Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не быть горбатым

29.09.2004
Человека уродует ненависть - про это столичный режиссер Сергей Яшин ставит  в Челябинске спектакль по поэтической драме Гюго "Король забавляется"

2 октября премьерой поэтической драмы Виктора Гюго "Король забавляется" Челябинская академическая драма имени Наума Орлова открывает свой восемьдесят четвертый сезон. Постановщик спектакля, главный режиссер Московского драматического театра имени Гоголя Сергей Яшин, сотрудничает с челябинскими актерами впервые, а пьеса, к которой он обратился, фактически не имеет сценической истории. Правда, благодаря Джузеппе Верди и его "Риголетто" история, сочиненная Гюго, знакома всем, хоть изредка соприкасающимся с искусством. Превратности судьбы творения великого Гюго и дали толчок нашему разговору с режиссером.

- Как возникла идея обратиться к пьесе, так прочно заслоненной от нас ее гениальной оперной версией?
- Это чисто бытовая история.

Человека уродует ненависть - про это столичный режиссер Сергей Яшин ставит в Челябинске спектакль по поэтической драме Гюго "Король забавляется"

2 октября премьерой поэтической драмы Виктора Гюго "Король забавляется" Челябинская академическая драма имени Наума Орлова открывает свой восемьдесят четвертый сезон. Постановщик спектакля, главный режиссер Московского драматического театра имени Гоголя Сергей Яшин, сотрудничает с челябинскими актерами впервые, а пьеса, к которой он обратился, фактически не имеет сценической истории. Правда, благодаря Джузеппе Верди и его "Риголетто" история, сочиненная Гюго, знакома всем, хоть изредка соприкасающимся с искусством. Превратности судьбы творения великого Гюго и дали толчок нашему разговору с режиссером.

-- Как возникла идея обратиться к пьесе, так прочно заслоненной от нас ее гениальной оперной версией?

-- Это чисто бытовая история. Все выросло из пустякового разговора. Ехали мы как-то с Верой Анатольевной Максимовой, критиком, моим хорошим другом, и разговаривали о том, о сем. Она после прихода Александра Ширвиндта к руководству Театром cатиры некоторое время работала там завлитом. И вот она рассказала, что в театр пришел режиссер и предложил поставить "Король забавляется", но Ширвиндта эта идея не вдохновила. А в меня она запала. Думаю - надо перечитать. Достал пьесу, открываю и вижу первую ремарку: "Празднество в Лувре. Праздник немного смахивает на оргию". Думаю: по какому поводу тут оргия? Сразу зацепило. Дочитал. И пьеса открылась полифонией мощных человеческих страстей. Она совсем не похожа на произведение из серии "Жизнь замечательных людей". И на оперное либретто тоже. Одно из главным действующих лиц пьесы - Франциск I, замечательный французский король, полководец, боготворивший искусство итальянского Возрождения. Не случайно у него провел свои последние дни Леонардо да Винчи. Только пьеса исторических заслуг этого короля не касается. А в либретто Франциск I стал герцогом, подонком и прелюбодеем, у которого был горбатый шут. Герцог совратил его дочь, и шут решил отомстить. Взаимоотношения героев тут спрямлены. Только гениальной музыкой все искупается.

-- Но в недавние времена и пьесу Гюго трактовали подобным же образом. Король - это "холодный, бездушный развратник, разбивающий человеческие жизни, а шут, плебей Трибуле, ему и знати противопоставлен".

-- У Гюго все так, но и совершенно не так. В тексте король задает вопрос, который стал для меня ключевым: "Неужели нет дамы, которая способна полюбить меня, а не корону?" Эти слова выдают одиночество человека, окруженного толпами людей, готовых для него на все. Это обжигающее публичное одиночество. Он, пардон, в туалет не может сходить один. И он ищет гармонии, выхода из этого одиночества то в церкви, обрядившись школяром, а то в притоне цыган, переодевшись офицером. Вот в какие крайности его бросает. А шут Трибуле - воинствующая личность, которая получает радость и удовольствие, делая больно другим, унижая человеческое достоинство так, что становится страшно. Философия ненависти и мести - его идея-фикс. На основании этой философии он приносит много бед людям, становится виновником гибели собственной дочери. Так приходит расплата. Нам часто кажется, что как бы мы ни жили, ничего нам за это не будет. Бога нет. Но платить по счетам придется, это неминуемо. Может быть, эта мысль и не новая. Но она всегдашняя.

-- А как же сочувствие "униженным и оскорбленным"?

-- В том-то и дело, что Трибуле можно понять. Он вынужден заниматься мерзким делом для чьей-то прихоти. Но ведь всегда оправдания находятся. Пенсия маленькая, льготы отняли, все вокруг воруют, нефть присвоили, в профессии не состоялся. Поводов для накопления этого горба ненависти и агрессии очень много. Вот человек ходит и плюет этой ядовитой ненавистью. И это состояние начинает производить поступки. Зло становится действенным. Я не стремлюсь к политическим аналогиям. Но именно так рождаются войны, рождается Беслан. Поэтому необходимо вовремя остановиться, не культивировать в себе ненависть, не уподобляться злу. Важно сохранить душу. У летчиков есть понятие "точка возврата". Это когда самолет летит с определенным количеством горючего. В некоторой точке у него еще есть возможность вернуться на свой аэродром, горючего хватит. Но когда самолет пролетает эту точку, возвращение невозможно. Как бы и нам в жизни не пропускать эту точку возврата, успевать нажать на тормоза в своем гневе и ненависти.

-- А соображения успеха у публики оказали хоть какое-нибудь влияние на выбор пьесы?

-- Первый импульс всегда связан с твоим собственным мироощущением, жизненной позицией, с тем, что ты любишь и ненавидишь. А дальше начинаешь размышлять, существует эта тема в зале или это факт твоей личной биографии. Если об этом не думать - надо комнатным театром заниматься, театром-сектой. У Гюго рассказана человеческая история. Речь идет о взаимоотношениях отца и дочери, влюбленных. Это касается всех, должно взволновать, вызвать сострадание. Хотя предугадать трудно. Время покажет.

-- У вас, в театре Гоголя, чрезвычайно разнообразный репертуар:

-- В нашей жизни присутствуют все жанры одновременно. Она и проста, и сложна, и трагична, и комична. Утро начинается с бытовой драмы, вечером - театр абсурда, днем в водевиле крутимся-вертимся. Поэтому у нас на сцене и чистый Чехов, его "Иванов". И Чехов в изложении Теннесси Уильямса ("Записная книжка Тригорина" по "Чайке"). И "Верная жена" Сомерсета Моэма. Это коммерческая драма, конечно, но не пошлятина. Лет 25 идет финская пьеса "Безобразная Эльза", история свое-образной Золушки. Она остается необходимой зрителю в своей незатейливости, простоте и искренности чувствований. Мне и самому иногда хочется чего-то простого-простого. А иногда хочется современной жизни. Тогда я ставлю "Черное молоко" Василия Сигарева. Ведь Чехову и Толстому даже и не снилось, что может произойти с Россией, со страной. Хочется, чтобы все, кто к нам пришел, оставались зрителями нашего театра. Это очень непросто. В Москве сейчас идут на "обезьян", как их стали называть, на актеров, заявивших о себе в сериалах. Недаром многих из них Олег Павлович Табаков собрал у себя в театре.

-- В пьесах Гюго бушуют страсти, взвинчиваются чувства. Они по силам нашим актерам?

-- И в драме "Король забавляется" дан крутой замес человеческих страстей - ненависти, одиночества, жажды любви. Это сегодня так важно. Наша жизнь нас заземляет, забытовляет. Кроме того - пьеса в стихах, а мы отвыкли от стихотворной формы. Как актеру сохранить правдивое существование в стихах? У зрителя не должно возникать вопроса: "А чего это они стихами говорят?" Это состояние души, когда люди начинают рифмовать. Значит, они настолько возбуждены, настолько их переполняет чувство. Думаю, вашим актерам все это подвластно. Алексей Мартынов - очень одаренный артист. На роль Трибуле было несколько кандидатов. Но, во-первых, герой не должен быть старым. У него дочь шестнадцатилетняя. Во-вторых, роль требует больших физических сил. У Мартынова они еще есть. И самое важное - он достаточно глубокий человек, думающий и профессионально зрелый. Ему просто необходимо играть роли такого масштаба. Вначале я не очень видел в короле Колю Осминова. Оказалось, нет. Он способен это понять, в его природе это есть. И Иван Лешаков - одаренный парень, хотя, конечно, он еще студент, ему трудно, не хватает опыта, навыков. Влада Ивина необыкновенно талантлива. И Саша Усцелемова. Они все очень отзывчивые. А кто выражал недовольство маленькими ролями, с теми мы друг другу быстро сказали "до свидания". Этим делом из-под палки заниматься нельзя.

-- Вы будете следовать ремарке Гюго: "Действие происходит в 152: году"?

-- Каждый акт благодаря смене костюмов будет представлять как бы другое время, причем вне исторической последовательности. Первый акт белый, начало ХХ века, эпоха модерна. Второй - черный, ХIХ век, крылатки, цилиндры. Третий - эпоха Возрождения, ХVI век. Это будет золотой акт. В заключение - 30-е годы ХХ века.

-- Значит ли это, что от сцены к сцене и стиль актерской игры будет меняться?

-- Мне бы этого не хотелось. Времена меняются, манеры, костюмы, бокалы и стаканы, а человек остается тем же, попадает в одни и те же ситуации. Он во все времена жаждет любви, гармонии, сталкивается с ненавистью, предательством. Это вечное противостояние любви и ненависти будет выражать и музыка. Классики не будет. Гия Канчели, Астор Пьяцолла, французский шансон.

-- Параллельно над "Королем:" вы работаете и в своем театре:

-- Гюго не отпускает, хочется пробовать разные варианты. Они рождаются, когда работаешь с разными артистами. И предложение вашего театра совпало с этим желанием. Пьеса практически не ставилась, разве что в 20-е годы. Так что это будет премьера пьесы. И она состоится именно у вас. В театре Гоголя спектакль выйдет несколько позже. У меня существует надежда на сотрудничество наших театров. Ваш квартет исполнителей центральных ролей может приехать к нам, сыграть с нашими артистами, на нашей сцене. А москвичи - к вам. Среди них любимый челябинским зрителем Александр Мезенцев. В театре Гоголя роль Трибуле репетирует именно он. Он очень талантлив, постоянно находится в поиске себя, своей творческой жизни.

Беседу вела Ирина КАМОЦКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет