Новости

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Евгений ГУДКОВ: "Рукопожатие Шостаковича чувствую до сих пор..."

15.09.2004
Правнук священника, внук лесничего и сын погибшего солдата стал замечательным уральским композитором

На днях исполнилось 65 лет челябинскому композитору Евгению Георгиевичу Гудкову. Юбилейная дата счастливо совпала с присвоением ему высокого звания "Заслуженный деятель искусств России" и с 45-летием творческой деятельности. Разговор с нашим земляком ведет доктор искусствоведения, профессор Южно-Уральского государственного университета Наталья Парфентьева.

- Вы - признанный и горячо любимый мастер, входящий в когорту классических композиторов Урала, создавший такие масштабные произведения, как оратория, опера, симфоническая поэма, кантата, хоровые и вокальные циклы. Но, как мне кажется, наиболее уверенно вы чувствуете себя именно в хоровом жанре.

Правнук священника, внук лесничего и сын погибшего солдата стал замечательным уральским композитором

На днях исполнилось 65 лет челябинскому композитору Евгению Георгиевичу Гудкову. Юбилейная дата счастливо совпала с присвоением ему высокого звания "Заслуженный деятель искусств России" и с 45-летием творческой деятельности. Разговор с нашим земляком ведет доктор искусствоведения, профессор Южно-Уральского государственного университета Наталья Парфентьева.

-- Вы - признанный и горячо любимый мастер, входящий в когорту классических композиторов Урала, создавший такие масштабные произведения, как оратория, опера, симфоническая поэма, кантата, хоровые и вокальные циклы. Но, как мне кажется, наиболее уверенно вы чувствуете себя именно в хоровом жанре. Вспомнить хотя бы вашу вокально-хоровую поэму "В Урале Русь отражена". Она стала музыкальным символом нашего города. Мелодии этой поэмы будут жить не только в перезвонах курантов на главной площади Челябинска и в позывных Челябинского областного радио, они уже сегодня вошли в золотой фонд русской музыки. Почему вы отдаете предпочтение именно этому музыкальному искусству и так много пишете для хоров?

-- Наверное, потому, что наш край богат прекрасными хоровыми коллективами. Я сотрудничаю с Магнитогорской государственной капеллой имени С. Эйдинова. Впервые услышал этот потрясающий коллектив в зале Челябинской филармонии, когда был мальчиком. До сих пор помню восторг и счастье, которое испытал от великолепного исполнительского мастерства. Дирижировал сам Семен Эйдинов. Когда я стал композитором, великий мастер исполнил мои хоровые "Времена года" в Магнитогорске. Это было в 1969 году. К тому времени Магнитогорск стал одной из хоровых столиц страны именно благодаря подвижнической деятельности этого человека, с которым я был дружен. До сих пор помню, как Семен Григорьевич сказал мне: "Женя! Я твои ноты положил под подушку, чтобы и во сне их слышать и разучивать".

-- Не только в Магнитогорске, но и в Челябинске существуют уникальные хоровые коллективы. С ними вас связывает многолетняя творческая дружба. Именно им и их дирижерам вы посвящаете свои произведения. Это хоровая студия мальчиков и юношей "Молодость" под руководством В. Македона и Государственный камерный хор под управлением В. Михальченко.

-- Создавая музыку, я думаю о своих исполнителях, учитываю не только их вокальные возможности, но и мир юношеской души.

-- Помню, каким трепетным лиризмом, тонким ощущением красоты природы в ее раннем весеннем цветении исполнен ваш хор на стихи А.С. Пушкина "Пчелка". Эта прелестная хоровая миниатюра - произведение высокого художественного достоинства. Тонкие акварельные хоровые звучности, мелодическое интонирование, настоенное на песенности, скромная красота гармонических сопоставлений, колористические фортепианные созвучия - вот те средства, которыми вам удалось добиться зримости звучащего образа, воссоздать чудесно наивную атмосферу ожидания весны. Наверное, только дети и поэты могут так ждать ее прихода. У вас получилась настоящая веснянка, а веснянки на Руси - не просто песенки, это еще и заклинания, имеющие магический смысл. "Весна-красна", первая пчелка, вылетающая "из душистой келейки медовой", "ранние цветочки"... Как по-детски чист эмоциональный мир души поэта в этом стихотворении. И как точно попадание композитора. И неожиданный ваш взгляд: "А может эта "первая пчелка" - Саша Пушкин, вылетающий из келейки, покидающий лицей".

-- Я когда писал этот хор, думал о моих любимых, как я их называю, "македончиках" - мальчиках из коллектива под управлением моего друга В. Македона. Еще я очень люблю искусство нашего мэтра - В. Михальченко. Такому коллективу, как его камерный хор, под силу исполнение очень сложных произведений.

-- И вы создаете такие: философичные, глубокие, наполненные высокой духовностью! И все же, как случилось, что сын учительницы и погибшего в 1943 году на Северном фронте русского солдата в тяжелейшие послевоенные годы стал музыкантом и достиг композиторских вершин?

-- Во мне звучит музыка, я наполнен ею. Прадед мой, Георгий Сорокин, был священником, служил в Троицке. Отсюда, наверное, любовь к церковному, а значит, хоровому пению, может быть, на генетическом уровне. Все, что было связано с церковью, в годы моего детства было под запретом, и хор я впервые услышал в филармонии. Дед мой был лесничим под Саткой. Его изгнали из Московского университета за участие в волнениях против самодержавия и сослали в наш край. Может быть, от него у меня такая тяга к лесу, к природе, к простору: Бабушка моя закончила в Челябинске епархиальное училище, играла на фортепиано, а потом я поступил в музыкальное училище, которое расположилось в стенах бывшего епархиального. Бабушка, когда приходила туда, плакала, вспоминала свою молодость: Отец мой, я помню, прекрасно играл на скрипке. Мама моя Екатерина Васильевна с детства прививала мне любовь к музыке, посещала со мной все симфонические концерты в филармонии. Она и сейчас "в строю", не пропускает ни одного моего концерта. В детстве со своими друзьями я организовал квартет и мы, не зная нот, по слуху играли в кинотеатрах для других ребятишек. А во Дворце пионеров Челябинска великолепные педагоги обучили меня и игре на инструментах, и музыкальной грамоте. В музыкальном училище мне посчастливилось заниматься у Николая Юхновского. В Свердловской государственной консерватории - у профессора Н. Хлопкова. Мой первый учитель по композиции Н. Юхновский - человек необыкновенной судьбы. Прошел войну, поступил учиться к самому Д. Шостаковичу! Он за два года занятий дал мне столько, что в консерватории проблем у меня не было. В Челябинском музыкальном училище Л.И. Волынский учил меня симфоническому дирижированию, С.Я. Садаков - руководству народным оркестром. Как я благодарен этим прекрасным людям - моим учителям!

-- Евгений Георгиевич, расскажите о вашей встрече с музыкальным гением XX столетия - Дмитрием Шостаковичем.

-- В декабре 1961 года в Свердловске проходил пленум Свердловского отделения Союза композиторов РСФСР. Председателем Союза композиторов был Д.Д. Шостакович. Я выступил с симфонической поэмой "Мой город", посвященной Челябинску. Друг мой Игорь Паломов написал к поэме поэтическое вступление. Дирижировал М. Паверман. В своем интервью Д. Шостакович отметил пять имен молодых композиторов, в том числе двух челябинцев - М. Смирнова и меня. При встрече с Шостаковичем меня поразила мощь и теплота его рукопожатия, его большой рост и огромная рука. Тепло рукопожатия Дмитрия Шостаковича я чувствую до сих пор.

-- Вы действительно так любите родной город, что готовы посвящать ему поэмы?

-- Очень люблю Челябинск. Когда учился в Свердловске, каждую неделю летал домой. Тогда это не было проблемой. Перелет стоил всего-то три рубля. А свою поэму я посвятил юбилею родного Челябинска, его 225-летию.

-- В мае 2004-го.в Москве был издан ваш вокальный цикл "Корабельный бор" на стихи Л. Татьяничевой. В сборник вошли и другие жемчужины вашей вокальной лирики - "Аленка", "Живу я в глубине России". Первой исполнительницей этих произведений была ваша супруга, заслуженная артистка России, оперная певица Галина Георгиевна Гудкова, зав. кафедрой вокального искусства Челябинского института музыки имени П.И. Чайковского.

-- Я познакомился с Галиной в консерваторском общежитии в Свердловске. Красоту и чудесный голос - вот что я полюбил в ней. Это любовь с первого взгляда и на всю жизнь. У нас есть сын, внуки. Я счастлив, потому что Галина Георгиевна прекрасный музыкант и всю жизнь вдохновляет меня, дает творческие силы. Моим прекрасным другом и исполнителем был заслуженный артист России, незабвенный Юрий Морозов, первый исполнитель многих моих вокальных композиций.

-- Как известно, вы в праве гордиться и своими учениками.

-- Один из них - Владимир Рябов - стал человеком мира. Это талантливейший и известнейший московский композитор. Другая ученица - Маргарита Гольдер, в замужестве Зеленая, - член Союза композиторов России, а вот живет в Израиле.

-- Надо сказать, что все молодые композиторы Челябинска учатся на вашем творчестве и восхищаются богатством вашего мелодического дара. Позвольте пожелать вам долголетия, творчества и неиссякаемой энергии.

-- Спасибо. Кстати, сегодня я закончил новое произведение. Это пьеса для виолончели, дуэта дискантов и рояля. Я посвятил ее нашей замечательной виолончелистке заслуженной артистке России Наталье Александровой. Люблю ее замечательного отца - почетного гражданина нашего города Евгения Викторовича Александрова. Вот у кого надо учиться. Удалось же ему увидеть воплощенной свою мечту архитектора - с его помощью завершены работы по восстановлению первоначального проекта со шпилем Южно-Уральского университета. Такие масштабные проекты вызывают у меня восхищение.

-- У вас тоже можно учиться, Евгений Георгиевич! Как должно любить природу, Родину, Бога, поэзию и саму жизнь.

Комментарии
Комментариев пока нет