Новости

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Доставка свежевыжатого сока на дом - рекомендуем!
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Сирийский след в судьбе Виктора Мошковича

23.07.2015
Последний сюжет по ТВ о том, как внесенную в список Юнеско стену древней цитадели в сирийском городе Алеппо уничтожил мощный взрыв, в семье Виктора Мошковича, декана иностранных языков ЧГПУ, смотрели с болью в сердце. И не только потому, что люди интеллигентные и понимают толк в культурных ценностях. В Алеппо жил и работал Виктор Маркович.

Последний сюжет по ТВ о том, как внесенную в список Юнеско стену древней цитадели в сирийском городе Алеппо уничтожил мощный взрыв, в семье Виктора Мошковича, декана иностранных языков ЧГПУ, смотрели с болью в сердце. И не только потому, что люди интеллигентные и понимают толк в культурных ценностях. В Алеппо жил и работал Виктор Маркович.

В Сирии ему даже вручили орден «За боевые заслуги». Награду он принял из рук министра обороны Мустафы Тласа. И это при том, что преподаватель из Челябинска не участвовал в боевых действиях, а занимался самым мирным делом – учил курсантов сирийской военной инженерной академии. Но так хорошо, что попал в группу гражданских лиц, впервые удостоенных высокой военной награды. Это было в конце восьмидесятых годов прошлого века. Парадокс в том, что Виктор Маркович учил курсантов русскому языку, будучи преподавателем иняза.

- В этом нет ничего удивительного, - говорит он. - Ведь я владел методикой обучения иностранному языку. И был даже более полезен, чем просто филолог.

В Сирии Виктор Маркович не только преподавал, но и руководил группой специалистов из Советского Союза. Благодаря его предложению было подписано дополнительное соглашение между двумя странами. И арабские курсанты перед отъездом в СССР на учебу в военные училища стали постигать наряду с русским языком основы математики, физики на русском языке, научный стиль речи.

- Я уехал в Сирию по программе оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки, - вспоминает Виктор Маркович. - Тогда в Челябинский пединститут, где я работал старшим преподавателем, поступил запрос на специалиста, который владеет методикой обучения иностранному языку. Мне предложили. И я согласился.

Руководителем российской группы Виктора Мошковича выбрали не случайно. Его отличал твердый мужской характер, доставшийся от отца (тот работал начальником штаба управления внутренних дел Челябинска). Твердость удачно сочеталась с умением вникнуть в проблемы людей, «разрулить» конфликтную ситуацию, решить ее по справедливости.

С коллегами, с которыми работал в сирийской академии, Виктор Мошкович до сих пор сохранил теплые отношения. Среди них особо близкий человек - Муса Чилиев, нынешний председатель правительства Ингушетии.

Поездка в Сирию была интересна Виктору Мошковичу не только в плане языковой практики. Новая страна, арабский мир подарили массу впечатлений, которых хватило бы на целую книгу. Контрасты между богатством и бедностью, магазины, в которых полки ломились от товаров, для советского человека были тогда в диковинку.

- Мы много ездили на экскурсии, часто бывали на Средиземном море, полюбили эту страну, - говорит Виктор Маркович. - И сегодня, когда смотрим по ТВ на руины, в которые превратили Сирию боевики-экстремисты, сердце обливается кровью.

Благодаря сирийскому периоду Виктор Маркович по-другому начал смотреть на многое. Что отличало сирийцев? Мгновенная реакция на любую просьбу, что касалась учебного процесса.

- Перед первым отпуском пришел к начальнику академии генералу Хасану сказать, что нам нужны для занятий видеоматериалы, - рассказывает он. - На следующее утро мне привезли блок видеокассет, а за время отпуска знакомые преподаватели в Институте русского языка в Москве записали нам видеокурсы.

Заикнулся о кабинете, где курсанты могли бы заниматься фонетикой, - прекрасный западногерманский лингафонный кабинет обустроили в течение недели. Предложил самим создать аудиокурс (среди русских преподавателей в академии была женщина, работавшая до поездки в Сирию диктором на радио), рядом с лингафонным кабинетом оборудовали студию записи. Как-то высказал пожелание: мол, хорошо бы иметь лаборанта в кабинете, и из армии специально отозвали человека, подходящего для этих целей. Однажды курсанты сообщили, что в соседнем городе Хомсе появились новые учебники. Начальник академии в тот же день отправил туда офицера. Назавтра учебники были уже у курсантов.

Тот же стиль работы Виктор Маркович постарался перенести на родную почву, в отечественные условия, когда вернулся в Челябинск. Это были лихие 90-е годы, когда страну лихорадило от экономического кризиса, а образование - от проблем. Факультет иняза переживал свои трудности. Требовать с людей в это время было очень непросто.

- Огромная разница в условиях работы и в оплате труда в Сирии и в России создавала ряд моральных сложностей в работе, особенно на первых порах, - вспоминает Виктор Маркович. Он внутренне был готов к тому, что люди пошлют его, заведующего кафедрой, куда-нибудь подальше. Но коллеги не грубили. Они просто уходили в коммерческие фирмы, банки, где условия были более привлекательными, чем в образовательном учреждении.

В один год с кафедры уволились сразу восемь специалистов. Найти им замену за короткое время было крайне сложно. Речь уже шла не о качестве образования. Было бы кому дверь в аудитории изнутри закрыть. Однако даже тогда он не отступил от своих принципов. И проблему утечки кадров успешно решил. Кафедру пополнили новые преподаватели из числа лучших выпускников факультета.

А через пять лет Виктор Маркович стал деканом. По его словам, он никогда не боролся за место и должности. Они к нему приходили сами. И оставались за ним надолго. В должности декана Виктор Мошкович работает вот уже двадцать лет. Это своего рода рекорд. Никто не одолел дистанцию такой временной длины.

Если говорить о его судьбе, то она соткана, на мой взгляд, из парадоксов. Но как можно было выбрать профессией иностранный язык в условиях «железного занавеса» в закрытом для иностранцев Челябинске? Ведь применить его было негде. Странно, что Виктор Мошкович неплохо знал язык еще в школе. Как рассказывал на своем семинаре в Челябинске редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир, после войны по заданию КГБ была создана такая методика, чтобы дети, учившие иностранный язык, его не знали. И, видимо, с этим заданием кто-то успешно справился, потому что после нескольких лет обучения в школе дети с трудом могли сказать на иностранном языке пару-тройку фраз. Но не бывает правил без исключения.

- Я оказался по месту жительства учеником челябинской школы № 1, - рассказывает Виктор Маркович. - После окончания первого года обучения родителей первоклассников опрашивали, хотят ли они оставить детей в школе, так как со второго класса вводили изучение английского языка. Это были самые первые «спецклассы» в Челябинске. Родители решили, что английский язык не будет мне лишним.

К счастью, их не смутило, что отношение к иностранным языкам всегда зависело от политической ситуации. При потеплении - интерес пробуждался, при охлаждении - пропадал. До войны, например, существовал Уральский учительский институт иностранных языков, в котором учились студенты из 45 городов Советского Союза. Но век его был недолог. После четырех лет работы в 1941 году институт реорганизовали. Тогда и появился факультет иняза в Челябинском педагогическом. Могли бы и вообще закрыть, если бы не нашли практического применения. Здесь ввели курсы военного перевода, военно-санитарной подготовки, противовоздушной химической обороны и другие.

Факультет «качнуло» и в 1957 году во время «холодной войны». Тогда временно прекратили набор студентов на первый курс.

«Болтанка» продолжается по сей день. Вот и сегодня, например, некоторые «горячие головы» тоже считают: раз мы оказались в изоляции из-за санкций Европы и Америки по причине разногласий с Украиной, то и языки изучать не нужно. Во всяком случае, в том объеме, как это было прежде. Такие перегибы Виктора Мошковича не пугают. Он уже научился держать удар. И достойно отвечает на вызовы времени.

- Главное, что у нас есть команда. И мы точно знаем, что друг друга никогда не подведем, - говорит он.

Виктор Маркович Мошкович родился в Челябинске в 1953 году. Отличник народного просвещения, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области, кандидат филологических наук, доцент, специалист в области германской филологии.

Комментарии
Комментариев пока нет