Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вспоминая "маргиналов"

06.08.2004
Пермяки хотят быть центром культуры Урала

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
В челябинском издательстве "Фонд Галерея" только что вышла книга "Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы". Ее автор - кандидат филологических наук, преподаватель Пермского госуниверситета Анна Сидякина. Она, пожалуй, впервые сделала попытку воссоздать историю целого поколения талантливых людей, творивших в 1970-1990-е годы не-официальную культуру в оси Пермь - Свердловск/Екатеринбург - Челябинск.
Помимо подробного социо-культурного очерка о явлении, названном "уральским художественным андеграундом", и хроники бытования "подпольщиков" с начала 70-х годов книга интересна ощущением живого слова.

Пермяки хотят быть центром культуры Урала

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В челябинском издательстве "Фонд Галерея" только что вышла книга "Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы". Ее автор - кандидат филологических наук, преподаватель Пермского госуниверситета Анна Сидякина. Она, пожалуй, впервые сделала попытку воссоздать историю целого поколения талантливых людей, творивших в 1970-1990-е годы не-официальную культуру в оси Пермь - Свердловск/Екатеринбург - Челябинск.

Помимо подробного социо-культурного очерка о явлении, названном "уральским художественным андеграундом", и хроники бытования "подпольщиков" с начала 70-х годов книга интересна ощущением живого слова. Большую часть книги занимают монологи-воспоминания участников художественных событий в Перми и других уральских городах. Эти устные рассказы Анна Сидякина собирала в течение десяти лет. Помимо того что они многое добавляют для понимания мироощущения "маргиналов", интересен эпический эффект: важные для истории уральской культуры явления существуют в одной плоскости с картинками быта, портретными зарисовками и прочими вроде бы мелочами, интересными, на первый взгляд, замкнутой группе участников событий. Однако это вовсе не мелочи и не "домашние радости". Книга хороша как раз этим ощущением жизни, убогой, некрасивой, временами страшной, однако все же настоящей, в противовес официальной культуре, в провинции позднесоветской эпохи.

По мысли автора, центром уральского художественного андеграунда стал круг пермских поэтов во главе с Виталием Кальпиди (он в ту пору жил в Перми) и явление, впоследствии названное "уральская поэтическая школа". К этой среде примыкают художники, фотографы, артисты и журналисты. Официальное признание "школа" получила лишь недавно, в частности из уст Андрея Вознесенского во время его прошлогоднего приезда в Челябинск. Вероятно, екатеринбуржцы не согласятся с версией, что культурный центр находился в Перми, поскольку существовал так называемый "свердловский рок", явление мощное и более внятное для широкой публики. Челябинск же, к слову, и вовсе присутствует в этой системе пунктирно - именами фотографа Сергея Жаткова, художника Александра Данилова, эссеиста Николая Болдырева.

Всему этому есть свое объяснение. В Перми очень сильно стремление ее жителей к строительству собственного городского мифа и есть разработанная учеными-энтузиастами технология его создания. Собственно, фиксация, проговаривание событий и героев тамошней жизни - уже культурный жест. Воспоминания могут быть субъективными, но труд, подобный "Маргиналам", - факт культурной истории региона, которую завтра будут изучать в университетах. Скорее всего, найдись в нашем городе человек, способный столь аккуратно и умно изложить нашу жизнь, мы могли бы, подобно Перми, претендовать на свое место в парадигме культуры Урала и России.

Особенно трогательна попытка Анны Сидякиной зафиксировать память о людях, так или иначе творивших этот самый "уральский художественный андеграунд" или сочувствовавших ему. Судьбы их различны. Иные смогли пережить время официального непризнания и стали сейчас известными и уважаемыми персонажами российской культуры (Виталий Кальпиди, Вяче-слав Курицын, Нина Горланова, Леонид Юзефович, Илья Кормильцев, Владимир Абашев, Анатолий Королев). Судьба других сложилась менее счастливо. Книга - это попытка вспомнить всех поименно, отсюда - большой справочный материал, в том числе около полутысячи персоналий. В конце концов, неважно, как назвать. Главное - заявить, что жизнь здесь была и есть. Значит, будет всегда, "погибшая" это литература или нет.

Комментарии
Комментариев пока нет