Новости

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

От стабилизации - к развитию

24.06.2004
Доклад губернатора Челябинской области П.И. Сумина на собрании областного актива, посвященном обсуждению Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ

Уважаемые участники собрания областного актива! Обсуждение Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина - это не формальное мероприятие и не ритуал, а настоятельная необходимость.

Доклад губернатора Челябинской области П.И. Сумина на собрании областного актива, посвященном обсуждению Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ

Уважаемые участники собрания областного актива! Обсуждение Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина - это не формальное мероприятие и не ритуал, а настоятельная необходимость. Высшее должностное лицо государства формулирует в послании как текущие, так и стратегические задачи, от которых зависит развитие страны на том или ином этапе.

Говоря словами президента, новая Россия до сегодняшнего дня прошла несколько этапов своего развития. Этап демонтажа прежней экономической системы, этап расчистки завалов. Теперь настал этап решения масштабных общенациональных задач.

Причем в послании о них говорится не в обобщенном виде. В нем "впервые" сконцентрировано внимание государственных органов на задачах, "затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью".

Такая постановка вопроса стала возможна, потому что за предыдущие годы достигнута определенная стабилизация экономической, социальной и политической ситуации. Это видно как на общероссийском уровне, так и на уровнях субъектов Федерации. В Челябинской области с 1999 года промышленное и сельскохозяйственное производство выросло в 1,5 раза, а объем инвестиций составил 132,5 млрд. рублей.

В прошедшие годы особое внимание область уделяла модернизации и техническому перевооружению промышленных производств, сокращению безработицы (она уменьшилась в два раза), ликвидации долгов, развитию малого бизнеса и социальной сферы.

Область построила за эти годы несколько десятков новых школ, детских дошкольных учреждений, больниц и поликлиник. Сооружено и отремонтировано 706 км дорог, проложено почти 4 тысячи км газопроводов. Газом впервые стали пользоваться более 500 тысяч человек, сотни предприятий и организаций!

Безусловно, все это свидетельствует о продвижении вперед, о возрождающемся, в первую очередь, экономическом потенциале Челябинской области. А без экономического роста, мы с вами знаем, немыслимо социальное оздоровление.

В прошлом году области присвоен долгосрочный кредитный рейтинг А1 и краткосрочный рейтинг категории RUS 1, которые являются наиболее высокими в рейтинговых категориях и получили их всего 7 субъектов Федерации. В последнем номере "Политического журнала" Челябинская область названа в числе 12 субъектов Федерации, отвечающих критериям конкурентоспособности. В послании такая цель поставлена перед всей страной.

Сделано немало - трудовыми коллективами, их руководителями, бизнесом, но далеко не все! Поэтому главной общенациональной задачей - и для страны в целом, и для субъектов Федерации - является дальнейшее развитие реального сектора экономики. Причем такое развитие, которое могло бы уже к концу 2010 года обеспечить удвоение внутреннего валового продукта страны.

Почему берется дальняя перспектива? Потому что в условиях стабильности резко возрастает роль стратегического планирования и предсказуемости развития. Экономике области важно правильно выбрать векторы целеполагания.

Ключевое значение имеют рост производительности труда, снижение себестоимости и повышения качества, а значит, конкурентоспособности продукции. Этого можно достичь только внедрением высоких технологий и модернизацией производства. В области такие процессы идут, осуществляется технологическая перестройка производственного потенциала. Введено уже более 60 новых крупных высокотехнологичных производств и агрегатов, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. В техническое перевооружение, в модернизацию ежегодно инвестируется более 1 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем пять лет назад.

Заметно восстанавливается агропромышленный комплекс. Ему за последние годы оказано господдержки на сумму более 4 млрд. рублей. На четверть обновился парк уборочной техники, внедряются новые технологии, развиваются перерабатывающие производства. В прошлом году объемы сельхозпроизводства выросли на 14,4 процента. У нашего села не только технические и финансовые проблемы. Нередко, как в этом году, сюрприз преподносит погода, но отрасль медленно, тяжело, но встает на ноги.

Потенциал реального сектора области продолжает динамично расти в текущем году. За пять месяцев инвестиции в основной капитал увеличились на 42,5 процента, объемы промышленного производства - на 5,4 процента, внутренний валовой продукт вырос на 6,6 процента.

Мы можем сказать, что решение задачи удвоения внутреннего регионального продукта к 2010 году в Челябинской области реально. Но для этого надо приложить еще больше усилий, чем мы это делали с вами сегодня. Правительству области, муниципальным образованиям, руководителям предприятий и бизнеса, научным учреждениям предстоит создать необходимые условия для интенсивного экономического роста.

Наряду с мерами по техническому перевооружению, росту производительности труда, развитию кооперации и областного заказа надо продолжать качественное изменение структуры ВРП. За последние пять лет в структуре ВРП на 8 процентов выросла доля услуг, это отрадно. Начали развиваться другие отрасли, обеспечивающие высокую добавленную стоимость. Однако они имеют еще незначительный вес.

В этом заложен существенный резерв. Нужно активнее подключать все возможности. Президент РФ сказал, что сегодня страна должна расти быстрее, чем остальной мир, это вопрос экономического выживания в непростых условиях глобальной конкуренции. Каждое муниципальное образование, руководители, акционеры предприятий должны определить внутренние резервы, поставить более напряженные задачи, разработать и реализовать конкретные планы по их решению.

Для выполнения задачи по удвоению ВРП к 2010 году темпы его роста в Челябинской области должны быть не менее 7-7,5 процента в год. На предприятиях надо повысить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности с тем, чтобы окончательно отказаться от полузаконных, "серых схем", сдерживающих рост экономики.

Надо задействовать все перспективные точки ускоренного роста. Для Челябинской области ими являются:

-- переход на инновационный путь развития (а потенциал нашей прикладной науки достаточно высок, чтобы справиться с этим);

-- развитие современных наукоемких производств;

-- наращивание строительства жилья;

-- развитие малого предпринимательства, транспортных услуг;

-- строительство и обслуживание автомобильных и железных дорог; развитие авиасообщения, индустрии отдыха и туризма;

-- развитие прорывных технологий в производстве здоровых продуктов питания.

Рост внутреннего валового продукта не самоцель, а источник развития социальной сферы, снижения бедности, повышения качества жизни людей. Мы должны, подчеркнул Владимир Владимирович Путин, общими усилиями сделать все для нормальной жизни каждого человека.

За последние годы в нашей области качество жизни населения медленно, но меняется в лучшую сторону. Погашены долги по детским пособиям и по зарплате бюджетникам. В полном объеме выплачиваются пособия по федеральным законам "О ветеранах" и "Социальной защите инвалидов". Нет задержек с выплатой пенсий, и ее размер регулярно индексируется.

Реальная зарплата за четыре года выросла в 1,6 раза, реально располагаемые доходы на душу населения - на 40 процентов. За прошлый год удельный вес граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, уменьшился на восемь процентов. Благодаря этому меняется и структура потребления. Люди больше стали потреблять качественные продукты питания, активнее приобретать товары длительного пользования, в том числе автомашины и жилье.

Безусловно, проблема бедности и низкого уровня жизни остается в Челябинской области острой. Удары радикальных реформ были для людей сокрушительны, многим южноуральцам и сейчас живется очень тяжело.

Вместе с Законодательным собранием, муниципальными образованиями правительство области принимает ряд мер, прямых и косвенных, для повышения качества жизни. К ним относятся многие социальные программы, в том числе выплата жилищных субсидий, которые выросли с 630 млн. рублей до 1 млрд. 200 млн. Перекрестное субсидирование тарифов для населения на электрическую, тепловую энергию и водоснабжение снижает затраты на 2 млрд. рублей.

Долги по зарплате в производственной сфере сократились почти вдвое, однако общий долг составляет около 700 млн. рублей. Это ненормально. Ответственность работодателей за это должна стимулироваться не только правоохранительными органами, которые начали активно заниматься проблемой. В цивилизованном мире она обусловлена деловой этикой, совестью, законом.

Сказанное относится и к проблеме повышения уровня оплаты труда. За пять лет среднемесячная зарплата в области выросла в четыре раза и составляет 5398,3 рубля. Но это не отражает реальной картины. С одной стороны, желание работодателей снизить затраты сдерживает в производственной сфере и в бизнесе рост заработной платы. С другой стороны, в области еще процветают "серые схемы", выплата зарплаты в конвертах.

На нашем V экономическом форуме отмечалось, что смысл снижения себестоимости не в ограничении фонда заработной платы. Доля оплаты труда в себестоимости продукции должна постоянно расти. Этот путь прошли все развитые страны мира. Они вовремя поняли, что высокая зарплата - это не только достойный уровень жизни граждан, но и большие объемы налогов, потребления, а, следовательно, и востребованность производства.

Важная задача сегодня - обеспечить без потерь переход с натуральных льгот различным категориям населения на денежные выплаты. Предложение Правительства РФ пока не подтверждено законодательно. Тема активно обсуждается в обществе. На прошлой неделе состоялась моя встреча с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Мы сошлись во мнении, что надо взвесить все основательно, посчитать, предложить Правительству РФ и Федеральному Собранию последовательные, менее радикальные пути решения этой очень больной и важной проблемы.

В области же предстоит разработать и принять закон "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла", в котором будет определен вариант предоставления льгот более чем 600 тысячам наших земляков.

Безусловно, кроме перечисленных вопросов качества жизни его уровень определяет целый ряд других важных параметров. Президент их выделил в разряд конкретных и актуальных социальных задач:

-- обеспечение граждан доступным жильем;

-- модернизация здравоохранения;

-- развитие отечественного образования.

Возьмем проблему жилья. В прошлом году в области введено в строй 750 тысяч кв. м жилья. За последние пять лет новоселье справили 74,5 тысячи семей.

Однако только на учете в муниципальных образованиях состоит более 118 тысяч семей. Почти 30 тысяч семей проживает в ветхоаварийном жилье общей площадью 1 млн. 140 тысяч кв. м.

На прошлой неделе в Госдуме прошло первое чтение нового Жилищного кодекса, в рамках которого будут работать и 27 новых федеральных законов. Там определены некоторые механизмы увеличения объемов строительства жилья, доступности приобретения его населением.

Перед правительством, Законодательным собранием области, муниципалитетами в этом плане стоит несколько задач:

-- обеспечить инвентаризацию земельных участков под строительство;

-- свести до минимума количество нормативных актов, препятствующих утверждению документов по инженерной подготовке площадок;

-- исключить необоснованное взимание с застройщиков платежей за подключение к инженерным сетям;

-- рассмотреть заинтересованность застройщиков посредством сокращения налоговой нагрузки;

-- создать условия для привлечения жилищных накоплений граждан;

-- создать механизм предоставления субсидий и ссуд на льготных условиях бюджетами всех уровней, предприятиями, организациями, бизнесом.

В текущем году капитальные вложения в жилищное строительство увеличены. Финансирование из областного бюджета возросло в два раза. Только на развитие ипотеки выделено 100 млн. рублей. Область может и должна к 2010 году увеличить вдвое ввод жилья (до 1,5 миллиона кв. м). Механизмы достижения этой цели прорабатываются в программе "Развитие рынка доступного жилья в Челябинской области". Программу планируется в августе рассмотреть на Совете глав городов и районов, затем на заседании правительства и внести в Законодательное собрание области.

Решением жилищной проблемы должны заниматься все: и власть, и предприятия, организации, бизнес и, конечно же, сами граждане. По итогам пяти месяцев т.г. объемы строительства жилья по сравнению с тем же периодом прошлого года возросли на 15,7 процента.

Модернизация здравоохранения. Президент подчеркнул, что преобразования здесь "идут вяло, медленно, без значимых результатов". Это справедливая оценка.

Область в последние годы решала базовые вопросы развития медицины. В этом году расходы консолидированного бюджета области на здравоохранение составят 5,18 млрд. рублей, или 16,4 процента от всех бюджетных назначений. В два раза больше, чем в 2000 году. Только на приобретение медицинского оборудования направляется 515 млн. рублей, или в пять раз больше, чем четыре года назад.

В области достигнуто снижение младенческой и материнской смертности. В прошлом году родилось 36,4 тысячи малышей, это на 6000 больше, чем пять лет назад.

Однако наше здравоохранение нуждается в кардинальном лечении. С каждым годом увеличивается процент платности медицинских услуг. Ежегодный объем их в целом по области составляет около 700 млн. рублей (и это только учтенные платные услуги). Особенно недопустима ситуация, когда происходит коммерциализация обязательных медицинских услуг с использованием оборудования и техники, обеспеченных за счет бюджета.

В послании президента определен механизм повышения доступности и качества медицинской помощи - выработка, утверждение и внедрение медицинских стандартов. В нашей области медицинские стандарты будут применяться на трех уровнях:

-- в клинических больницах крупных городов;

-- в лечебных учреждениях малых городов и в центральных районных больницах;

-- в сельских участковых больницах и во врачебных амбулаториях.

Вторым механизмом доступности медицинской помощи станет модернизация обязательного медицинского страхования с тем, чтобы система финансирования здравоохранения поддерживалась как государством, так и самими гражданами (на вполне понятной основе).

Группой ученых из медицинской академии и областных санаторно-курортных учреждений создана организационно-аналитическая модель формирования здорового образа жизни на региональном уровне. Она предусматривает и профилактическую, и восстановительную медицину. Этот опыт может и должен служить хорошим механизмом укрепления здоровья населения.

Теперь о развитии образования, в том числе и высшего профессионального. В образовательной сфере делается немало. В текущем году в бюджете на ее развитие предусмотрено 5 млрд. 560 млн. рублей, или каждый пятый бюджетный рубль области. Вдвое больше средств выделено на ремонт школьных зданий. В полном объеме выполнены областные целевые программы "Школьный автобус", "Дети-сироты", "Одаренные дети". Завершена программа компьютеризации средних школ и училищ. Каждая пятая школа области подключена к Интернету. Наши ребята и девчата в прошлом году на 123 всероссийских олимпиадах завоевали половину призовых мест России.

Президент РФ четко и предметно обозначил существующие проблемы как в школьном, начальном профессиональном образовании, так и в высшем образовательном звене. Это отсутствие устойчивой связи профессионального образования с рынком труда, в результате чего половина выпускников вузов не находит работу по специальности. Это недоступность качественного образования для малоимущих, дополнительные платежи за обучение, сокращение числа общежитий и малый размер стипендий.

Поставлены три главные цели, к которым нам надо идти.

Во-первых, достижение равных возможностей поступления выпускников школ в вузы независимо от имущественного положения родителей и в соответствии с уровнем знаний.

Во-вторых, внедрение образовательных кредитов и договорной практики, в соответствии с которой молодые специалисты должны отработать по специальности определенный срок или вернуть деньги за бесплатное обучение.

В-третьих, внедрение в практику образовательных стандартов, цель которых - остановить снижение требований к образовательному уровню, которое наметилось в годы радикальных реформ.

Работа в этом направлении в нашей области проводится. Делается немало по губернаторскому набору молодежи из малых городов и сел (только нынче по губернаторскому набору в вузы поступят 658 абитуриентов). Присуждаются ежегодные губернаторские стипендии и научные гранты лучшим студентам и ученым. В прошлом году для укрепления материально-технической базы вузов из областного бюджета выделено 40 млн. рублей.

Что нужно делать сейчас? И на областном, и на муниципальном уровне, на уровне образовательных учреждений составить конкретные планы достижения поставленных президентом целей. В первую очередь должны быть обозначены следующие меры:

-- усовершенствование механизмов эксперимента по проведению Единого государственного экзамена;

-- дальнейшее развитие механизмов целевого губернаторского приема в вузы;

-- разработка механизма распределения молодых специалистов, обучавшихся на бюджетной основе;

-- создание реестра договоров между работодателями и учебными заведениями по трудоустройству выпускников;

-- оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования.

Уважаемые товарищи! Улучшение основополагающих параметров уровня жизни (жилье, медицинское обслуживание, образование) - общенациональная задача. Это лейтмотив послания президента.

Работу по реализации послания предстоит вести в условиях административной реформы. Президент обозначил несколько ключевых позиций административных преобразований.

Первое. Разграничение предметов ведения в государственном управлении и ответственности уровней власти в сфере социальной поддержки населения.

Второе. Переход на долговременный характер бюджетного планирования и повышение ответственности бюджетополучателей за результаты работы.

Третье. Разграничение доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

В стране изменились политические, правовые, социальные и экономические условия, которые требуют изменения функций существующих управленческих структур.

На прошлой неделе принято постановление губернатора "Об органах исполнительной власти Челябинской области". В разное время у нас работало до 46 управленческих образований. Предложена новая система, в которой будут функционировать 10 министерств, три главных управления и пять государственных комитетов. Это повысит эффективность управленческих решений, уровень подготовки и ответственности кадров, снизит затраты на содержание аппаратов, число государственных служащих. За семь лет оно уже уменьшилось с 2260 человек до 1470.

Начинается реформирование и управленческих структур федерального уровня, часть функций и полномочий которых будет передана в областные управленческие звенья.

Следующий этап административной реформы будет проходить на муниципальном уровне. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правительству, Законодательному собранию, муниципальным образованиям надо:

-- до 1 января следующего года установить границы муниципальных образований и статус каждого из них;

-- до 31 марта установить численность представительных органов первого созыва вновь образуемых муниципалитетов, сроки их полномочий, назначить даты выборов в представительные органы и глав муниципальных образований в период до 1 ноября 2005 года;

-- до 1 января 2006 года разработать нормативно-правовые акты, необходимые для реализации этого федерального закона;

-- до 1 января 2006 года провести инвентаризацию имущества с целью его разграничения между муниципальными районами, поселениями и городскими округами;

-- проанализировать изменение доходных источников и расходных полномочий местных бюджетов.

Еще два, безусловно, важных для государства, для всех нас, вопроса, о чем сказал в послании президент. Первый - об усилении военного могущества страны, о модернизации вооружения, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами.

Нашу область по праву называют опорным краем державы, ядерным щитом России, и, безусловно, наш оборонно-промышленный комплекс, наши научные учреждения справятся с задачей укрепления оборонного потенциала России.

Второй вопрос - о преемственности стратегического курса преобразований и дальнейшем развитии гражданского общества. Развитие настоящей демократии и гражданского общества - это непреходящая ценность. И мы видим, как много сделано в этом направлении. Многопартийность, свобода совести, свобода слова - разве этого нет?

Только в нашей области зарегистрировано около 800 средств массовой информации, и лишь пять процентов из них относится к государственным. Мы удовлетворены тем, что сотни неполитических организаций, включая профсоюзы, общественные движения, областной фонд культуры, конгресс татар, курултай башкир, ассамблею народов Южного Урала, национально-культурные центры, вместе с нами решают непростые вопросы общественной жизни.

Уважаемые участники собрания актива! Послание президента - это программа, в которой предметно поставлены самые актуальные задачи перед властью, муниципальными образованиями, трудовыми коллективами, представителями бизнеса и предпринимательства, политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями.

Все пожелания и предложения, которые поступят, сегодня будут нами обобщены. Будут намечены меры по их реализации.

Выполнение послания не может состояться только движением сверху. Мы просим разговор продолжить в городах и районах, на предприятиях, в организациях, в трудовых, научных и образовательных коллективах. Определить практические меры по выполнению требований и рекомендаций Послания Президента Российской Федерации на каждом уровне.

Благодарю за внимание!

(Продолжение темы на 4-й стр.).

Комментарии
Комментариев пока нет