Новости

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не в бревнах, а в ребрах

14.08.2004
"Челябинский рабочий" представляет новый творческий проект "Уральские храмы"

Сейчас в Челябинской области свыше 130 храмов. А в шестидесятые, к примеру, не было и трети того. Почему люди стали строить храмы? Что движет поколением вчерашних атеистов - стремление замолить грехи? Наполнить жизнь новым смыслом? Создать земной символ миро-здания, каковым традиционно считается православный храм?
Наверное, точные ответы на эти вопросы смогут дать только наши потомки. Кое-что, однако, можно увидеть уже сейчас.
Раньше на Руси инициатива строительства церквей чаще  исходила от народа, сообщества.

"Челябинский рабочий" представляет новый творческий проект "Уральские храмы"

Сейчас в Челябинской области свыше 130 храмов. А в шестидесятые, к примеру, не было и трети того. Почему люди стали строить храмы? Что движет поколением вчерашних атеистов - стремление замолить грехи? Наполнить жизнь новым смыслом? Создать земной символ миро-здания, каковым традиционно считается православный храм?

Наверное, точные ответы на эти вопросы смогут дать только наши потомки. Кое-что, однако, можно увидеть уже сейчас.

Раньше на Руси инициатива строительства церквей чаще исходила от народа, сообщества. К примеру, собирались люди и говорили: хотим, чтобы наша деревня стала селом. И собирали деньги на строительство храма. Каким он будет, великим или малым, подсказывало не только количество верующих, но и хозяйское чутье: сколько священников сможет содержать община, в какой степени она будет способна обеспечить жизнедеятельность храма и т.д. То есть шли не от возможности строителей или желания крупных жертвователей, а от востребованности будущего храма. Есть прихожане - значит, быть и церкви.

В большинстве случаев храмы строились на медные деньги, копейки и полушки, а процесс строительства тянулся десятилетиями. Говорят, что во время строительства храма Христа Спасителя император запретил принимать крупные пожертвования, даже осадил одного сановника, изъявившего желание пожертвовать на строительство шестизначную сумму. "Жертва - это когда лепта бедной вдовицы вносится в храм", - возразил ему Николай Павлович.

Сегодня у нас тоже есть примеры возведения храмов на народные деньги (тот же храм Христа Спасителя в Москве, храм во Имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге). Однако главной движущей силой церковного зодчества являются в основном предприниматели. В Челябинской области величественные храмы построили Василий Кичеджи (нотный комплект колоколов для Василия Великого приобрел незадолго до своей смерти Григорий Фишер) и Виталий Рыльских. За заслуги в строительстве храмов награду из рук патриарха Алексия II получили бывший сенатор А.М. Аристов, генеральные директора ЧТПЗ А.А. Федоров, ЧЗМК - В.Я. Боос, АО "Челябинскагропромстрой" - А.В. Крякин, бывший руководитель ЧЭМК В.П. Чернобровин, а также большая группа представителей областной и городской администраций.

Есть в области и такие храмы, которые появились на свет благодаря энтузиазму одного человека. Об одном из них мы планируем рассказать.

В последнее время храмы строят руководители ведомств, не имеющих, казалось бы, прямого отношения к религии. Церковь в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" построена на территории горбольницы, есть храмы на территории областного суда, в исправительно-трудовых учреждениях и даже в санатории "Еловое", их строят ЮУЖД и даже ЮУрГУ.

Почему инициатива в строительстве храмов переходит к отдельным гражданам и ведомствам? Вот что говорит по этому поводу настоятель Cвято-Троицкого храма, член координационного совета по религиозным конфессиям при администрации Челябинска протоиерей о. Игорь Шестаков:

-- За десятилетия воинствующего атеизма в стране снизился общий индекс веры. Поэтому, наверное, закономерно, что инициаторами ее возрождения становятся те, у кого для этого больше возможностей. Но у предпринимателя своя логика, он возводит храм там, где ему лично это представляется важным, т.е. прежде всего для собственных духовных нужд, а в этом случае внешняя красота места играет значительно более важную роль, чем густонаселенность района. Поэтому, например, на северо-западе у нас нет ни одного храма, зато в районе озера Смолино сразу несколько. Бывает и такое, что сначала строят церковь, а потом ищут верующих:

Обычно церкви, соборы и часовни возводились в честь знаменательных событий: в память о воинских победах были построены храм Христа Спасителя в Москве и Казанский собор в Петербурге. В память о жертвах большевиков воздвигнут храм На Крови в Екатеринбурге. Основанием для возведения храмов могли быть и частные события - рождение наследника, бракосочетание, а часто и предзнаменования. Наверное, и у нас можно проследить эту тенденцию.

Православный храм - ортодоксальное явление, где следование традиции является одним из главных условий сохранения сути религиозного учения.

-- Мир храмовых символов, его элементы, таинства и даже перечень предметов, находящихся в алтаре, - все наполнено глубоким смыслом, воссоздает главные события священного Писания, - говорит о. Игорь. - Если убрать из церковного уклада религиозные обряды и традиции, уйдет и смысл самой религиозной идеи о жертве, воскресении, бессмертии души.

Именно поэтому, какой бы затейливой ни была архитектура современных храмов, есть ряд обязательных условий, которым должны следовать строители. Это наличие купола, колокольни с крестами, иконостаса, алтаря, в котором символически открываются и закрываются врата (согласно учению византийской церкви, божественные таинства невыносимы для глаз не только человеческих, но и ангельских, поэтому открывание и за-крывание дверей алтаря как бы охраняет верующих от излишнего потока божественной энергии).

Феномен веры, вместилищем которой является православный храм, отражает многие черты русского национального характера. В том числе и стремление к самодостаточности, сформированное то ли от географических просторов, то ли от особого душевного устройства русских людей. Этим стремлением к самодостаточности во многом объясняется желание спроецировать на свой привычный мир события и явления библейской истории, создать у себя "дома" аналогичные святыни, ценности и, конечно, храмы.

Исследователи религии считают, что любой человек, приступающий к строительству храма, вступает в сложные отношения с временем и социумом. С одной стороны, он озабочен сугубо земными проблемами: чтобы храм стоял на видном месте, радовал взор, был доступен для прихожан. С другой - строитель думает о бессмертии своей души и о людях, которые придут в храм вместе с ним и после него. Храм - перекрестье, в котором сходятся линии человеческой судьбы, истории и современности. Недаром говорится в старинной русской поговорке: "Храм не в бревнах, а в ребрах".

Сказанное выше - необходимое предисловие к проекту, который "Челябинский рабочий" сегодня представляет своим читателям. Его цель - познакомить южноуральцев с выдающимися православными храмами нашей области. К таким мы относим те, что уже стали или обещают стать явлением не только православия, но и культурной, общественной жизни края. К этим храмам, как нам кажется, будут стекаться не только верующие, но и обычные туристы, неравнодушные к истории Южного Урала люди. Практически за каждым из них - интересная история или значительное событие, послужившее нравственным основанием для возведения храма. "Челябинский рабочий" планирует рассказывать о них раз в неделю, по субботам, на 7-й и 8-й страницах.

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет