Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Конфликт со стоматологом

08.09.2004
Грамотному пациенту он не грозит

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Когда возникает необходимость лечения зубов, на первый план встает финансовый вопрос. Нынче любая старушка, прежняя, "советская" жизнь которой была скрашена бесплатным медицинским обслуживанием, знает, что с пустым кошельком не стоит соваться даже в муниципальную стоматологическую клинику. Чего уж говорить о многочисленных коммерческих учреждениях этого профиля! Ты идешь туда, трепеща не от боязни боли (теперь, слава богу, зубы лечат практически безболезненно), сколько от испуга перед предстоящими расходами. Не меньше мучает вопрос: будут ли эти траты соответствовать качеству лечения? И что делать, если нет? Хорошо, если лечивший тебя врач способен признать собственную ошибку и тем более исправить ее. Однако кто из нас не знает случаев, когда общение со стоматологом перерастает в конфликт.

Грамотному пациенту он не грозит

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Когда возникает необходимость лечения зубов, на первый план встает финансовый вопрос. Нынче любая старушка, прежняя, "советская" жизнь которой была скрашена бесплатным медицинским обслуживанием, знает, что с пустым кошельком не стоит соваться даже в муниципальную стоматологическую клинику. Чего уж говорить о многочисленных коммерческих учреждениях этого профиля! Ты идешь туда, трепеща не от боязни боли (теперь, слава богу, зубы лечат практически безболезненно), сколько от испуга перед предстоящими расходами. Не меньше мучает вопрос: будут ли эти траты соответствовать качеству лечения? И что делать, если нет? Хорошо, если лечивший тебя врач способен признать собственную ошибку и тем более исправить ее. Однако кто из нас не знает случаев, когда общение со стоматологом перерастает в конфликт. Причем многие пациенты оказываются в этой "битве" проигравшими. Особенно те, кто не знает своих прав, не умеет за себя постоять. Чтобы найти выход из ситуации, можно обратиться в Челябинскую ассоциацию стоматологов. Это что-то вроде третейского судьи, хотя, конечно, она не берет на себя задачу регулировать любые конфликты.

-- Для этого существуют организации по защите прав потребителя, суды, наконец, - говорит президент городской ассоциации стоматологов Вадим Луганский. - Однако ни одну клинику нельзя представить без пациентов: без них наша работа теряет всякий смысл. Стало быть, их нужно "беречь". А как? В первую очередь дать им возможность владеть нужной информацией, осознавать свои права. И предоставить им свободу выбора. Мы разработали основные условия для клиник, являющихся членами нашей ассоциации. Когда мы ее четыре года назад создавали, то ставили чисто специфические задачи: повышение квалификации врачей, корпоративный закуп оборудования, предполагающий солидную скидку, и так далее. Потом стали обмениваться опытом не только позитивным, но и негативным, делать обобщения. Выяснилось, например, что часть судебных исков в адрес стоматологов была основана даже не на плохом качестве обслуживания. Их провоцировали сами врачи, дурно отзываясь о своих коллегах и будоража пациентов. Когда члены ассоциации стали регулярно встречаться, анализируя каждый подобный случай, их практически не стало. Многие конфликты разгораются из-за невыполнения обязательств клиники перед пациентом, из-за отказа нормально общаться с ним. Увы, некоторые врачи стоят на позиции, что они всегда правы. Поневоле вспомнишь мрачный анекдот: "Врач сказал - в морг, значит, в морг". Сегодня надо на равных контактировать с пациентом, тем более что он - "заказчик" наших услуг.

-- Как быть, когда стоматолог все же критикует работу своего коллеги? Кому верить?

-- Стоматология - единственная отрасль медицины, в которой на сегодня нет стандартов лечения. Обилие различных технологий основательно всех запутало. Не секрет, что большинство новых зарубежных разработок совершенствуется :на россиянах, пациенты помимо своей воли зачастую становятся участниками "эксперимента". Каждый врач сам решает, как ему лечить.

-- То есть участь пациента зависит от того, в чьих руках он окажется?

-- К сожалению, в этом тоже есть доля правды. Встречаются врачи, которые пришли в стоматологию только за большими деньгами, для них это не профессия, а бизнес. Какая уж тут клятва Гиппократа, он относится к пациенту по принципу "Хочешь - лечись, но плати, не хочешь -не лечись". Для членов ассоциации такой подход невозможен. Разумеется, и мы не можем обещать 100-процентный результат, но гарантируем цивилизованные условия лечения. Даже если возникнет проблема, то ситуацию можно разрешить мирным путем, так как взаимоотношения врача и пациента зафиксированы в договоре. А бывает, что в стоматологических кабинетах, которые растут как грибы и располагаются где попало (чаще всего в бывших "колясочных"), в ответ на жалобу больного ему отказываются продолжить лечение, а он даже не знает фамилии лечившего его доктора, история болезни не заводилась, кассовый чек отсутствует. В этом случае претензии больного выглядят бездоказательными.

-- Говорят, врач не имеет права на ошибку. Насколько это реально для стоматологии?

-- Все относительно. Скажем, сфера деятельности окулиста - два глаза, а стоматолога - 30 с лишним зубов. Все может случиться. Одно могу сказать: в современной стоматологии лечение безболезненное. Боль возникнет, если вы сами запустили какой-то процесс. Это, кстати, отразится и на вашем кошельке. При том, что начальный кариес можно вылечить в пределах 200 рублей, а можно вылечить вообще бесплатно в рамках программы Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Правда, необходимо подождать своей очереди, но за месяц маленький кариес не успеет переродиться в пульпит или пародонтит, когда отекает щека, боль становится невыносимой, человек "лезет на стенку" и готов отдать любые деньги - только вылечите! Зачем доводить до этого? Когда ФОМС едва возник и на первых порах существовал только в Екатеринбурге, там так стоял вопрос: кариесы лечить бесплатно, а вот пульпиты - это осложнение по вине пациента, это вы сами затянули: извольте заплатить. При таком подходе пациент заинтересован ходить каждые полгода на профилактику, как это делается в цивилизованных странах. Не пришел на контрольный осмотр через полгода - твоя страховка ликвидируется.

-- А у кого, по-вашему, меньше "зубных" проблем: у челябинцев или у свердловчан? Наверное, у нас: здесь такая плохая вода!

-- В Екатеринбурге вода гораздо хуже. Там стоматологий столько, сколько в Челябинске аптечных киосков, и им всем работы хватает, хотя цены на услуги раза в полтора выше. А если сравнивать уровень обслуживания: Я бы сказал, что у нас он еще немассовый. Стоматологических заболеваний очень много, это факт, а доступность лечения низкая. На бесплатное протезирование нужно стоять в очереди длиною в несколько лет. Из-за отсутствия средств люди вынуждены порой удалить зуб: не на что вылечить. ФОМС вроде бы гарантирует бесплатное лечение, но в определенных рамках в связи с ограниченным финансированием. Если нам с ФОМС в ближайшее время удастся наладить задуманное сотрудничество, это даст возможность расширить сферу льготного лечения. Сегодня стоматологию выручает добровольное медицинское страхование. Организация страхует своих сотрудников, и они по нормальным ценам за счет своего предприятия получают квалифицированное стоматологическое лечение. В этом году создана ассоциация стоматологов УрФО, в нее вошла и наша ассоциация. Я там возглавляю правовой отдел. Специально разработанные требования помогут снизить риск возникновения конфликтных ситуаций и доведения их до суда.

-- Допустим, доктор внушил больному, что он сделал все, что мог, а если зубы продолжают ныть, то потому, что они от природы плохие плюс преклонный возраст пациента.

-- Это не показатель! В любом случае дискомфорта не должно быть. В медицине существует такой документ, как информированное согласие, который, согласно закону о здоровье граждан, защищает именно пациента, а не врача. В нем пациент дает согласие на вмешательство доктора. Но прежде вам должны рассказать и о плюсах данной технологии, и о минусах. И если доктор вам говорит, что даже после лечения у вас могут болеть зубы по осени или весне, то ваше право пойти в другую клинику, где вам скажут, что найдут такую технологию, от которой не будет неприятных ощущений никогда. Если же условия не были оговорены, то осложнение остается на совести врача. Надо информировать пациентов, тогда гораздо легче общаться с ними.

-- Недавно я видела передачу об африканских туземцах. Они не пользуются благами цивилизации. Но отличаются невероятной чистоплотностью: перед едой тщательно моют руки, после трапезы многократно полощут рот и обязательно прочищают межзубные пространства особой травинкой, имеющей, как оказалось, дезинфицирующие свойства.

-- Это культура гигиены, она закладывается веками, передается из поколения в поколение. Жаль, что многие наши соотечественники уступают туземцам в уходе за ротовой полостью. Теоретически все знают: детей нужно как можно раньше учить чистить зубы. А как в реальности? Маме не до этого: она завтрак готовит, папу собирает, макияж наводит. Ребенок сам, как может, мазюкает щеточкой во рту. Стоматологи рекомендуют, чтобы до пяти-шести лет родители чистили ребенку зубы, и тогда в нем будет заложен правильный подход. А иначе он до конца жизни так и будет мазюкать. Да и многие взрослые неправильно чистят зубы. Утром это нужно делать после еды, а не до еды, чтобы весь день не ходить с налетом. Хорошо бы это делать всякий раз, как вы поели.

-- Если щетка недоступна, надо жевать "Орбит", как советует реклама?

-- Французы, например, этого не делают. Они зубную щетку с собой носят, на работе ее имеют. Понимают, как важно соблюдение подобной гигиены для всего организма.

-- Очевидно, не только ради "голливудской улыбки" нужно следить за порядком во рту!

-- Разумеется. "Скрученные" зубы приводят к заболеванию десен, нарушается жевательная функция. Кариес может сказаться на состоянии пищеварительных органов. Да и внешний вид сегодня не на последнем месте. Полноценный зубной ряд, красивая улыбка - все это играет свою роль при устройстве на работу, общении. Это уже социально значимая функция зубов.

-- Если стоматологи приучат людей с детства следить за зубами, не потеряют ли они часть своих клиентов?

-- Не потеряют. За рубежом культура гигиены очень высокая, но стоматологи там тоже загружены, хотя они как бы вышли на другой уровень: исправление зубов, профилактика зубных болезней, косметическая стоматология. И мы сейчас к этому стремимся.

(Полностью материал опубликован в газете "Уральское здоровье").

Как правильно выбрать стоматологическую клинику

Ассоциация стоматологов Челябинска разработала основные условия для клиник и кабинетов, являющихся ее членами:

1. Наличие уличной вывески.

2. Наличие "Закона о защите прав потребителя" в доступном для клиентов месте.

3. Информационный стенд, содержащий юридический адрес учреждения, копию лицензии, фамилию и телефон руководителя, координаты вышестоящей организации, режим работы учреждения, подробный прейскурант, сведения о льготах, порядок оказания платных медицинских услуг, гарантийный период и срок службы на оказываемые услуги, сертификат о членстве в ассоциации стоматологов, права пациентов.

4. Заключение договора на оказание услуг.

5. Заполнение листа информированного согласия пациента - своего рода разрешение больного, даваемое врачу для проведения медицинского вмешательства.

6. Соблюдение общих принципов санитарно-эпидемиологического режима.

7. Наличие кассового аппарата или бланка.

8. Ведение первичной медицинской документации.

9. Техническая оснащенность: рентгенологический аппарат или визеограф, турбинная установка со слюноотсосом, соответствующая освещенность и вентиляция кабинетов, правильное хранение стерильного инструментария и его достаточное количество.

Вадим Александрович Луганский окончил в 1986 году Свердловский медицинский институт. В этом же году в Челябинске началась его карьера как стоматолога. Сейчас он - главный врач стоматологической поликлиники N 6, ассистент кафедры Челябинской государственной медицинской академии, врач высшей категории. Четыре года назад возглавил городскую ассоциацию стоматологов. С тех пор каждое утро доктора начинается со звонков пациентов, жаждущих разрешения каких-либо конфликтов. Номер телефона открыт для всех - 217-333.

Комментарии
Комментариев пока нет