Новости

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки"

26.08.2004
Маршрутки, которые так привыкли ругать, подарили нам новое ощущение жизни

Александр СКРИПОВ
Челябинск

Бурное развитие службы маршрутных такси стало одной из примет времени. Трудно себе представить, скажем, вид областного центра без вереницы "Газелей" желтого цвета (и других тоже). Как нам кажется, пришло время, чтобы не только присмотреться к этому бизнесу повнимательнее, но и понять его истинное место в нашей жизни. Правда ли, что маршрутки "убивают" общественный транспорт? Стремительный рост числа "Газелей"-такси - благо для горожан или новая головная боль для всех участников дорожного движения? Насколько опасно быть пассажиром маршрутки? Мы постарались найти ответы на эти и другие вопросы. Первым делом отправились в путешествие по городу с водителем маршрутки, чтобы выяснить ситуацию "изнутри".

Маршрутки, которые так привыкли ругать, подарили нам новое ощущение жизни

Александр СКРИПОВ

Челябинск

Бурное развитие службы маршрутных такси стало одной из примет времени. Трудно себе представить, скажем, вид областного центра без вереницы "Газелей" желтого цвета (и других тоже). Как нам кажется, пришло время, чтобы не только присмотреться к этому бизнесу повнимательнее, но и понять его истинное место в нашей жизни. Правда ли, что маршрутки "убивают" общественный транспорт? Стремительный рост числа "Газелей"-такси - благо для горожан или новая головная боль для всех участников дорожного движения? Насколько опасно быть пассажиром маршрутки? Мы постарались найти ответы на эти и другие вопросы. Первым делом отправились в путешествие по городу с водителем маршрутки, чтобы выяснить ситуацию "изнутри".

Валерий Гибадуллин - водитель с 24-летним стажем. Работал в областной ГАИ, в автошколе, потом в частном предприятии - развозил пельмени. Однако в фирме вдруг перестали платить зарплату - пришлось уходить "в свободное плавание", кто ж за бесплатно будет работать...

На его счастье, как раз в это время в Челябинске активно стала развиваться служба маршрутных такси. Вот уже полтора года, как он работает водителем маршрутного такси в ООО "Автотранс".

Валерий согласился посвятить меня в тонкости и сложности сравнительно недавно появившейся профессии. В заранее оговоренное время я запрыгнул на первое сиденье маршрутки N 27 на остановке "Уральские пельмени".

-- Сейчас мы едем на Чичерина из Ленинского района, от больницы ЧТПЗ, - рассказывает Валерий, - это наш маршрут, время в пути - 45 минут. Начинается движение в 6-10 утра, а заканчивается около 11 вечера, полтора часа днем дается на обед и отдых. Девять раз туда и обратно. Режим работы такой: два дня работаем, два дня отдыхаем.

-- Зарплата водителя зависит от мастерства?

-- Не только. Она от многого зависит. От везения тоже. Вот я не первый год за рулем, а на прошлой неделе один раз план не выполнил. Съездил туда и обратно, а привез всего двух человек. Это было в субботу. День самый неприбыльный. Никто никуда не спешит. По крайней мере до обеда. Понедельник - тоже не "хлебный" день. Базары не работают, после работы все быстренько едут домой. Лучшие дни для маршруточников - четверг и пятница. В эти дни народ и на работу успевает съездить, и за покупками, и вечером попозже возвращается домой. Два раза в будние дни бывает час пик: с 7 утра примерно до 9.15 и с 17.05 до 18.00. В это время маршрутку берут штурмом. Кстати, о мастерстве. Конечно, у опытного водителя есть преимущество. Он знает, как быстро подъехать-отъехать. А был у меня стажер, так он и в час пик брал по два-три пассажира.

-- Капиталистическая конкуренция?

-- На некоторых маршрутах идет настоящая битва за пассажира. Водители друг друга подрезают, стараются обогнать. А тут еще автобус с гармошкой встает чуть ли не поперек дороги, троллейбусы тянутся вереницей и никого не пропускают (проезжая по Комсомолькому проспекту в районе гостиницы "Виктория", наблюдаем как раз такую картину - А.С.). Видимо, тоже видят в нас соперников. Вот сейчас не знаешь, как подъехать к остановке. Я считаю, что такое поведение на дороге - это дикость. И издержки бесконтрольной конкуренции:

-- А разве конкуренцию можно взять под контроль?

-- Можно сделать ее цивилизованной. По крайней мере, среди маршрутных такси. Надо грамотно составить маршруты. Тогда пассажиров хватит всем. Ситуация, когда машины идут через 3 минуты, порождает "гонщиков" (при этих словах нас слева лихо обгоняет "Газель" конкурирующего маршрута - А.С.). С одной стороны, можно понять ребят, пытающихся заработать больше. Они поставлены в такие условия своим начальством, которое в первую очередь думает о прибыли.

-- А у вас на предприятии по-другому?

-- Машины 27-го маршрута идут через семь минут. Нормальный график. Контрольная точка - "Уральские пельмени". Если я вижу, что еду быстрее, то ближе к этой остановке притормаживаю, чтобы не упереться сзади в предыдущую машину. И отставать нельзя, иначе тебя догонит следующая. И нам хорошо, и пассажиру так удобнее. Можно просчитать график движения маршрута по минутам. Если, конечно, какая-нибудь машина не сломается.

-- Вы согласны с тем, что на маршрутках ездить опасно?

-- Ну как вам сказать: При нормальной организации дела - не опаснее, чем ездить на троллейбусе, автобусе или на машине. Просто среди водителей немало молодежи, профессия-то новая. Но, по крайней мере, ситуация не так плачевна, как иной раз сообщают об этом по радио, телевидению, пишут в газетах. Иногда борьба с маршрутками, мне кажется, похожа на кампанейщину. Или кому-то не нравится, что этот бизнес развивается.

-- Часто ли вы попадали в аварию?

-- Практически нет ни одного водителя маршрутки, который бы хоть раз не попал аварию, хотя бы мелкую. Либо ты, либо в тебя. Не избежал этой участи и я. Однажды я стоял третьим в ряду из семи машин, отдыхал. И надо же такому случиться - мне в бок въехал пьяный на "жучке"! Впрочем, как говорится, в семье не без урода. Как анекдот рассказывают случай, когда водитель маршрутки вечерком купил пива, отхлебнул немного и спросил пассажира, сидевшего рядом: "Пивка хочешь?"

-- А что пассажир?

-- А вот об этом история умалчивает, - улыбается Валерий. - К счастью, это было не у нас.

-- Где находится самое безопасное место в маршрутке?

-- Это сиденье за водителем. Хотя и в левый бок могут въехать. Если у людей мозгов нет, это трудно поправить.

-- А самое слабое место в "Газели" - это дверь:

-- Совершенно верно. Порой заклинит так, что не откроешь. В результате машина сходит с маршрута. "Помогают" и пассажиры. Как хлопнут иной раз, кажется, ты сейчас сам вылетишь. Отсюда и рождаются угрожающие надписи типа: "Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки". Бывают и веселые: "Тише скажешь, дальше будешь", "В салоне не прыгать и не сорить", "Место для удара головой" (надпись над дверью в салоне) и т.п. Я лично не сторонник таких "объявлений", у меня, как видите, машина "чистая".

-- Как у вас вообще складываются отношения с пассажирами?

-- В целом неплохо. Многие называют на "вы", благодарят: "спасибо", "пожалуйста". Бывает, и "тыкают", но у меня, как и у многих водителей, это не вызывает раздражения. Хотя случаются "странности". Останавливает однажды меня "крутой" мужик и говорит: "Шеф, плачу тебе сто рублей, скажи им, чтобы они (он оглядел салон) все вышли". "Я-то не против заработать, - отвечаю, - а пассажирам ты тоже по сто рублей дашь?" На этом инцидент был исчерпан. Часто пассажиры не читают надписи на маршрутке. Бывает, останавливают на маршруте и просят отвезти : в Красногорск. Или в Копейск:

-- Не утомительно работать водителем маршрутки?

-- Устаю, конечно. Мотаться по городу два дня подряд - удовольствие сомнительное. Суета: интенсивное движение, пробки, автобусы, троллейбусы, "гонщики" на маршрутках, вечером - пьяные водители, пешеходы, норовящие попасть под колеса: После двух отработанных дней первый выходной "отмокаю". Зато второй день могу полностью посвятить отдыху или домашним делам. Скажете, тяжело? Это смотря с чем сравнивать. Вот работал я в автошколе с утра до вечера, в неделю у меня был один выходной. Столько дел накапливалось, что я не знал, чем заняться в этот день. Сейчас другое дело: В общем, работа как работа. Надо же кому-то людей возить. Не знаю, кому как, а мне пока нравится.

Мнение пассажира

Елена Самойлова, менеджер по рекламе:

-- После того, как появились маршрутки, я не могу ездить в общественном транспорте. Как о страшном сне вспоминаю о поездках в переполненных автобусах, троллейбусах. Теперь мне кажется, что они ползут, как черепахи.

Мнение автолюбителя

Юрий Вартанян, владелец "Тойоты", 35 лет:

-- То, что вытворяют маршрутки на дорогах, - это беспредел! Сплошь и рядом - нарушения правил. Недавно еду по Воровского, а впереди две машины, они, видите ли, соревнуются между собой за право первым подъехать к остановке. Загородили обе полосы и никого не пускают. Сколько ни сигналил - толку никакого. И это далеко не единственный случай. Ладно хоть на светофорах останавливаются.

Мнения специалистов

Николай Петров, директор городской ассоциации перевозчиков:

-- Маршрутные такси как бизнес существуют в Челябинске почти два года. Его основная задача - улучшить качество перевозки граждан. Считаю, что во многом это удалось. Доля перевозок граждан на маршрутных такси не превышает 10 процентов от общего объема перевозок общественного транспорта и не составляет ему сколько-нибудь значительной конкуренции. Главной проблемой я считаю отсутствие в городе научно обоснованной схемы движения пассажирского транспорта. Мы должны четко представлять, какие маршруты где нужны. Ассоциация обратилась в администрацию города с просьбой приостановить выдачу разрешений на новые маршруты. Устранить те недостатки, которые еще имеются в сфере маршрутных такси, поможет система отбора перевозчика на конкурсной основе. На этот счет принято соответствующее постановление главы Челябинска, а недавно и на уровне области.

Заместитель начальника городского управления транспорта Наталья Черных:

-- Сеть маршрутных такси (а это 750 машин на 99 маршрутах) оказалась востребованной городом. Однако решить транспортную проблему в таком большом городе, как Челябинск, даже бурное развитие транспорта малой вместимости не в состоянии. Необходимо разумное сосуществование маршруток и общественного транспорта. На сегодня временно приостановлена организация новых маршрутов маршрутных такси.

Наш комментарий

Безусловно, сервис маршрутных такси далек от совершенства. И все же, как нам представляется, сделан шаг вперед по сравнению с ситуацией, когда альтернативой общественному транспорту часто был частник-автолюбитель, который, в отличие от водителя маршрутки, не проходил даже утреннего врачебного осмотра. О его способности адекватно водить машину можно было только догадываться. А насколько дешевле и удобнее людям стало добираться до работы! Можно говорить о сэкономленном времени, о нервах, которые щедро растрачивались в набитых битком трамваях, автобусах и троллейбусах, а можно о том, сколько человек благодаря новому бизнесу получили работу:

Конечно, с негативом в "маршрутном бизнесе" надо бороться: ужесточать, ограничивать, упорядочивать, но так, чтобы не лишиться при этом главного - нового качества нашей жизни.

Комментарии
Комментариев пока нет