Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вия АРТМАНЕ: "Я - советская актриса и этим горжусь!"

13.08.2004
Одной из самых красивых и стильных актрис советского кинематографа через  две недели исполнится 75 лет

На самом деле ее зовут Алида - старинное латышское имя. Поменять имя на более короткое и эффектное - Вия Артмане - посоветовали в Рижском художественном театре (теперь он называется театр "Дайлес"), куда она поступила в 1949 году. Вия Артмане - актриса редкой красоты, что само по себе должно было бы обеспечить ей шумный успех в кинематографе, однако своим успехом актриса в равной степени обязана и своему уникальному таланту. Не так много найдется актрис в мировом кинематографе, которые были бы столь же красивы, сколь и талантливы. Флер холодноватой прибалтийской стильности всегда придавал ей загадочное очарование, а не северная сила эмоций делала ее идеальной актрисой мелодрамы.

Одной из самых красивых и стильных актрис советского кинематографа через две недели исполнится 75 лет

На самом деле ее зовут Алида - старинное латышское имя. Поменять имя на более короткое и эффектное - Вия Артмане - посоветовали в Рижском художественном театре (теперь он называется театр "Дайлес"), куда она поступила в 1949 году. Вия Артмане - актриса редкой красоты, что само по себе должно было бы обеспечить ей шумный успех в кинематографе, однако своим успехом актриса в равной степени обязана и своему уникальному таланту. Не так много найдется актрис в мировом кинематографе, которые были бы столь же красивы, сколь и талантливы. Флер холодноватой прибалтийской стильности всегда придавал ей загадочное очарование, а не северная сила эмоций делала ее идеальной актрисой мелодрамы. Сильные чувства, страсти всегда особенно удавались актрисе - и в театре, и в кино.

...А в жизни? В жизни тоже страстей и переживаний хватало с избытком. После каждого нового фильма актрисе приписывали очередной роман. По-прибалтийски закрытая, сдержанная в общении, она всегда не любила расспросов относительно личной жизни. На назойливые вопросы неизменно отвечала: "На то она и личная жизнь, что принадлежит мне лично, и никому больше! Актера нужно смотреть на сцене, в кино, а не подглядывать за ним в замочную скважину!"

Вия Артмане начинала актерскую карьеру в Рижском художественном театре, куда ее приняли после окончания театральной студии. На сцене этого театра она совсем юной сыграла шекспировскую Джульетту. "Помню, как я тряслась перед первым выходом на сцену, надеялась, что в последний момент что-нибудь случится и спектакль отменят: Волновалась всю жизнь, перед каждым спектаклем. По-моему, если артист говорит, что он не волнуется перед выходом на сцену, то он либо говорит неправду, либо, что еще хуже, выходит к зрителю с холодным сердцем".

Кинокарьера актрисы началась с фильма "После шторма", где она сыграла молодую девушку Риту. Роль была достаточно схематичной. Режиссер в основном использовал редкие внешние данные молодой актрисы. "Кино меня всегда привлекало, очаровывало как актрису и как зрителя. Благодаря кино меня узнали и полюбили зрители Советского Союза, я получала мешки писем из самых отдаленных уголков нашей Родины - от Калининграда до Владивостока, от Чукотки до Бухары. Иногда на конверте был совсем короткий адрес: Латвия. Актрисе Артмане. И письма доходили до адресата".

Настоящим триумфом в кино стал для Артмане фильм "Родная кровь", вышедший на экраны в 1963 году. "История, рассказанная в фильме, в чем-то перекликалась с моей личной судьбой. Так случилось, что мама оказалась со мной, новорожденной, одна, без крыши над головой, без средств к существованию: У мамы в жизни тоже была яркая, но короткая любовная история. Мама в юности была красавицей, все парни в округе по ней сохли, но она была очень бедна - батрачила на барина. Сын богатого хуторянина влюбился в маму, его семья, конечно, была против неравного брака, но они поженились. Мама с отцом были по-настоящему счастливы, но за четыре месяца до моего рождения отец трагически погиб. Родственники отца выгнали маму со мной, новорожденной, на улицу. Я тоже, как и дети Сони, росла без отца. Только на нашем с мамой жизненном пути не встретился такой мужественный и благородный человек:

Моим партнером по фильму был Евгений Матвеев, актер мощного дарования, очень яркий и сильный человек. Многие после фильма были уверены в том, что мы на самом деле супруги, и на встречах со зрителями меня просили передать привет моему "мужу Матвееву".

В 1966 году выходят два фильма с участием актрисы - фильм Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" и драма Леонида Лейманаса "Эдгар и Кристина", принесшие ей большую популярность. Яркий драматический талант был высоко оценен зрителями и критикой. В 1969 году Вие Артмане было присвоено звание народной артистки СССР. "Жалакявичюс снял по-настоящему гениальный фильм. Тогда в СССР так еще никто не снимал. После премьеры все мы, актеры с труднопроизносимыми прибалтийскими именами и фамилиями - Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Бруно Оя, Лаймонас Норейка, - стали знаменитыми. Исторические события тех лет теперь воспринимаются ровно наоборот, все знаки "плюс" поменялись на знаки "минус" по сравнению со временем, когда фильм снимался, но такая "переоценка ценностей", на мой взгляд, тоже перегиб".

Самой любимой ролью актриса считает роль английской актрисы Джулии Ламберт в фильме "Театр" по роману С. Моэма. Английский писатель словно написал эту роль специально для латышской актрисы. Вия Артмане сыграла квинтэссенцию женственности и артистизма, некий образ актерской души вне национальности и вне эпохи. Впрочем, для тех, кто видел Артмане на сцене, блистательная театральность Джулии не стала неожиданностью. Актриса переиграла на сцене многие роли классического репертуара - всего более 60. "После премьеры "Театра" меня вновь подозревали в романе с партнером по фильму - на этот раз с Гунаром Цилинским. Я действительно всегда любила своих партнеров, без этого трудно передать на экране глубокие чувства, но отношения за рамки дружеских не выходили. Мой собственный роман начался в театре. Еще девчонкой я бегала в театр "Дайлес" полюбоваться на статного красавца Артура Димитерса в роли Ромео. Потом познакомилась с Артуром лично. Он был такой неотразимый, остроумный, сексапильный, как теперь говорят, за ним всегда следовал шлейф поклонниц, которых он время от времени удостаивал своим вниманием: И вот Артур стал галантно за мной ухаживать - дарил цветы, конфеты, старался обнять за кулисами. Я была в ужасе - он старше меня на 14 лет, к тому же женат на известной скульпторше Эмме Скулме. А кто я? Золушка из коммунальной квартиры! Мы жили с мамой так бедно, что у меня и туфель-то ни одних приличных не было! Он ушел от жены ко мне, перебрался из своей роскошной квартиры в нашу коммуналку и все начал с нуля. Нашу совместную жизнь нельзя назвать легкой. Мы оба работали в театре, снимались в кино. Актеры - плохие мужья. Артур меня ревновал к каждому встречному, даже к зрителям, в то время как сам не преувеличивал значения супружеской верности: После фильма "Родная кровь" пошли разговоры, что моя дочь Кристина - от Евгения Матвеева. Артур изводил меня не только ревностью, но и тем, что абсолютно ничего не хотел делать по дому, так что весь воз семейных забот-хлопот мне пришлось тащить в одиночку. И тем не менее нам было с ним хорошо вместе! Страсть постепенно переросла в тихую близость и глубокое взаимопонимание. У нас двое детей - дочь и сын. Мы прожили вместе 27 лет. Когда Артура не стало, я долго не могла прийти в себя".

С середины 80-х актриса практически перестает сниматься в кино, однако продолжает активно работать в театре. В 90-е актрису вновь приглашают сниматься. Один из самых модных молодых режиссеров Валерий Тодоровский занимает ее в трех своих фильмах. В "Человеке из свиты" по его сценарию она сыграла, пожалуй, лучшую свою "отрицательную" героиню, столь обаятельную и столь опасную. В фильмах "Катафалк" и "Любовь" режиссер предложил актрисе возрастные роли, с которыми она блестяще справилась. В ролях одиноких, трудно живущих, но тем не менее стойких и сильных женщин Артмане раскрылась ярко и самобытно. Эти роли вновь стали отзвуком личной судьбы актрисы. "Мою жизнь в последние годы легкой никак не назовешь. После выхода на пенсию, а я прослужила в театре 55 лет, я живу столь скромно, что это можно назвать бедностью. А тут еще болезни: Так случилось, что у дома в Риге, в котором я жила долгие годы, нашлись хозяева, его бывшие владельцы. Всех нас, жильцов, в буквальном смысле слова выкинули на улицу, сперва отопление отключили, потом воду, потом крыша стала протекать, и ее не чинили, а я жила как раз на последнем этаже: Никакие наши протесты не помогли. Я была вынуждена перебраться на дачу, а она у нас летняя, для жизни круглый год не предназначена. Я всегда умела радоваться даже самым маленьким подаркам судьбы, думаю, это меня и спасало в тяжелые минуты, например цветам, которые очень люблю с детства. У меня в детстве почти не было игрушек, и я сама мастерила летом кукол из цветов: ягодка - головка, на стебелек надевала юбочку из лепестков: Цветы, которые растут и цветут у меня и за которыми я по мере сил ухаживаю, доставляют мне много радости.

У нас дружная большая семья. Моя дочь Кристина - известная в Латвии художница, она занимается мультипликацией и полиграфией, у нее подрастает дочь Берта, мы живем втроем - своим "женским царством". Внучка собирается тоже стать актрисой, я ее не отговариваю, хотя предпочла бы, чтобы она выбрала другую профессию. У сына Каспара тоже двое детей, и он с семьей нас навещает".

Сейчас актриса не снимается, хотя предложения по-прежнему есть, но они не столь интересны, как раньше, да и здоровье уже не то: "Мне не хватает пространства, широты ощущения большой и могучей страны. Разбрелись все по своим маленьким норкам. Кто бы знал замечательного актера Донатаса Баниониса, просиди он всю жизнь в своем Паневежисе? Нет больше того зрителя, того простора. В России я всегда гордилась тем, что я латышка, и была рада, когда просили прочитать стихи на латышском языке. Вот этого мне не хватает. Об этом я жалею".

В июле на кинофестивале "Форпост" в Кронштадте актриса торжественно отметила свой юбилей. Ее творческий вечер стал самым ярким и незабываемым событием фестиваля. Вия Артмане, по-прежнему красивая и величественная, много рассказывала об ушедшей советской эпохе, трагической и великой, о своих работах в театре и кино, о тех, с кем довелось встретиться на съемочной площадке и театральной сцене. "Я хочу поблагодарить всех, с кем работала, дружила, зрителей, которые нас, артистов, любили, уважали, ждали встречи с нами, помнили и, наверное, какое-то время еще будут помнить. Большое спасибо эпохе, в которую мне выпало счастье жить. Как жаль, что эту эпоху все меньше и меньше принимают во внимание, а нас, тех, кто честно и самоотверженно трудился, кто жил, любил, растил детей, все меньше и меньше ценят. Мне обидно слышать, когда мне в Латвии с презрением говорят, что я - советская актриса. Я горжусь любовью зрителей всего Советского Союза и званием народной артистки СССР".

21 августа Вие Артмане исполняется 75 лет. Смотрите на телеканале "Культура" программу "Эпизоды" (17.00), посвященную юбилею актрисы, и художественный фильм "Родная кровь" (17.35).

Ольга ПЕТРОВА,

пресс-служба ТК "Культура"

Комментарии
Комментариев пока нет