Фонд обороны. После того как в Челябинск прибыли декорации, театр представил на суд зрителей и свои спектакли.

Первый из них «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского с успехом прошел 23 декабря 1941 года. Зрители принимали спектакли на ура. Как отмечала в те дни Е.Д. Турчанинова: «Народ ломится в театр на все. Два раза в неделю мы ездим в Авиагородок, играем там во Дворце культуры, очень приятная военная публика». Кроме сцены драмтеатра (ныне Молодежного театра), артисты Малого театра освоили летний театр горсада имени Пушкина.

Давали ночные концерты, начинавшиеся в 11 или 12 часов ночи. Театральная публика в те военные дни в Челябинске была тоже необычной. Ее составляли не только местные любители театрального искусства, но и привыкшие к театрам москвичи, ленинградцы, харьковчане.

Аделаида Сванидзе, мать известного телеведущего Н.К. Сванидзе, находившаяся в Челябинске в эвакуации вместе со своими родителями, вспоминала: «…Помню, что в Челябинск эвакуировали из Москвы Малый театр. Мои родители - заядлые театралы - возликовали и при любых возможностях ходили в театр, по нескольку раз смотрели одни и те же спектакли».

Война не смогла остановить развитие одного из старейших российских театров. В Челябинске Малый театр поставил несколько новых спектаклей - «Отечественная война 1812 года», «Партизаны в степях Украины», «Осада мельницы». Особенно остро зрители восприняли спектакль

«Отечественная война 1812 года», поставленный по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Контрнаступление советских войск под Москвой заставило зрителей по-новому воспринять слова классика.

О том, что происходило в те дни в Челябинске и какой успех выпал на долю великого русского актера Александра Остужева, вспоминал народный артист России Евгений Весник, эвакуированный в Челябинск вместе с театральным училищем имени Щепкина. Вот что он писал: «1942 год. Челябинск. Спектакль Малого театра «1812 год» («Отечественная война 1812 года». - В.Б.). Зрительный зал полон - аншлаг. На спектаклях с участием Александра Остужева не могло не быть аншлага, нигде и никогда. В роли есть текст о том, что Москва освобождена от врага и снова русская!

И хотя речь шла о войне 1812 г., Остужев произносил его с таким вдохновением, вкладывая в него свое гражданское отношение к тогдашней военной ситуации, с такой физической и голосовой отдачей, что нам, стоявшим за кулисами, было страшно за него, пожилого человека. А зрители в едином порыве вскочили со своих мест и устроили длительную овацию, сломавшую и ход, и темп, и ритм спектакля…

Я в этом спектакле исполнял безмолвную роль камер-лакея Наполеона и оказался счастливым свидетелем происходившего. Помню раненого молодого солдата-фронтовика с костылем, пытавшегося влезть на сцену. Помню крики «ура» из зрительного зала, скандированное «Ос-ту-жев», «Ос-ту-жев»…

Спектакль "Отечественная война 1812 года" по роману Л. Толстого "Война и мир"

Александр Алексеевич должен был по ходу спектакля произносить текст, однако сделать этого никак не мог. Он уходил со сцены, снова выходил и снова уходил: овация не стихала. Тогда опытный и находчивый помощник режиссера, ведущий спектакль, решился на сокращение оставшегося текста Остужева и закрыл занавес.

Артисты продолжили спектакль, но под овации, которые только минуты через две наконец-то смолкли. Люди расселись по своим местам, и спектакль благополучно завершился. Но! Артисты разгримировались, вышли через служебный ход на улицу, ожидавшая их толпа окружила Остужева, подняла на руки и понесла!

Понесла в гостиницу, где он жил. Я понял, что только в эти минуты кончился этот поистине уникальный спектакль, в котором финальную точку поставили не артисты, не режиссер, а зрители!»

Свою долю зрительского успеха в Челябинске в полной мере получили Александра Яблочкина, Пров Садовский, Игорь Ильинский, Евдокия Турчанинова, Елена Гоголева, Михаил Ленин и многие другие замечательные артисты.

Евдокия Турчанинова

В Челябинске в годы войны находились и квалифицированные театральные критики, которые своими статьями помогали театру поддерживать высокий профессиональный уровень. Рецензии на спектакли Малого театра в газете «Челябинский рабочий» публиковали писатель Лев Никулин, работавший в это время директором челябинского издательства, критики Любовь Фрейдкина, Елена Голышева, Ирина Нестор. И если имя Л.В. Никулина, достаточно известного советского писателя, довольно часто упоминается в краеведческих изданиях, посвященных культурной жизни Челябинска периода войны, то обо всех остальных следует сказать хотя бы несколько слов, так как они того достойны.

Любовь Марковна Фрейдкина (1910-2002), выпускница ГИТИСа. В Челябинске заведовала отделом литературы и искусства в газете «Челябинский рабочий». После войны - известный советский театровед, автор многих статей и книг, среди которых «Полвека Художественного театра», «Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества (1858-1943)». Елена Михайловна Голышева (1906-1984), выпускница Литературного института имени Горького (1941). После войны занималась переводом художественной литературы. Среди переведенных ею произведений - «Тихий американец» Грэма Грина, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. В эвакуации в Челябинске вместе с Е.М. Голышевой находился и ее сын, ныне один из крупнейших российских мастеров художественного перевода, Виктор Петрович Голышев, президент Московской гильдии переводчиков, лауреат «Малого Букера» и нескольких престижных премий.

Ирина Александровна Нестор (после войны - педагог) работала заведующей учебной частью отделения актеров музыкальной комедии ГИТИСа. В эвакуации вместе с ней находился ее сын Александр Павлович Тимофеевский, известный ныне любителям поэзии как автор глубоких философских стихов, а широкой публике - текстами песен Чебурашки и крокодила Гены.

Известный московский критик Любовь Фрейдкина в годы войны стала заведующей отдела литературы и искусства "Челябинского рабочего"

Малый театр находился в нашем городе чуть меньше года. За это время прошли десятки спектаклей, творческих вечеров, концертов, но значение нахождения Малого театра в Челябинске было не только в этом. В упоминавшемся выше отчете ГУРК за 1941-1943 гг. отмечалось:

«Малый театр своей работой в значительной степени повлиял на дальнейшую судьбу театров области. Он сумел привить любовь к театрам, заставил внимательнее относиться к жизни театров, заботиться о них и в тоже время воспитал в зрителях вкус, требовательность, которые являются стимулом в работе наших театров. Челябинский драматический театр, возвратившись после отъезда Малого театра, вынужден был пересмотреть весь свой репертуар, отнестись с большим вниманием к своей работе, чтобы завоевать авторитет у зрителя».

Как только ситуация под Москвой нормализовалась, было принято решение возвратить театр в Москву. В сентябре 1942-го Малый театр покинул Челябинск.

•Кого играл Сергей Филиппов на копейской сцене?

Кроме Малого театра в годы войны на территорию края были эвакуированы и другие театры из центра страны. Так, в октябре 1942-го в Магнитогорске оказался московский Театр сатиры. К тому времени это был еще молодой коллектив (возник в 1924-м), но и в его труппе были признанные мастера сцены, такие как Д. Кара-Дмитриев, И.А. Любезнов, В.Я. Хенкин. В Магнитогорске театр размещался в клубе металлургов, в те дни на его сцене шли «Пигмалион», «Неравный брак», «Чужой ребенок», другие спектакли, проводились концерты и вечера. В мае 1943-го театр перебрался в Челябинск, где до августа 1943-го на сцене Летнего театра в городском саду им. А.С. Пушкина, в драмтеатре, в театре оперетты давал спектакли и концерты.

Великий комик Сергей Филиппов оказался в копейске вместе с Ленинградским театром комедии

В Копейск был эвакуирован Воронежский драматический театр, основанный в 1802 году. В июле 1942-го в связи с приближением к Воронежу фронтовой полосы театр был срочно вывезен в Стерлитамак, а оттуда в ноябре 1942-го - в Копейск. На сцене ДК угольщиков было возобновлено семь спектаклей театра («Волки и овцы», «Коварство и любовь», «Парень из нашего города» и др.), пользовавшихся большим успехом у зрителя.

В упоминавшемся отчете уполномоченного ГУРК об этом театре говорится: «По своему творческому составу, активности, творческой спаенности и работоспособности выделяется Воронежский театр… Наиболее яркими спектаклями, признанными как наилучшие спектакли театра, являются «Фронт» и «Женитьба Фигаро». Театр имеет квалифицированную режиссуру, ряд актеров с яркими дарованиями…»

В августе-сентябре 1943-го в Летнем театре горсада имени Пушкина прошли гастроли Воронежского театра в Челябинске. В конце 1943-го театр возвратился домой.

Орловский драматический театр война застала на гастролях в Чернигове. В связи со стремительно приближавшейся линией фронта театр, оставив декорации, вынужден был эвакуироваться на Урал - сначала в Магнитогорск, а затем, в октябре 1941-го, - в Златоуст. В этом городе ему суждено было пробыть два с половиной года. Последний «златоустовский» спектакль театра прошел 1 марта 1944-го, а первый в Орле - 8 апреля. По подсчетам историков Орловского драматического театра, он дал в эвакуации 558 спектаклей, которые посмотрели 286 тысяч зрителей, и около 2 тысяч концертов. Среди поставленных в Златоусте спектаклей были патриотические - «Нашествие», «Русские люди», «Фронт». Наиболее интересными спектаклями, показанными театром на златоустовской сцене, уполномоченный ГУРК посчитал «Ревизор», «Олеко Дундич», «Женитьба Фигаро»; отметил военно-шефскую работу театра, награжденного за это переходящим Красным знаменем обкома РАБИС и Отдела искусств.

Из других театров, находившихся в Челябинской области, видимо, непродолжительное время, в отчете ГУРК упоминается Московский театр под руководством Каверина, оказавшийся в Троицке. Имеется в виду режиссер Федор Николаевич Каверин (1897-1957). Что же до театра, то о нем в литературе удалось найти следующие сведения. Образован он был в 1936 году. В 1941-м слился с Московским театром имени Ленсовета под руководством Н.М. Горчакова, а в 1944-м еще и с театром Революции. Ныне это Московский академический театр имени В.В. Маяковского.

Еще об одном театре, в годы войны кратковременно находившемся на территории Челябинской области, вспоминал известный комедийный актер Сергей Филиппов. Прибыв в 1983-м на фестиваль киностудии «Ленфильм», проходивший в Челябинске, он в интервью не преминул отметить, что в годы войны вместе с театром, в котором играл, находился в эвакуации в Копейске.

Известно, что в 1935-1965 гг. Сергей Николаевич был актером Ленинградского театра комедии. Попытка подтвердить этот факт дополнительными сведениями удалась не сразу. В нескольких публикациях о культурной жизни Ленинграда в годы войны отмечалось, что театр комедии был чуть ли не единственным театром, никуда не эвакуировавшимся. Подтвердить сведения С.Н. Филиппова удалось, обратившись к книге М.О. Янковского «Ленинградский театр комедии» (Л., 1967), в которой среди прочего сообщалось: «В конце декабря (1941 г. - В.Б.) было принято решение об эвакуации театра из осажденного города на «Большую землю». Коллектив покидал родной Ленинград на самолетах, через линию фронта, без сценического имущества - декораций и костюмов. Труппа Театра комедии не сразу обрела в тылу постоянное пристанище. Ей предстояло проделать трудный, полный лишений путь по стране, охваченной войною, пока театр не получил возможности стационарного существования в тылу. В начале пути временная остановка в шахтерском городке Копейске, близ Челябинска. Здесь, лишенные сценического имущества, актеры начали работу, выступая с концертами в госпиталях, для рабочих-шахтеров. В это время решался вопрос о дальнейшем бытии театра - пребывание в Копейске затягиваться не могло. То была лишь передышка для изнуренной лишениями труппы. И вопрос решился: Театр комедии переводился в Сочи…»

В публикациях, посвященных эвакуации на Урал предприятий и учреждений, удалось найти сведения о том, что всего сюда в годы войны было эвакуировано 25 театров.

Их деятельность стала заметной вехой в культуре страны военной поры. Что же до Челябинской области, то мы можем говорить о том, что с нашим краем связана история шести указанных выше театров и знаменитого Театрального училища имени М. С. Щепкина, эвакуированного в Челябинск вместе с Малым театром.

Владимир Боже, историк-краевед

Комментарии
Комментариев пока нет