Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Праздник с молитвой на устах

18.08.2004
Корреспондент "Челябинского рабочего", побывавший на юбилейных торжествах в Верхотурье, испытал не только восторг...

Валерий ЕРЕМИН
Свердловская область

В Верхотурье Свердловской области прошли торжества, посвященные 400-летию Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летию перенесения в него мощей святого праведного Симеона Чудотворца. Основными событиями знаменательных дней были освящение двух новых храмов и крестный ход.

Корреспондент "Челябинского рабочего", побывавший на юбилейных торжествах в Верхотурье, испытал не только восторг...

Валерий ЕРЕМИН

Свердловская область

В Верхотурье Свердловской области прошли торжества, посвященные 400-летию Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летию перенесения в него мощей святого праведного Симеона Чудотворца. Основными событиями знаменательных дней были освящение двух новых храмов и крестный ход. В родные края корреспондент "Челябинского рабочего" вернулся с яркими впечатлениями от праздничной атмосферы, раздумьями, на которые натолкнула "закулисная сторона" торжеств.

Случаен ли пожар?

Из гостиницы выселяли людей, приехавших ранее на послушание: нужно было приготовить помещения для расселения прибывающих священников. Паломников еще не ждали, а немногих приехавших досрочно отправляли к палаточному городку на окраине Верхотурья. Но и там их не особо привечали, поскольку не все было готово к приему богомольцев. Брезентовые палатки, устанавливаемые военными, пугали отсутствием кроватей и матрасов, полевые кухни только завозили.

В тот же день попытался побеседовать с отцом Филиппом, встретив его возле настоятельского корпуса после тушения небольшого возгорания в швейной мастерской. Встревоженный случившимся, наместник обители отказался от беседы. Сообщил лишь, что все ожидают приезда архиепископа Викентия, при котором он должен быть неотлучно.

-- Приходите вечером, Бог даст, поговорите с владыкой, - предложил игумен.

Я так и сделал. Освятив небольшой храм во имя Николая Чудотворца на территории монастыря, архипастырь общался с мирянами и духовенством. Дискутировали на тему: надо ли, согласно программе праздника, вывозить мощи святого Симеона в село Меркушино за 60 километров от Верхотурья, чтобы затем с крестным ходом доставить назад, в монастырь, повторив события 300-летней давности? Особенно горячо возражал против этого молодой священник Иоанн:

-- Преосвященный владыка, я говорю не только от себя: были знаковые видения предостерегающего смысла некоторым из братии, горожанам. Они усматривают в них запрет тревожить мощи праведника. А сегодняшний пожар? Это ли не прямое предостережение?!

-- Что ты предлагаешь конкретно? - сурово вопрошал архиепископ. - Не зная, как исправить, улучшить начатое дело, призываешь к срыву торжеств. Вместо смиренного послушания старшим выказываешь бунтарство, смущаешь души прихожан.

Я обратился к высокому иерарху с просьбой прокомментировать настороженное отношение некоторых монахов, священников и жителей Верхотурья к демонстративному перемещению мощей, но владыка отказался.

На следующий день вынесли гроб с нетленными останками святого, установили перед новым Никольским храмом, где и прошел при большом стечении народа молебен с акафистом.

Против воли искал каких-то знаков свыше, подтверждающих опасения противников сего действия. Два представителя духовенства споткнулись, подходя к раке перед выносом гроба, одному прищемило палец. Когда пели акафист, иеродьякон, столкнувшись с паломником, рассыпал угли из кадила. На небе тучки то сгущались, то расходились: кроме прохладного ветерка ничего сверхъестественного, устрашающего не происходило. В конце богослужения торжественная обстановка, величественное пение архиерейского хора "проняли" до слез многих присутствующих. Вослед очистительным слезам с высоты брызнули ослепительные, горячие, успокоительные лучи.

Не сразу нашел отца Далмата, который более десяти лет был "при Симеоне" : нес послушание возле раки с мощами. Увидел его в Крестовоздвиженском соборе понурым, удрученным.

-- Новую сень для раки смастерили, но она совсем не такая, какая запечатлена на старых фотографиях, - невесело проговорил он, указывая на изящное деревянное сооружение. - А меня вот "сместили". Еще ребенком прикладывался к мощам, когда они находились в музее Нижнего Тагила, при раке со дня, когда святыню вернули монастырю. И вот не у дел, потому что был против перенесения туда-сюда святых останков ради надуманной даты. Почему надуманной? Обретение обителью мощей Праведного Симеона произошло не в августе, а в сентябре. Устраиваем земные праздники, не уяснив соборно, в братских молитвах и совете, угодны ли они Богу, святым, которым эти праздники посвящаем...

На следующий день пошел сильный дождь. Тысячи богомольцев, участвовавших в крестном ходе из Меркушино, промокли до нитки. В село, где совершал духовные подвиги смиренный Симеон, богомольцев доставили на автобусах и маршрутных такси. Там они сначала присутствовали при освящении восстановленного храма во имя архистратига Михаила. Вечером того же дня, не дожидаясь окончания торжеств, многие разъехались по домам.

Стяжатели духовных благ

Так можно назвать "заядлых" паломников, которые не по разу в год отправляются в дальние края приложиться устами к православным святыням, участвуют в крестных шествиях, чтобы быть лучше услышанным Богом, очиститься душой и, если будет благоволение свыше, исцелиться от физических недугов. Эти люди, увешанные тяжелыми сумками, готовы идти пешком десятки и даже сотни километров, питаться всухомятку, ночевать где придется. Вот и в Верхотурье им были уготованы испытания. Палаточный лагерь, рассчитанный на 3600 человек, был недостаточно оборудован: спать пришлось прямо на траве, подстелив принесенные с собой вещи.

Были и отрадные моменты. Для паломников пустили бесплатные электрички из Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а с вокзала также бесплатно подвозили до палаточного городка автобусами, кормили. Установили за палатками дощатые туалеты. Полгода не работавшая городская баня распахнула двери перед желающими смыть пыль дорог, погреться в парной. Обслуживали богомольцев волонтеры из православного молодежного отряда.

Из Челябинской области организованно, на заказанных автобусах, приехало более сотни паломников - из Миасса, Троицка, Южноуральска и областного центра. Собственным ходом прибыло примерно столько же. Эти цифры я узнал от молодой регистраторши, когда пришел в палаточный городок поговорить с земляками.

-- Я впервые в Верхотурье, - восторгалась одна из женщин. - Такой мощный прилив сил, такую ни с чем несравнимую радость ощущаю, когда слышу по всему городу колокольный звон. Будто сама православная старина дарит нам свою благодать...

-- Вот только о ночевках для паломников маловато позаботились, - включается в разговор ее спутница. - Правда, предупредили через епархию, чтобы брали с собой коврик, спальный мешок, одеяло, теплую одежду. Но ведь не взвалишь все это на себя. Кто-то попросился ночевать в автобус, кто-то выпросил у жителей старый ватник, клочок сена, доски для лежанки.

Жить в ладу с собой

Снова я на территории монастыря. Тут, как и в городе, праздничная толкотня десятков богомольцев и туристов. Подхожу к молодому монаху, представившемуся иеродьяконом Иоакимом.

-- Да, я был свидетелем разговора владыки с отцом Иоанном, - отвечает на мой вопрос собеседник в иноческом одеянии. - Мое убеждение: молодой батюшка не прав. Если его одолевают какие-то сомнения, есть вполне пристойный для священника путь: через духовника, через наместника. Наконец, если душа вопиет, можно открыть ее перед братией публично, а не судить иерархов келейно. И делать это следует заранее, а не когда "поезд тронулся".

Хотите знать мое личное отношение к перенесению мощей? Исхожу из следующего, - продолжает отец Иоаким. - Если Богу неугодно, Он не допустит этого. Если все состоится, как намечено, значит, был смысл в такой программе торжеств, они пойдут во благо обители, города, паломников.

-- Как отношусь к демонстративному перенесению мощей? - переспрашивает старейший краевед Верхотурья Мария Захарова. - Больше отрицательно, нежели с одобрением. Когда в 1929 году представители советской власти выносили из храма гроб с мощами и вскрывали его, над монастырем кружились и громко кричали стаи галок, целое их скопище. Это мне, девятилетней девочке, особенно запомнилось. Один из военных выстрелил в небо, но не разогнал птиц. Они еще яростней стали носиться над обителью.

А вот крестный ход - несомненно благое дело, - замечает Мария Николаевна, в прошлом партийный работник. - До революции они совершались здесь ежегодно, потом, помнится, тоже проходили, но не так часто. Есть свидетельства, когда горячие мольбы участников крестных шествий имели поразительные результаты. Я хоть и работала в отделе пропаганды райкома, но никогда никому не внушала антирелигиозные мысли, окрестила дочку и внучек. Чтобы жить в ладу с собой.

Четыре века обители

Свято-Николаевский мужской монастырь - старейший на Урале. Своего расцвета он достиг в начале XX века, к завершению строительства третьего в России по величине Крестовоздвиженского собора. Обитель была обнесена кремлем, здесь действовали пять храмов, находилось большое количество других построек - настоятельский и братский корпуса, гостиницы, ряд мастерских. В монастыре были пекарня, больница, фотография, скотный двор.

Разрушительные для монастыря процессы начались после революции. Долгое время на монастырской территории размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Общественность города и верующие протестовали против этого, их усилия увенчались успехом лишь в 1990 году. У истоков возрождения некогда духовно прославленной обители стоял первый настоятель игумен Тихон. Щедро профинансировали реставрационные работы власти Свердловской области. Сейчас здесь 27 монашествующих и 29 трудников. Кроме храмов они содержат настоятельский корпус с музеем и ризошвейной мастерской, гостиницу, книжно-иконную лавку, чайную, а также несколько голов скота, кур и лошадь. Недавно на территории монастыря открылось духовное училище.

Уральский праведник

Симеон, которого впоследствии назовут Праведным и Чудотворцем, пришел в Меркушино из Верхотурья. Говорят, он был дворянского сословия, но предпочел вести неприхотливую, полную трудов и молитв жизнь. Занимался портняжничеством, но ничего за работу не брал. Старался уйти из домов заказчиков, у которых ночевал и столовался, рано утром, когда хозяева еще спали. Порой даже не успевал закончить вещь. Никаких развлечений, кроме рыбалки, у него не было. Он умер, не дожив до 40 лет. Спустя полвека произошло чудо: гроб с захоронением поднялся из могилы вместе с подземными водами. После освидетельствования останков выяснилось, что они практически не истлели. Подле них начали исцеляться тяжелобольные. По желанию жителей Меркушино святые мощи перенесли в Верхотурье. Сначала они находились в раке из кедра, затем - в медной и серебряной. На месте могилы праведника в селе построили часовню, в которой забил святой источник. Он и по сей день одаривает паломников живительной водицей.

Комментарии
Комментариев пока нет