Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Верховный час одиночества

28.06.2000
Нина Ягодинцева.  "На высоте метели". Стихи. Челябинск, 2000

Звучит симпатично: Нина Ягодинцева. "На высоте метели".

Нина Ягодинцева. "На высоте метели". Стихи. Челябинск, 2000

Звучит симпатично: Нина Ягодинцева. "На высоте метели". Особенно если читать вслух, подряд и без кавычек. Ничуть не хуже, чем в свое время - Александр Солженицын, "...колеблет твой треножник".

Однажды меня раз и навсегда поразили следующие строки:

"...Нам трудно говорить с богами

На скудном нашем языке.

Но наступает, как проклятье,

Необратимый тайный час,

Когда учителя и братья

Уже не понимают нас".

В этом были и заявка на гениальность, и чувство собственного достоинства, и перекличка с "торжественно-неотвратимым" "часом ученичества" Цветаевой, и чудо поэзии (по крайней мере, для меня)...

Я стал пристально следить за творчеством Нины Александровны - автором этих строк была именно она, - но, к сожалению, заявленный уровень долго не давал о себе знать. Почти каждое ее стихотворение заканчивалось глаголами будущего времени, то есть неприкрытой декларацией, ведь мы сегодня не можем знать, как поведем себя завтра. Ягодинцева редко впускала в свои стихи действительно драматические коллизии, произведение завершалось если не на мажорной, то на очень светлой ноте. В предыдущем ее сборнике - "Амариллисе" - уже при взгляде на темно-красный с позолотой переплет мне чудилась некая красивость, попытка памятника самой себе. Не зря Ягодинцева называет его итоговой книгой.

В этом смысле "На высоте метели" выгодно отличается и от "Амариллиса", и от прежних тоненьких книжечек поэта своей изысканной простотой. На презентации книги ее издатель, Владимир Лурье, призвал присутствующих не поддаваться ласковой, душевной, обволакивающе-уютной манере чтения Ягодинцевой. Новые ее стихи, если их читать самому, с листа, звучат довольно жестко, временами дисгармонично. Здесь будет уместно процитировать Дельвига: "Чем ближе к небу, тем холоднее".

Тем более трогательно было наблюдать, как Нина Александровна на той же самой презентации совсем в духе деструкционизма подчеркивала буквальный, а не переносный смысл названия. "На высоте метели", по ее словам, означало "на пятом этаже дома, в котором автор живет". Вот как? А я-то подумал - "на уровне стихий".

Такие стихи, как "В смертельный прорвал, где черные единороги...", "Счастлив, покуда пьешь, но только губы отнял...", "Июльского неба опасный крен...", "Знать, из горького опыта...", вступают в острое противоречие со строками типа: "Живи, не открывая глаз. / Молись восторженно и немо...". Легче всего сказать про новую книгу, что в ней нет цельности. Да, но в ней, по ощущению и поэта, и читателей, чувствуется переход в иное качество. В какое? Будущее покажет.

Проблема в другом. Ягодинцева так долго отгораживалась высоким слогом от окружающей действительности (а начинавшим творить в советское время было от чего отгораживаться, не правда ли?), что "курумы" выглядят в ткани ее стиха куда боле органично, нежели "электропоезд" или "авто". Нежелание погружаться в иные языковые пласты иногда играет с автором злую шутку. Например, строку: "Не минет горьких губ..." спасает только чтение вслух с метрическим ударением.

Впрочем, это беда не одной только Нины Александровны. Для многих челябинских стихотворцев, судя по влиянию, которое они, несомненно, испытывают, отечественная словесность заканчивается где-то на Цветаевой, Ахматовой, Мандельштаме, Пастернаке и Гумилеве. Более современные поэты вызывают у них либо скуку, либо отторжение.

Может быть, это единственное, что мешает автору "На высоте метели" пробиться к действительно широкому читателю. Ибо все остальное - талант, амбициозность, профессионализм, мощная художническая интуиция - у Нины Ягодинцевой есть.

Дмитрий КОНДРАШОВ

Комментарии
Комментариев пока нет