Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Доставка еды из McDonald’s в Екатеринбурге, информация на youdo.com.
Круглосуточная доставка гамбургеров на http://ekb.youdo.com/courier/eda/gamburgery/.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

С нами Бог и Димитрий Донской

15.01.2015
В бесконечных эшелонах с эвакуированными, прибывавших на Южный Урал, были тысячи людей православной веры, как никогда, нуждавшихся в поддержке и утешении своей церкви. Но именно к началу войны эта церковь в нашей области практически прекратила свое легальное существование.

В бесконечных эшелонах с эвакуированными, прибывавших на Южный Урал, были тысячи людей православной веры, как никогда, нуждавшихся в поддержке и утешении своей церкви. Но именно к началу войны эта церковь в нашей области практически прекратила свое легальное существование.

Как восстанавливалась деятельность православной церкви в Челябинской области в годы Великой Отечественной, какой вклад священнослужители и простые верующие внесли в дело Победы - тема этих исторических заметок, содержащих в том числе уникальные факты биографий челябинских священнослужителей военных лет, многие из которых публикуются впервые.

•Танковая колонна на средства верующих

22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, началась Великая Отечественная война. Германия уже второй раз в XX веке развязала войну с Россией. В отличие от 1914 года СССР противостоял не империи Гогенцоллернов, которая принадлежала все-таки к христианской Европе, а Третьему рейху с официальной идеологией расизма. Вожди нацистской партии открыто отвергали христианские нравственные ценности, пытаясь возродить древнегерманский языческий культ.

Война застала русскую церковь обескровленной двумя десятилетиями жесточайших гонений со стороны государства. Из 49 082 храмов, существовавших в России до революции, в 1941 году действовало 3732, причем 3350 из них находилось на землях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 годах. Общее число белого духовенства в начале XX века составляло около 105 000 человек. В результате массового уничтожения «служителей культа» в Советском Союзе многие из них погибли.

Общим местом в исследованиях южноуральских историков стало утверждение, что Симеоновский храм Челябинска единственный из церквей Челябинской области не закрывался в советское время. Это мнение увидело свет с легкой руки челябинского уполномоченного по делам РПЦ П.В. Ефимова. Однако исторические реалии были сложнее.

Община Симеоновского храма, в 20-30-е годы XX века принадлежавшая к раскольнической Обновленческой церкви, в 1937 году стала автокефальной (независимой). В феврале 1941 года верующие Симеоновского храма во главе с его настоятелем протоиереем Николаем Меньшиковым подавали ходатайство о перерегистрации, но, вероятно, ее не получили… И только в годы Великой Отечественной войны эта религиозная община была восстановлена, но уже в юрисдикции Московского патриархата. Выходит, что к началу Великой Отечественной войны на огромной территории Челябинской области (включавшей тогда часть Курганской и некоторые районы Свердловской области) не было ни одного православного храма.

Протоиерей Сергей Ашихмин в годы войны стал настоятелем Свято-Симеоновского храма Челябинска

Лишь во время войны ситуация стала меняться. По данным исследователя Т.А. Чумаченко, в августе 1941-го (согласно же послужному списку протоиерея Сергия Ашихмина, 13 ноября 1942-го), митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) отец Сергий был назначен настоятелем Симеоновской церкви и благочинным церквей Челябинской области. События этого времени не отражены в официальных документах, завесу неизвестности приоткрывают лишь воспоминания старожилов.

Р.С. Поскребова рассказывала, что в начале 40-х годов дети играли в здании храма, находившемся в запустении, поднимались на хоры. По словам З.И. Родионовой, в 40-е годы жившей в семье Ашихминых, отца Сергия в 1941 году «вызывали в НКВД, приказали восстанавливать и открывать Симеоновскую церковь». Супруга из страха перед репрессиями не пускала его, но «приказали: или расстреляем, или служи». Рядом с церковью был сенной базар, где по воскресеньям торговали скотом и сеном. Как вспоминают верующие, приходилось разгребать мусор, восстанавливать храм. Подавал пример и воодушевлял на этот труд сам отец настоятель - протоиерей Сергий Ашихмин.

Летом 1942 года издательство Московской патриархии выпустило в свет книгу «Правда о религии в России». На ее страницах были собраны патриотические послания к пастве митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также проповеди священников из разных епархий. Среди них - письмо из Челябинска «За скорую победу над врагом», написанное протоиереем Сергием Ашихминым. Настоятель призывал отдать все силы для победы русского оружия: «Для ускорения часа освобождения русской земли от врагов не покладая рук работают все, в ком горит огонь пламенной любви к своей Родине… На укрепление нашей Родины, по постановлению церковного совета, мы внесли 40 тысяч рублей и в дальнейшем будем помогать Отчизне всем, чем каждый из нас может».

Единственная православная община Челябинска при Свято-Симеоновском храме внесла свой вклад в победу. До мая 1944 года духовенство и прихожане Челябинска сдали в Фонд обороны 80 тысяч рублей, община приобрела облигации денежно-вещевой лотереи на 100 тысяч рублей. Всего за годы войны прихожане Симеоновского храма собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую проповедническую и организаторскую деятельность получил две благодарности лично от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Военное время стало переломным в отношениях государства и церкви. Патриотическая позиция, заявленная в первые дни войны митрополитом Сергием (Страгородским) в «Послании пастырям и пасомым», была созвучна намерениям советского руководства. Гонения на церковь стали ослабевать.

Встреча И.В. Сталина с церковными иерархами в Кремле 4 сентября 1943 года положила начало изменениям положения церкви в Советском Союзе. Воссоздавалась ее традиционная структура, стали активно образовываться новые епархии, открываться храмы и молитвенные дома, духовные учебные заведения, началась издательская деятельность Московской патриархии. Для контроля над деятельностью Московской патриархии при Совнаркоме СССР был образован Совет по делам РПЦ с аппаратом уполномоченных на местах.

До 1943 года приходы Челябинской и Свердловской области управлялись непосредственно местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). В октябре 1943 года образуется Свердловская епархия, и приходы Челябинской области переходят в ведение свердловских архиереев. Начиная с этого времени, христиане Челябинской области направляли заявления об открытии храмов на имя уполномоченного. Текст такого ходатайства, приведенный златоустовским краеведом священником Сергием Сергеевым, делает понятными мотивы верующих людей:

«Мы, верующие христиане, имея горячую потребность в городе Златоусте в открытии хотя бы одного храма для нас престарелых верующих родителей, проводивших своих детей на фронт Отечественной войны, а в храме мы бы успокаивали свои душевные страдания и молились в общей молитве за сохранение Отечества и воинов, и в том числе за своих детей».

Так, в 1944 году было принято 48 заявлений, в 1945-м - 61. Из поданных ходатайств удовлетворено в 1944 году 12, в 1945-м - 13.

К началу 1945 года из 270 церквей, находившихся на территории Челябинской области, были открыты только 6. Это Симеоновский храм в Челябинске, Свято-Троицкий храм в Златоусте, Никольские храмы в Верхнеуральске и Сатке, Петропавловский храм в Коркино и храм св. Александра Невского в Троицке. Другие церкви, разрешенные к открытию, приводились в порядок, ремонтировались.

Восстановление богослужений, молебны о победах Красной Армии, панихиды по погибшим давали духовную поддержку верующим.

Верующие городов и сел области, объединенные вокруг восстановленных храмов, также отдавали свои сбережения в Фонд обороны ради приближения победы над врагом. К сентябрю 1944 года три церкви области (Симеоновская в Челябинске, Троицкая в Златоусте и Никольский храм Верхнеуральска) передали в Фонд обороны 440 тысяч рублей. В IV квартале 1944 года прихожанами пяти действующих храмов области было собрано 40 тысяч рублей. Во втором квартале 1945 года прихожане 10 действующих храмов области перечислили на нужды детей фронтовиков, оставшихся без родителей, 991 257 рублей, подписали на четвертый военный займ 676 000 рублей.

На средства, собранные верующими всей страны, в Челябинске была построена и отправлена на фронт танковая колонна имени Димитрия Донского. Уникальность ее была в том, что в войска поступали одни из первых образцов глубоко модернизированного танка Т-34, вооруженного 85-мм орудием. Именно машинам этого типа предстояло пройти на острие блестящих наступательных операций Красной Армии, став символом мощи советского оружия.

Великая победа пришлась на дни Светлой седмицы, когда православные празднуют Пасху Христову, победу Христа над смертью. Немногочисленные храмы были переполнены ликующим народом. Люди благодарили Бога за победу над врагом, оплакивали своих усопших близких.

•Они сражались за Родину

Подвиг православных священников, как на фронте, в рядах Красной Армии, так и в тылу - служение Богу и обездоленным войной людям во вновь открытых храмах - остается неизвестным. Долгое время об этом не принято было рассказывать. Скупые документы епархиальной канцелярии были изучены историком А.В. Ермолюком.

Михаил Самуилович Арчажников (р. 1905). Настоятель Свято-Димитриевского храма Троицка. Как сам он пишет в своей автобиографии, «с 22|VII-41 по 20/X-45 в дни Великой Отечественной войны с гитлеровскими захватчиками и японскими империалистами служил в рядах Красной Армии».

Арсений Анатольевич Головин (р. 1900). Диакон Александро-Невской церк¬ви Троицка. В 1941 году был призван в Красную Армию из села Матвинур Санчурского района Кировской обла-сти, где на тот момент служил диако¬ном. В 1944 году вернулся в Матвинур из госпиталя Свердловска по ране¬нию. 22 мая 1945 года принят в штат Челябинской епархии.

Иоанн Исидорович Когут (р. 1899). Родился на Украине. Когда в 1917 го¬ду пришли немцы, ушел к партизанам, а оттуда в регулярные части Красной Армии. В 1919 году уже командовал полком. Учился в консерватории, пел в опере. В марте 1942 года в составе Ленинградской академической капел¬лы был эвакуирован в Киров. Капелла выезжала в различные военные части, в госпитали, где выступала перед ране¬ными. В 1959 году принял решение посвятить жизнь служению Церкви. Был рукоположен в сан диакона и определен к Симеоновской церкви Челябинска, а затем был переведен в миасскую Свято-Троицкую церковь.

Иван Петрович Шахов (р. 1908). Проживал в ссылке в Курганской области, поэтому до войны священнических обязанностей не исполнял. В 1942-1945 годах служил в армии, работал на военных предприятиях Новосибирска. Вновь служить священником стал лишь в 1955 году. С 1959 года - клирик Свято-Троицкой церкви Златоуста.

Василий Герасимович Иванов (р. 1902). Крестьянин Рязанской области. С 1941 по 1945 г. служил на фронте. После войны проживал в Челябинске. В 1956 году был рукоположен во диаконы и определен к Свято-Троицкой церкви Златоуста.

Макарий Максимович Татарников (р. 1900). До 1930 года служил псаломщиком в Ульяновской епархии. После этого был на гражданской работе. С началом войны ушел на фронт. 1 декабря 1945 года был принят псаломщиком в Свято-Симеоновскую церковь Челябинска. Здесь же был посвящен в сан диакона.

•На службе Господу и Отчизне

Протоиерей Сергий Ашихмин 1893-1965). Родился в селе Ивановском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1911 году окончил Екатеринбургское духовное училище, затем экстерном сдал экзамены на звание учителя двухгодичной школы Министерства народного просвещения. С 1913 года служил псаломщиком в селе Улугущском Катайского района. В 1916 году был рукоположен в сан диакона. С 1918 году служил в церкви села Шутихинского. В 1922-м рукоположен в сан священника и переведен в церковь села Кубасовского. С 1927 по 1930 г. служил в селе Никитинском, в 1930-1932 г.г. в селе Ушаковском Катайского района Свердловской области. С 1932 года был на гражданской работе, в 1936 году переехал в Челябинск, где устроился инспектором в Облпотребсоюз. В 1942 году отец Сергий назначен настоятелем Свято-Симеоновского храма Челябинска и благочинным церквей Челябинской области. В 1945 году был членом Поместного собора Русской православной церкви, на котором происходили выборы нового патриарха.

В мае 1946 году протоиерей Сергий переведен в село Юго-Коневское Багарякского района. В сентябре того же года стал настоятелем церкви в Копейске, а в октябре 1947 года настоятелем церкви в Магнитогорске. В январе 1949 г. епископом Челябинским Алексием назначен благочинным 2-го округа Челябинской епархии. 19 февраля 1952 году был определен к церкви города Карталы. С 1956 по 1959 г. о. Сергий находился за штатом по болезни. Последним местом его служения стал небольшой приход Никольской церкви Пласта.

Протоиерей Михаил Рождественский в годы войны служил в церквах Златоуста и Каслей

Протоиерей Михаил Рождественский (1892-1969). Михаил Николаевич Рождественский родился в Тобольске в семье священника. В 1917 году окончил Тобольскую духовную семинарию, 7 июня 1917 года епископом Гермогеном Тобольским и Сибирским был посвящен в сан диакона, затем - в сан священника. С июня 1917 года служил в церкви села Липчинского Тюменской области. В августе 1918 года переведен настоятелем Христорождественской церкви села Частоозерное Курганской области, где служил до закрытия храма в 1930 году. В это же время был благочинным Ишимского округа.

С 1930 по 1944 г. находился на гражданской работе. В апреле 1944-го епископом Свердловским Варлаамом назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Златоуста, а с 30 мая 1945 года - настоятель Вознесенской церкви Каслей. С 5 мая 1946-го - председатель епархиального совета и настоятель Симеоновской церкви Челябинска. Через год в связи с воссозданием Челябинской епархии епископом Ювеналием вновь переведен настоятелем Вознесенской церкви Каслей, а в апреле 1948-го - настоятелем Свято-Симеоновской церкви Златоуста. Был настоятелем храма в Верхнеуральске с декабря 1949-го, с марта 1951-го - настоятель церкви Кыштыма. В марте 1953-го назначен настоятелем Свято-Димитриевской церкви Троицка. В феврале 1956-го по болезни уволен за штат. В июне того же года стал настоятелем молитвенного дома в поселке Магнитка, а в ноябре 1959-го - настоятель храма Кусы. С 1961-го не служил по болезни и жил в Челябинске.

Протоиерей Николай Катаевский (1894-1969). С 1919 по 1945 г. служил священни¬ком на приходах Уфимской епархии. За участие в Великой Отечественной во¬йне отец Николай был награжден пра¬вительственной медалью «За победу над Германией». Оба сына о. Николая - Виталий и Анатолий - погибли, защи¬щая Родину, один под Ленинградом, дру¬гой подо Ржевом. После войны служил священником челябинского кафедраль¬ного собора Рождества Богородицы, был духовником священнослужителей Челябинской епархии.

Протоиерей Иоанн Осминин (1883-1961) родился в бедной крестьянской семье. Получил неплохое по крестьянским меркам образование. Воинскую службу нес в лейб-гвардии Измайловском полку, где дослужился до звания старшего унтер-офицера. Женившись в 1910 году, решил посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1914 году был мобилизован в армию. Демобилизовавшись по окончании войны, в 1918 году был рукоположен во диакона, а в 1921 году - во священника. До 1936 года отец Иоанн служил на разных приходах Ольховского района Уральской области. В 1936-1938 гг. был в обновленческом расколе. После закрытия храма работал сторожем. В сентябре 1944 года принес покаяние и был принят в общение с Патриаршей церковью. С этого времени служил в различных церквах Челябинской области. С 1951 по 1960 г. был настоятелем Свято-Симеоновского храма Челябинска. За год до смерти был переведен за штат по болезни.

Свято-Симеоновский храм челябинска в годы войны

Протоиерей Михаил Михайлов (1880-1952). Родился в селе Бакалы Уфимской губернии в семье диакона. Окончил учительскую школу, в 1910 году начал диаконское служение, в 1912-м - священническое. В 1921-1944 гг. отец Михаил работал в советских организациях. С 1944 по 1947 г. был настоятелем Александро-Невского храма в Троицке, с 1947 по 1951 г. был настоятелем Свято-Симеоновского храма Челябинска.

Ольга Никифорова, кандидат исторических наук

Комментарии
Комментариев пока нет