Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Благослови детей и зверей

30.09.2004
"Очень простая история" Марии Ладо на сцене Челябинского театра юных зрителей

Главный режиссер Челябинского ТЮЗа Олег Хапов поставил "Очень простую историю" так, как будто до него этого никто не делал. Хотя только в театрах нашей области это уже делали трижды: сначала режиссер Борис Цейтлин в Магнитогорской драме, потом Владимир Филонов в Учебном театре Челябинской академии культуры, потом Дмитрий Михайлов в озерском театре "Наш дом". Вообще же за три года с тех пор, как юная уроженка Киева, девушка из хорошей семьи (ее папа - режиссер кинофильма "Королева бензоколонки"), выпускница актерского отделения Киевского театрального института и сценарного факультета ВГИКа Маша Ладо написала пьесу "Очень простая история", ее поставили более полусотни театров постсоветского пространства. Про триумфальные премьеры не слышал (очень хвалят спектакль Кемеровской драмы с режиссурой челябинца Евгения Ланцова), как и про чудовищные провалы. Последнее - заслуга пьесы: ее сложно испортить.

"Очень простая история" Марии Ладо на сцене Челябинского театра юных зрителей

Главный режиссер Челябинского ТЮЗа Олег Хапов поставил "Очень простую историю" так, как будто до него этого никто не делал. Хотя только в театрах нашей области это уже делали трижды: сначала режиссер Борис Цейтлин в Магнитогорской драме, потом Владимир Филонов в Учебном театре Челябинской академии культуры, потом Дмитрий Михайлов в озерском театре "Наш дом". Вообще же за три года с тех пор, как юная уроженка Киева, девушка из хорошей семьи (ее папа - режиссер кинофильма "Королева бензоколонки"), выпускница актерского отделения Киевского театрального института и сценарного факультета ВГИКа Маша Ладо написала пьесу "Очень простая история", ее поставили более полусотни театров постсоветского пространства. Про триумфальные премьеры не слышал (очень хвалят спектакль Кемеровской драмы с режиссурой челябинца Евгения Ланцова), как и про чудовищные провалы. Последнее - заслуга пьесы: ее сложно испортить. Она - простая. И о простом: отцах и детях, любви и нелюбви, неизбежности смерти и страхе перед ней, земном и небесном. С явными приметами сегодняшней российской (или малороссийской) действительности. И со всеми атрибутами истории вневременной, вечной, сказки, лубка.

Все события происходят в деревенском хлеву. Их главные участники: сельские Ромео и Джульетта. Джульетта (ее зовут Даша) беременна, ее отец ненавидит не столько Ромео-Алексея, сколько его отца-пьяницу (последний в годы далекой юности оказался более удачлив в любви). В бурное обсуждение "делать аборт - не делать аборт" оказываются втянуты не только отцы и дети, но и обитатели хлева, говорящие человеческим голосом (сказка ведь!) корова, лошадь, свинья, пес и петух. Земные реалии быстро оборачиваются мистическими, зарезанная свинья превращается в ангела и начинает вербовать ангела-хранителя для нерожденного младенца Даши (почему им не может стать сама свинья, объяснить слишком сложно, проще на спектакль сходить). После неудавшегося ритуального убийства лошади самоубийством кончает сосед-пьяница. Он и становится ангелом-хранителем новорожденной, которую называют Марусей. В финале все поют под гармошку.

"Очень простая история" не дает покоя ревнителям благочестия и театральным критикам. С позицией первых все ясно: самоубийца не может быть ангелом. У вторых более развернутые претензии. Наиболее полно их сформулировала в специальной программе радио "Свобода", посвященной "Очень простой истории", автор этой программы Марина Тимашева: "И вот, люди добрые, эта гремучая смесь бытовых зарисовок для театра юного зрителя о вреде аборта, народных сказок про Ивана-дурака, сталинских клише о кулаках-убийцах, языческих верований, христианской веры и буддистского представления о единстве всего живого становится самой популярной пьесой современного российского театра. Чем не основание для диагноза, который тем самым вынесен не только состоянию современной литературы, но и состоянию общества?" (восхищаясь, как всегда, экспрессией Марины, не могу не заметить, что она и в "Мойдодыре" нашла бы "основание для диагноза").

Если бы режиссер Хапов брал все это в голову, он бы, наверное, ничего не поставил. Но, к счастью, очевидно, что его интересует другое. Прежде всего сама пьеса, а не соображения по поводу нее. Ее сказочная правда, чувственная стихия, ее языческие взаимоотношения с религиозными канонами ("Ангел-хранитель - это дохристианское явление. Это остатки верований, конечно, эпохи язычества, когда предполагалось, что мир невидимый полон божественных сил, каждая из которых имеет прямое отношение к каждому человеку, и на этом стояла магия", - цитата из священника Якова Кротова). В большинстве своем современные люди ведь идут к канонической вере после эпохи безбожия из абсолютной пустоты, сложно по дороге не пройти сквозь язычество, и это отразилось в пьесе Ладо.

Итак, режиссер Хапов, его актеры, художник спектакля Юлия Безштанко и автор музыкального ряда Анна Розенберг прежде всего читают пьесу. С вниманием к деталям, подробностям, атмосфере. Написано у автора "корова Зорька (беременная)", так актриса Жанна Гурина и играет эту коровью беременность с впечатляющей убедительностью и тихой нежностью. Написано "лошадь Сестричка (старая)" - актриса Наталья Антонова играет существо, которое старше "мировой души" из пьесы "Чайка". Вообще об этой актерской работе можно написать отдельное критическое исследование (и может быть, это будет интереснее, чем писать о спектакле в целом). Понимаешь, что такое актерская нереализованность, когда в старой кляче вдруг играются несыгранные леди Макбет, Гедда Габлер, недоигранная Васса Железнова и Бог знает кто. К тому же эта Сестричка вдруг получается (осознанно или нет?) пластической и отчасти интонационной копией великой роли великого Евгения Лебедева - Холстомера из одноименного спектакля Георгия Товстоногова. Несомненно, что перед нами спектакль в спектакле, образец актерской саморежиссуры и трагического (эта трагедия несколько декоративна) существования в атмосфере сказочной мелодрамы.

Если Антонова существует сама по себе, то остальные пытаются создать ансамбль. Пока он возникает лишь на мгновения, спектаклю надо наиграться, сейчас он еще, как необжитой дом (или квартира без отделки). Тягучие, медлительные начала и первого, и второго актов. Ищут верный тон, нащупывают живую интонацию. И вдруг прорываются к правде жизни и правде искусства. Как в замечательном диалоге Даши (Елена Шингареева) и отца (Алексей Унесихин) о том самом пресловутом аборте, когда в яростном споре каждый боится посмотреть в глаза другому. А потом взгляды встречаются, и возникает пауза. В такие мгновения (их в спектакле несколько, что дорогого стоит) замечательно молчат не только актеры, молчит, затаив дыхание, и переполненный подростками зрительный зал ТЮЗа.

В "Очень простой истории" на сцене сходятся несколько разных актерских поколений ТЮЗа. И существуют в общем-то очень органично (это комплимент режиссеру). Юные приносят легкость. Здесь надо особо отметить свинью Екатерины Филимоновой. Эту героиню обычно играют характерные актрисы, заслуженные артистки в годах и в теле. У Филимоновой - молодая, лирическая, влюбленная и абсолютно убедительная хрюшка. Как всегда, обаятелен и чрезвычайно моторен (хотя и несколько однообразен) Александр Черепанов в роли пса. Владимир Зайцев (он играет петуха) обаятелен и точен без однообразия. У Анны Смирновой (хозяйка) и Алексея Унесихина (хозяин) есть мгновения истинного драматизма, причем иногда это тихий, скрытый драматизм - признак актерского мастерства. К сожалению, столь важная в этой пьесе роль соседа оказалась совершенно вне актерских возможностей Рината Загидуллина, что сильно вредит общей конструкции спектакля.

Но вообще эта "Очень простая история", на мой взгляд, лучший спектакль режиссера Олега Хапова на сцене Челябинского ТЮЗа. Самый осмысленный, самый глубокий, самый простой, самый человечный. В нем пока есть масса проблем, большинство, увы, из разряда неразрешимых, что сделано, то сделано. Но общее впечатление - отрадное. И подумалось, что фраза, с недавних пор (надо полагать, с подачи Хапова) появившаяся в логотипе ТЮЗа, - "Современный театр для всей семьи", может звучать еще короче - "Театр для людей". На премьере "Очень простой истории" мы увидели именно такой театр, и овация зрительного зала была долгой и благодарной.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет