Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Алапаевская мученица

30.09.2004
Спустя 86 лет после гибели "великой матушки" ее мощи прибыли в Россию

Другой такой судьбы нет в нашей истории. Аристократка, чужестранка, блистательная придворная дама стала православной святой России. В 1918-м большевики живой сбросили ее в заброшенный рудник Алапаевска. А она молилась за своих убийц. Пальцы правой руки княгини, когда ее тело извлекли из шахты, так и остались сложены для совершения крестного знамения.

Спустя 86 лет после гибели "великой матушки" ее мощи прибыли в Россию

Другой такой судьбы нет в нашей истории. Аристократка, чужестранка, блистательная придворная дама стала православной святой России. В 1918-м большевики живой сбросили ее в заброшенный рудник Алапаевска. А она молилась за своих убийц. Пальцы правой руки княгини, когда ее тело извлекли из шахты, так и остались сложены для совершения крестного знамения. Эта десница святой преподобномученицы Елисаветы, заключенная в серебряный ковчег, прибыла в Россию из Иерусалима для поклонения верующих. 19 октября святые мощи будут доставлены в Челябинск, в Свято-Симеоновский кафедральный собор. Сегодня мы рассказываем об удивительной жизни этой женщины, "соединившей воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа" - так сказано о ней в послании патриарха Алексия.

Она была блестяще образована и ослепительно красива. И не было мужского сердца, которое не дрогнуло бы при виде этой изящной немецкой принцессы из Дармштадта. Ей слагали сонеты и романсы, к ней сватались самые блистательные женихи разных королевских дворов. В Европе есть две красавицы и обе Елизаветы, говорили тогда в высшем свете. Одна - Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, вторая - юная принцесса из Германии. Последняя отказала уже стольким завидным женихам, что молва твердила о данном ею обете безбрачия. И вдруг 19-летняя Елисавета приняла предложение брата русского царя Александра III. Лютеранка стала женой Великого князя Сергея Александровича, известного своей набожностью, и переехала в далекую Россию.

И вновь юная Елизавета изумляет свет: не балы и наряды привлекали красавицу - она досконально изучает русский язык, обычаи и веру своей новой родины. В октябре 1888 года Великий князь с супругой прибыли в Палестину на освящение храма святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и по сей день считается красивейшим в Иерусалиме. На вершине Илеонской горы высится его огромная колокольня, прозванная "русской свечой". Увидев эту красоту и благодать, Елисавета воскликнула: "Как я хотела бы быть похороненной здесь!" Это было ее первое пророчество, которое исполнилось в 1921 году. Именно сюда через Китай с остатками отступающей армии Колчака были вывезены тела сброшенных в шахту алапаевских мучениц.

Елизавета уезжала из Иерусалима с твердым намерением - принять православие. Отец ее герцог Гессенский категорически возражал против решения дочери. Но она уже вступила на свой крестный путь, даже сохранив свое прежнее имя - в православии стала Елисаветой Феодоровной.

Сергей Александрович в 1891 году стал Московским генерал-губернатором. Его супруга неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, совершала паломнические поездки по монастырям, вкладывая личные деньги в строительство новых храмов. В годы русско-японской войны княгиня вместе с сестрой Александрой, ставшей русской императрицей, организует в залах Кремлевского дворца лазареты для раненых и швейные мастерские. На свои средства она формирует несколько санитарных поездов. При этом как супруга генерал-губернатора Великая княгиня должна давать балы, вести приемы, появляться в свете. Ее тяготят эти обязанности. А вся Москва уже называет ее "великой матушкой".

Сохранились трогательные воспоминания воспитанницы одного из приютов, в котором побывала генерал-губернаторша. Воспитанниц долго обучали: приедет высокая гостья - нужно присесть и поцеловать ручку. И вот крохи в белых платьицах, завидев Великую княгиню, дружно протягивают ей ручки для поцелуя. Их наставница от ужаса чуть не грохнулась в обморок. А Елисавета с улыбкой обошла всех малышек, целуя их маленькие пальчики.

5 (18) февраля Сергей Александрович был убит бомбой террориста. Жена знала, что эсеры приговорили Великого князя, и старалась не разлучаться с ним. Но не успела...

Потрясенная толпа загородила окровавленные останки мужа, стараясь скрыть их от ее глаз. Княгиня раздвинула людей и своими руками собрала, сложила на носилки то, что осталось от любимого человека.

На третий день после его гибели Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце мужа с Евангелием, чтобы простить его и привести к Богу. Иван Каляев сказал:

-- Я не хотел убивать вас. Я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним...

-- И вы не сообразили того, что убили меня вместе с ним? - ответила она.

Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании убийцы, но прошение было отклонено.

На месте гибели мужа она воздвигла крест по проекту Васнецова. На нем высечены слова Иисуса: "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

Больше она не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце превратилась в монашескую келью: вся роскошная мебель вынесена, стены перекрашены в белый цвет, на них остались только иконы. На светских приемах она больше не появлялась.

Княгиня собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть - родственникам, а на остальные приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом в Замоскворечье для обители милосердия. "Я оставляю блестящий мир и восхожу в более высокий мир - мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе", - писала она в дневнике.

10 февраля 1909 года она стала настоятельницей основанной ею Марфо-Мариинской обители, с больницей, детским приютом, школой, прекрасной библиотекой и аптекой, где лекарства отпускались бесплатно. Она вела жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраца, строго соблюдала посты, и вообще-то питаясь только растительной пищей. Утром вставала на молитву, затем сама распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма, которых приходило сюда до 12 тысяч в год. Потому что люди знали: "великая матушка" не отказывает нуждающимся. Вечером она сама обходила больных, нередко возвращаясь от них за полночь. Когда больной метался или нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при бесплатных операциях, которые делали медицинские светила Москвы, делала перевязки, стремилась облегчить страдания. Больные говорили, что от "великой матушки" исходит целебная сила, которая ставит их на ноги.

Особое внимание Великая княгиня уделяла "рассаднику преступности" - Хитрову рынку. В сопровождении келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Оболенской она неутомимо обходила ночлежки и притоны, собирая сирот, уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Полиция постоянно предупреждала, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. Но все население Хитрова чтило ее, называя "сестрой Елисаветой" или "матушкой".

Ее сон редко продолжался более трех часов, но, несмотря на утомление, лицо ее всегда сияло тихим, благодатным светом. И все чаще проявлялся ее пророческий дар.

Много раз умоляла она сестру-императрицу не доверяться Распутину, не зависеть от него, говорила она об этом и с императором. С благословения старцев в 1916 году она делает последнюю попытку лично поговорить с государем о положении в стране. Царь не принял ее, императрица не захотела слушать.

-- Помни судьбу Людовика XVI, - сказала тогда сестре княгиня. Она знала уже и о грядущей страшной гибели Романовых, и об уготованной ей самой участи.

В годы первой мировой войны трудов у Великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер работала в полевом госпитале. Первое время настоятельница навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.

В 1916 году к воротам обители подошла разъяренная толпа, требующая выдать им брата Елисаветы, германского шпиона, якобы скрывающегося здесь. Настоятельница одна вышла к толпе, предложила осмотреть все помещения. Казалось, она сама бесстрашно идет навстречу гибели. Вильгельм Кайзер, шведский министр, много раз предлагали ей выехать за границу, но она отказывалась даже говорить об этом.

Вскоре после Февральской революции к обители снова подошла толпа с винтовками и красными флагами, которая пришла арестовать княгиню. Она сама открыла ворота. Сказала, что сначала должна отслужить молебен, и пригласила революционеров в храм. После службы люди тихо разошлись прочь.

"Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет" - эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

Ее арестовали на третий день Пасхи 1918 года после службы в ее обители патриарха Тихона. Вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Преданная ей инокиня Варвара добровольно отправилась с ней по крестному пути.

На следующий день после расстрела царской семьи, глубокой ночью 5 (18) июля Великую княгиню Елисавету Феодоровну, инокиню Варвару вместе с другими членами императорского дома живыми сбросили в заброшенную шахту, избивая прикладами. Последние ее слова были молитвой за убивающих:

-- Господи, прости им, ибо не знают, что делают!

Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие - голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

Сбылось давнее пророчество княгини. Останки новомучениц Елисаветы и ее инокини Варвары хранились в крипте монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме. В 1981 году Русская церковь за границей причислила алапаевских мучениц к лику святых. Их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм в белых мраморных раках.

Русская православная церковь канонизировала новомучениц в 1991 году, еще до царской семьи. Но святыня эта долгие годы оставалась недоступной для российских паломников из-за разногласий двух церквей.

В год празднования 140-летия со дня рождения Елисаветы и 95-летия основания ею Марфо-Мариинской обители ее святые мощи прибывают в Россию. "Это Божие благословение начавшемуся процессу объединения Русской православной церкви", - отметил в своем послании патриарх Алексий.

Епископ Бостонский Михаил и епископ Дмитриевский Александр совершили молебен в иерусалимском храме, и под колокольный звон ковчежец с частицами мощей, золотым крестом с землей из алапаевской шахты и Иерусалима крестным ходом был вынесен из монастыря и самолетом доставлен в Москву. После торжественной встречи мощей в аэропорту Домодедово святыня на автомобиле была перевезена в Храм Христа Спасителя для поклонения, а затем в родной Марфо-Мариинский и Свято-Данилов монастырь.

С 25 июля продолжается паломничество святых мощей по России в специальном храме-вагоне. Оно началось с Якутска и продолжится по всему пространству СНГ. В каждом городе останки выставляются на поклонение на два дня. И уже идет молва об удивительных исцелениях, происходящих возле ковчега, изготовленного из досок гробов, в которых перевозились останки. Так через 86 лет после гибели завершается это долгое хождение по мукам великой подвижницы. По окончании путешествия Русская церковь за границей передаст ковчег в Марфо-Мариинскую обитель.

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Благодарим митрополита Челябинского и Златоустовского Иова за помощь в сборе материала.

Комментарии
Комментариев пока нет