Новости

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

По информации "Фонтанки", "горит склад с греющим кабелем".

После этого разбойник вырвал у пострадавшей сумку и скрылся.

Пьяные мать и отец морили малыша голодом, теперь им грозит лишение родительских прав.

Накануне 28-летний сожитель жестоко избил местную жительницу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В тени Кусы и Каслей

30.06.2004
Новая страница в истории искусства промышленного Урала

В наши дни нечасто выходят основательные труды, посвященные такому роду человеческой деятельности, как изобразительное искусство. Именно таким трудом стала только что увидевшая свет монография "Каменское художественное литье из чугуна" (Каменск-Уральский, 2004), отпечатанная в издательстве "Челябинский Дом печати" тиражом 1000 экземпляров.
Ее автор Леонид Байнов - известный челябинский искусствовед и педагог, перу которого принадлежат несколько книг по истории искусства. Новая его книга становится завершающей частью в исследовании-триптихе о развитии чугунного художественного литья на уральских заводах XVIII-XX веков.
Первым на высокий исследовательский уровень тему литья поднял профессор Б.

Новая страница в истории искусства промышленного Урала

В наши дни нечасто выходят основательные труды, посвященные такому роду человеческой деятельности, как изобразительное искусство. Именно таким трудом стала только что увидевшая свет монография "Каменское художественное литье из чугуна" (Каменск-Уральский, 2004), отпечатанная в издательстве "Челябинский Дом печати" тиражом 1000 экземпляров.

Ее автор Леонид Байнов - известный челябинский искусствовед и педагог, перу которого принадлежат несколько книг по истории искусства. Новая его книга становится завершающей частью в исследовании-триптихе о развитии чугунного художественного литья на уральских заводах XVIII-XX веков.

Первым на высокий исследовательский уровень тему литья поднял профессор Б.В. Павловский, уделивший, однако, преимущественно внимание Каслям. Л. Байнов, являясь учеником Б. Павловского по Уральскому университету, завершает эту тему двумя книгами о художественном литье на Кусинском и Каменск-Уральском заводах. Перед специалистами и заинтересованными читателями предстал большой ценности монументальный исследовательский труд, в котором с максимальной глубиной и обширностью рассмотрены все аспекты литья: технология, тематика, стилистика, имена мастеров, этапы развития во всех его центрах на Урале.

Л. Байнов - уроженец Каменска-Уральского, где впервые на всем Урале родилось художественное литье из чугуна. Автор признается, что долгое пребывание каменского литья, искусства его мастеров "в тени" славных Кусы и особенно Каслей рождало в сознании чувство несправедливости и обиды за достижения в этом деле его малой родины. Теперь этот пробел ликвидирован, и история уральского литья достойно представлена по всем трем его основным центрам: Каменск-Уральский, Куса, Касли. Вышедшая книга является хорошим подарком всем землякам искусствоведа, знаменует 300-летнюю историю завода.

Хотя в монографии превалирует анализ достоинств и особенностей каменского художественного литья, но немало места занимает и тема краеведческая. В прежние годы в литературе по искусству поднималось общеизвестное, местные же, часто очень примечательные явления и имена деятелей недооценивались, опускались.

Традиции художественно литья на Каменском заводе "пошли" от украшения стволов пушек - самых первых и долгое время главных его изделий. Это были вензеля, гирлянды и другие простейшие рисунки на туловах орудий. Специфика деятельности Каменского завода в литье по сравнению с Кусой и Каслями заключалась в том, что здесь редко отливали круглую статуарную скульптуру малых форм. Зато чрезвычайно богатыми были традиции декоративного оформления поверхностей - как ровных (плакетки, плиты), так и цилиндрических (стволы пушек, вазы и пр.). Каменск выпускал также немало изделий обиходного назначения, которые не повторялись в ассортименте других уральских заводов (маскароны, иконки, плакетки библейской тематики). Особенность каменского литья автор видит и в том, что в нем в полном смысле запечатлено много выдумки, импровизации, "самодеятельности" мастеров-литейщиков в сравнении, скажем, с изделиями Кусы и Каслей, где литейщикам необходимо было неукоснительно следовать жестким требованиям скульпторов-профессионалов.

Искусствовед анализирует веяния времени, смену ориентиров вкуса и характеров заказа на чугунное литье, обусловленных историческими причинами. Строительство пышных дворцов для царских вельмож уходит в прошлое, и резко в связи с этим снижается выпуск напольных плит и других архитектурных элементов из чугуна. В изделиях завода на рубеже XIX-XX веков явственно проступает стиль модерн. Интенсивное железнодорожное строительство требует выпуска станционных колоколов... В целом же Каменский чугунолитейный завод сохранил давнюю демократическую ориентацию - выпускать изделия широкого спроса для народа. После революции художественное литье на заводе пришло в упадок. В 1922 году предприятие было ликвидировано.

В справочной части книги приводятся документы из центральных и уральских архивов по истории Каменского завода, перечень его художественных изделий по видам ассортимента в хронологической последовательности, "Каменская летопись" (1644-1922), "Именной справочник", где указаны десятки имен лиц, имеющих прямые и косвенные заслуги в развитии Каменского завода и художественного чугунного литья на нем.

Выход книги "Каменское художественное литье из чугуна" - значительное событие в культурной жизни всего Урала. Труд искусствоведа патриотичен и благороден, особенно если не упустить из вида того обстоятельства, что книга издана на скромные средства автора.

Олег КУДЗОЕВ-АХТЫРСКИЙ

Комментарии
Комментариев пока нет