Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Что мешает формированию гражданского общества?

09.07.2015
Об этом мы беседуем с директором Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктором политических наук, профессором Сергеем Зыряновым.

Об этом мы беседуем с директором Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктором политических наук, профессором Сергеем Зыряновым.

Сергей Григорьевич, на ваш взгляд, Челябинску повезло в том, что он стал экспериментальной площадкой реформы местного самоуправления или наоборот?

- Само по себе решение начать реформу принципиально ни хорошее, ни плохое. Но при его реализации можно получить более удовлетворительный результат в сравнении с тем, что было раньше, а можно - ситуацию, чреватую сбоями в системе муниципального управления. Самый существенный недостаток начала этой реформы – отсутствие полноценной законодательной основы для функционирования созданного двухуровневого муниципального образования – муниципальный городской округ и внутригородской муниципальный район.

Мы скоро узнаем, что получилось в итоге?

- Узнаем тогда, когда законодатель примет решение о том, чем будут заниматься районы, и что будет делать город это, во-первых, а во-вторых, как будет формироваться полноценный бюджет внутригородских районных муниципалитетов. Пока баланс полномочий и их финансового обеспечения не определен. Районы имеют скромные бюджеты - около 50 млн. руб. каждый и только 10-15 процентов этой суммы идет на реализацию вопросов местного (районного) значения. Еще один сложный вопрос, требующий решения - это распределение имущества между внутригородскими муниципалитетами и городом. Полагаю, что мы пока находимся в начале пути.

Выборы прошли в сентябре 2014 года, представительные органы власти каждого внутригородского муниципального района сформировались в течение двух-трех месяцев. Но они оказались даже в худшем положении, чем те районные администрации, которые действовали ранее. Деятельность администраций обеспечивалась городскими властями: формировалась смета, и они в течение года обязаны были ее исполнять. Ситуацию с формированием внутригородских районных бюджетов стали называть экспериментальной, и она на самом деле является таковой. Но длительный эксперимент чреват тем, что реформа погрязнет в согласованиях

И как быть?

- Депутатам предложено искать дополнительные ресурсы и возможности. Их можно найти у двух субъектов - местного районного бизнеса и структур гражданского общества. Бизнес - это источник налоговых поступлений в бюджет внутригородского муниципалитета. Для того чтобы активизировать социальную ответственность бизнеса, нужно договариваться с его представителями. А позитивная договоренность возможна только тогда, когда у бизнеса есть относительно свободные деньги и он согласен их потратить на социальные нужды и благоустройство данной территории. Такие примеры есть и достаточно многочисленные.

Второй путь - обращение к субъектам гражданского общества. Оно располагает общественными организациями и фондами. Добавим к этому активность относительно небольшого числа граждан, готовых на энтузиазме, безвозмездно тратить свободное время на решение социально значимых проблем своих микрорайонов. Вот и весь ресурс, который можно задействовать на уровне муниципальных районов. Депутаты сейчас пытаются это сделать. У большей части из них свой бизнес. Другие имеют отношения к фондам, через которые раскручивали свои персоны перед выборами в качестве публичных политиков. Все это помогает им в работе. Тем не менее, полномочия, которые доверены внутригородским муниципальным районам, на сегодняшний день выглядят очень и очень скромно. Это проведение в пределах района спортивных и культурных мероприятий, благоустройство дворов, реализация мероприятий молодежной политики.

Вы сказали, что депутаты, помимо бизнеса, в том числе собственного, могут опереться на гражданское общество. А оно есть?

- Одна из самых серьезных причин того, почему у нас так сложно идет реформа и создание органов местного самоуправления, как раз и заключается в том, что в России нет достаточного потенциала людей с гражданской активностью. Наши опросы показывают, что в лучшем случае 1,5 - 2 процента граждан попадают под те критерии, которые характеризуют представителей сформировавшегося гражданского общества.

Этой когорты граждан явно недостаточно для того, чтобы решать все проблемы местного самоуправления и контролировать деятельность региональных структур государственной власти. Причин медленного формирования гражданского общества в России несколько. Первая заключается в том, что в 90-е годы в ходе преобразований общество оказалось очень сильно социально атомизировано, разобщено еще сильнее, чем в советский период.

Этому способствовало введение принципов рыночной экономики и частной собственности. Все это резко развело интересы людей и обособило их друг от друга. Вторая причина цивилизационного характера. Она заключается в том, что в российском обществе доминирует крестьянская (сельская) единоличная культура поведения. Ее принцип - мой дом - моя крепость, а все остальное не мое, его можно не беречь, разрушать.

Третья причина, которая мешает формированию гражданского общества, - патерналистские настроения и высокая степень зависимости большого числа людей от государства. Человек с патерналистским менталитетом рассчитывает на то, что выстроит прямые отношения с государственными институтами и получит прямую поддержку в решении своих проблем от государства. В его жизненных ценностях местного самоуправления нет, есть только благодетельствующее государство.

Таким образом, не важно, какую реформаторскую схему мы избираем, но для того, чтобы успешно преобразовать муниципальные органы власти, необходимо прежде всего повысить гражданскую активность населения.

Как?

- Местное самоуправление - это, прежде всего, наличие сложившегося сообщества людей, живущих на конкретной территории и осознающих свои общие интересы. То есть сообщество, обладающее территориальной идентичностью. В Челябинске есть городское сообщество, которое сложилось как нечто целое и обладает своими интересами, есть чувство городской идентичности и понимания того, что мы - жители Челябинска.

А теперь властям приходится решать очень сложную задачу: в каждом районном муниципалитете наряду с сохранением городской идентичности сформировать местную районную идентичность. На мой взгляд, если говорить о какой-то местной идентичности, то из семи районов я бы выделил только Металлургический и Ленинский, где ее проявление так или иначе можно зафиксировать.

Это связано с привязкой к предприятиям?

- И с территориальной отдаленностью (либо отграниченностью) от основного городского массива, и конечно, с привязкой к предприятиям. В остальных районных муниципалитетах эту идентичность нужно формировать с нуля. И, если мы эту задачу не решим, вряд ли там возникнет полноценное местное самоуправление. Хотя сеть муниципальных институтов власти появится, но цель реформы _ приблизить муниципальную власть к населению - останется нерешенной. Речь же идет не об арифметическом решении задачи: раньше было 22 тысячи избирателей на одного депутата, а сейчас шесть тысяч. Хотя арифметика здесь тоже играет определенную роль, но она не является решающим фактором. Именно отсутствие гражданского сообщества в районах, микрорайонах, в городе в целом – основная причина, которая мешает эффективному развитию местного самоуправления.

Позвольте задать наивный вопрос: в чем отличительные черты гражданского сообщества?

- В наличии определенной культуры сосуществования людей на уровне микрогрупп, связанных общими интересами и способных эти интересы сообща реализовывать и защищать. Гражданское общество состоит из людей, каждый из которых понимает, что его жизнь связана с жизнью такого же человека, находящегося рядом с ним, что у них есть точки взаимной ответственности, и они должны договариваться для того, чтобы нормально жить.

Вот это культура гражданского общества. Она у нас только формируется, местами локально она есть, но существуют целые большие социальные пространства, где она полностью отсутствует. Это хорошо видно на примере новых микрорайонов через 10 - 15 лет после их заселения. Во что превращается не поддерживаемая гражданской культурой совместного сосуществования среда? В разруху.

Муниципалитету приходится вновь и вновь изыскивать деньги для того, чтобы повторно эту материальную среду воссоздавать. Но если не будет чувства взаимной ответственности людей за условия своего существования, эту среду они будут вновь и вновь разрушать. Так и будем жить в грязи, поскольку никакая уборщица не справится с мусором в подъезде, возникающим там ежедневно, если все жители регулярно его бросают.

Что может сделать депутат райсовета, чтобы на столь разобщенной почве пробудить в людях чувство взаимной ответственности?

- Начинать надо с единичных показательных примеров, и они обязательно должны быть успешными. Выбрать какой-нибудь многоквартирный дом и начать работу непосредственно с жителями подъездов. Это потребует серьезных систематических, возможно, долговременных усилий, а иногда и привлечения технических средств. Например, может понадобиться поставить видеокамеры в подъезде, чтобы старший по подъезду мог видеть, кто из его жителей постоянно мусорит.

Когда такие люди выявлены, наступает время аккуратной воспитательной работы. Так налаживается повседневная рутинная практика взаимного контроля. А дальше в подъезде появятся цветочки на подоконниках, за которыми будут все ухаживать, жители повесят шторы на окна подъезда. Подъезд станет частью квартиры каждого здесь живущего. И это лишь один пример. В результате возникнет общая среда обитания, и подобные практики можно и нужно нарабатывать во всем.

Мы говорим о действиях, которые и больших денег не требуют.

- Да, это как раз результат ответственности гражданского сообщества за поддержание социального порядка.

Но получается, что архитекторы и проводники муниципальной реформы эту ответственность в переходный период возлагают на депутатов как генераторов таких микропроцессов?

- Получается, так. Это одна из задач реформы. Правда, я не уверен в том, что депутаты осознают ее в той терминологии, в какой излагаю я. Возможно, они понимают ее другими словами и к решению подходят чисто прагматически: «Мне нужно будет избираться во второй раз, значит, необходимо делать для людей что-то хорошее».

Создавать ощущение счастья?

- Не счастья, а нормальных условий повседневного быта. И он будет стараться их создавать. Всегда это делается, но коэффициент полезного действия таких шагов относительно небольшой. Перед выборами ставятся во дворе скамеечки, в песочницы завозится свежий песок и т.д. Кандидаты побогаче устанавливают детские городки. Одним словом, создается более цивилизованная, более удобная среда совместного обитания. Но поскольку депутаты создают ее как подарок, то есть поддерживают патерналистские настроения, то эта среда не опредмечена делами и участием в ее создании самих жителей. Она отчуждена от них. Соответственно, они к ней относятся точно так же, как к своему, то есть чужому подъезду.

Политика отбора депутатских кадров на муниципальном уровне (что демонстрирует «Единая Россия») - следствие разреженной гражданской среды?

Это результат доминирования культуры патерналистских отношений. Она предполагает, что не сам гражданин решает свои проблемы, опираясь на юридические права и полномочия депутата, а депутат всегда говорил и говорит, какие проблемы он намерен решить. Хотя в ходе последней избирательной кампании я видел, как некоторые кандидаты пытались активизировать население. Но, к сожалению, именно они чаще оказывались среди проигравших.

То есть патерналистский настрой, вопреки стереотипам, культивирует население, а не власть. Но власть в широком смысле ставит формирование гражданского общества как одну из своих задач? И можно ли в качестве попытки ее решения рассматривать челябинскую муниципальную реформу?

- Отчасти да. Вероятно, предполагалось, что на короткой дистанции взаимодействие депутата и населения станет более понятным и продуктивным. Но это никогда не случится сразу. И повторюсь, длительная временная пауза в передаче на муниципальный уровень реальных, подкрепленных финансами полномочий успешному достижению целей муниципальной реформы не способствует.

Тот задор и запас энергии, с которыми шли в представительные органы власти внутригородских муниципальных районов депутаты, начнет уменьшаться. Потому что целый год или даже более они не получат нормальной основы для реализации своих планов. А ведь они взяли на себя обязательства и несут ответственность за их реализацию.

Эта пауза может делегитимизировать муниципальную власть. Процесс осложняется еще и тем, что до завершения одной реформы начались изменения уже внутри созданных структур муниципальной власти. Меняются порядок определения руководителя исполнительной власти муниципалитета и объем его полномочий. Мне кажется, что если бы реформы проводились последовательно, а не набегали одна на другую, отдача от них была бы большей.

Комментарии
Комментариев пока нет