Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Что остается за кадром?

24.09.2004
Послесловие к двум челябинским фотовыставкам

В Челябинске, в зале Союза художников России, прошла выставка, какой не было на моей памяти лет 10-15: Челябинская область в фотографиях за 100 лет прошлого века. И здесь же несколько персональных коллекций мастеров ХХI века.
Нет в России региона, не исключая столицы, где бы так же тщательно собиралась история ХХ века в фотографиях. Причем история именно одного региона. Опубликованная в пятитомном издании "Челябинская область в фотографиях" (автор проекта и выставки - Владимир Богдановский), она уже покорила Москву и Германию на книжных ярмарках.

Послесловие к двум челябинским фотовыставкам

В Челябинске, в зале Союза художников России, прошла выставка, какой не было на моей памяти лет 10-15: Челябинская область в фотографиях за 100 лет прошлого века. И здесь же несколько персональных коллекций мастеров ХХI века.

Нет в России региона, не исключая столицы, где бы так же тщательно собиралась история ХХ века в фотографиях. Причем история именно одного региона. Опубликованная в пятитомном издании "Челябинская область в фотографиях" (автор проекта и выставки - Владимир Богдановский), она уже покорила Москву и Германию на книжных ярмарках. В октябре эта выставка произведет фурор в Санкт-Петербурге. Я в этом не сомневаюсь.

Впервые за сто лет мы стали свидетелями не только исторических событий и человеческих судеб, но и разных стилей, подходов, трактовок этой странной жизни в России.

Не все, наверное, знают, что 2 августа, за месяц с небольшим до открытия выставки в Челябинске, умер отец фоторепортажа - Анри Картье-Брессон. Умер человек-эпоха в мировой фотографии. Его отличительная особенность: он сопереживал человеку - маленькому и большому, он снимал победу Мао в Китае и смерть Ганди в Индии, горе во время гражданской войны в Испании и счастливых людей в Советском Союзе после последней войны.

Мы сопереживали только событиям. И в меньшей степени - простому человеку. Только после 1985 года в нас стал просыпаться стиль Картье-Брессона, творчество которого знали многие профессионалы и на Урале.

Такие мысли посетили меня на этой уникальной и пронзительной выставке исторических событий и истории отечественной фотожурналистики со всеми плюсами и минусами.

Умер Картье-Брессон. И почти одновременно с ним погиб основоположник эротической школы в мировой фотографии - Ньютон. А похоронного настроения у меня в этот день не было. Было ощущение, что мы становимся частичкой общих фотографических процессов нового века. Причем становимся не периферией этих процессов и фотографических школ, а где-то на подсознательном уровне воплощения образов и событий - на равных с мировыми тенденциями портрета (Сергей Новиков), репортажа (Борис Каулин) и художественной фотографии (Юрий Катаев и Игорь Амелькович).

Хотя нет ничего субъективнее фотографического объектива. Но есть общие ценности человечества, о которых мы долго старались не говорить. И это заметно в сравнении фотографий до 17 года ХХ столетия и после, до перестройки и после.

Жаль, что российская журналистика сегодня особо не нуждается в профессиональном событийном фоторепортаже так, как мировые агентства: Беслан снимали американцы, французы и англичане. И русские издания в основном печатают репортажи агентства "Рейтер", "Франс Пресс", АП.

К сожалению, мы теряем способность в долю секунды, в видоискателе, определять значимость и историчность событий, которые снимаем. А ведь во время второй мировой наша школа фоторепортажа была лучшей в мире.

Не думаю, что у нас исчезли мастера. И челябинская выставка эту мысль подтверждает. Исчезла потребность в журналистике (деньги, что ли, экономим на профессионалах?) высшей пробы. Но фотография как источник исторических знаний сегодня востребована сполна. Особенно на Южном Урале. Свидетельство тому - сотни редких фотодокументов двух веков на выставке "Серебряные страницы истории Челябинской области. 1900-2000" и персональные коллекции современных мастеров.

Кто не успел посмотреть выставку в сентябре в Челябинске, сможет оценить этот социокультурный феномен в Санкт-Петербурге с 10 октября на выставке "Ритмы века".

Павел БОЛЬШАКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет