Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Урал: имена и времена. Юрюзань. Фрагмент

20.08.2015
Спасибо краеведу А.Ф. Мукомолову, который извлек из архивов и сохранил для потомков карту-схему реки Юрюзань на участке от Юрюзанского завода до впадения в Уфу.

Спасибо краеведу А.Ф. Мукомолову, который извлек из архивов и сохранил для потомков карту-схему реки Юрюзань на участке от Юрюзанского завода до впадения в Уфу.

Это, в сущности, лоция для тех, кто водил по реке караваны барок с уральским металлом. На ней указаны 12 очень опасных и 38 менее опасных мест на реке. Это не только камни, о которые суда могли разбиться (и разбивались), но и острова, мели, крутые изгибы.

Ко всему прочему, карта подсказывает нам самые мелкие топонимы. Такие, например, как камень Васьков и камень Ваньков. Значит, были некие Васька и Ванька, которые «причастились» к этим береговым утесам.

Но самое интересное - сравнить топонимы вдоль реки тогдашние и теперешние. Тогдашние - это вторая половина XVIII века и весь XIX век. И я их сравнил - схему Мукомолова и современную карту. Я был готов к тому, что не найду никакого сходства, но ошибся.

Итак, поплыли.

Тогда: Юрюзанский завод. Пруд. Плотина. Теперь: город. Пруд. Плотина.

Тогда: устье реки Сильга. Теперь: устье реки Силья.

Тогда: камень Вязовый. Теперь: станция Вязовая. Перед станцией река круто, под прямым углом, меняет русло. Теперь здесь мост.

Тогда: камень Мягкой. Теперь: ручей Мягкий.

Тогда: камень Сулейманкин. Теперь: нет ничего, кроме остановки 1813 км.

Тогда: камень Медведь. Мельница. Теперь: на карте их нет.

Тогда: дер. Шубина. Теперь: Поселок Шубино, северная окраина Усть-Катава.

Тогда: устье Усть-Катавска. Теперь: река Катав впадает в Юрюзань.

На этом участке Юрюзань течет на запад. Железная дорога следует по берегу реки, копируя русло. После притока Катав Юрюзань круто поворачивает на север, придерживаясь границы с Башкирией.

Тогда: устье реки Бердяш. Теперь: то же самое. Здесь железная дорога «переезжает» через Юрюзань и уходит на запад по Бердяшу.

Тогда: река Минка впадает в Юрюзань. Чуть выше - петля на Юрюзани. Теперь: то же самое.

Тогда: дер. Идрискина. Теперь: дер. Идрисово в Башкирии.

Тогда: камень Васьков, а ниже - камень Ваньков. Теперь: на карте их нет.

Тогда: река Вараязы. Теперь: есть дер. Вергаза, но не на реке.

Тогда: уже в Башкирии - дер. Алькина и река Усть-Канды. Теперь: дер. Алькино и река Усть-Канда.

Тогда: река Ниса и дер. Насибаш. Теперь: то же самое, но река - Наси. Между прочим, Насибаш - родина поэта Михаила Львова.

Тогда: дер. Карачавлы. Теперь: дер. Новые Каратавлы.

Тогда: дер. Калмакова. Теперь: дер. Калмакларово.

Тогда: река Малаяс и две деревни Малаяс. Теперь: три деревни Малояз.

Тогда: дер. Куркина. Теперь: дер. Новокуркино (нежилая) к востоку от реки.

Тогда: дер. Мусаткино. Теперь: дер. Мусатово.

Тогда: село Илек. Теперь: впадение реки Илек, а дер. Илек - к западу от Юрюзани, в нашей области.

Тогда: дер. Ильтяева. Теперь: дер. Ильтаево.

Тогда: «горы всегда горящие». Теперь: гора и курорт Янгантау.

Кстати, чуть выше - деревенька Комсомол. Как свидетельствует краевед Леонид Сурин, весной 1891 года по Юрюзани был отправлен последний караван барок. Их было двадцать одна. Ими командовали братья Иван и Яков Поповы, не раз уже ходившие по этому маршруту. Лоцманами были усть-катавцы Степан Подрядов и Маркел Скрябинский.

Комментарии
Комментариев пока нет