Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

До и после сталина

06.10.2004
На будущей неделе телезрители увидят премьеру сериала по трилогии Василия Аксенова "Московская сага"

"Московская сага" - это три сотни съемочных дней, 254 персонажа, 734 костюма, 1200 предметов реквизита, 2300 участников массовых сцен. И в итоге - 24-серийный фильм по мотивам одноименного романа Василия Аксенова.

От сериала  до сериала
У этих героев необычная судьба. В начале 1990-х Василий Аксенов написал заявку на сценарий телесериала "Поколение зимы" (о судьбах членов большой советской семьи) для американского кабельного ТВ. Заявку одобрили, но начальство на канале сменилось, и сериал не состоялся.

На будущей неделе телезрители увидят премьеру сериала по трилогии Василия Аксенова "Московская сага"

"Московская сага" - это три сотни съемочных дней, 254 персонажа, 734 костюма, 1200 предметов реквизита, 2300 участников массовых сцен. И в итоге - 24-серийный фильм по мотивам одноименного романа Василия Аксенова.

От сериала до сериала

У этих героев необычная судьба. В начале 1990-х Василий Аксенов написал заявку на сценарий телесериала "Поколение зимы" (о судьбах членов большой советской семьи) для американского кабельного ТВ. Заявку одобрили, но начальство на канале сменилось, и сериал не состоялся. А герои уже ожили в авторском воображении, их было жалко бросать, и Аксенов написал трилогию "Московская сага", которая с огромным успехом была встречена во всем мире (особенно во Франции).

Прочитав роман, сценарист Наталья Виолина и ее супруг, режиссер Дмитрий Барщевский, поняли: это надо снимать. Сначала была идея 12-серийной картины, но в ходе работы стало ясно, что эту историю кромсать - значит испортить. В конце концов запустились с 24-серийным проектом, который отнял у съемочной группы три года. Сейчас они дружно восклицают, что, хотя это было потрясающе, больше они за столь масштабную работу не возьмутся никогда: ведь действие телеромана начинается в 1925 году и заканчивается в начале 1950-х и достоверное воссоздание на экране той эпохи потребовало колоссальных усилий.

"Такая роль бывает только раз"

Василий Аксенов не вмешивался в работу над сценарием, но участвовал в подборе актеров. Порой к нему обращались старые друзья с просьбой посодействовать в получении роли. Так, Игорь Кваша очень хотел сыграть Сталина - это его давняя мечта. Но в таком сложном деле, как кастинг, личные симпатии отходят на второй план, и Сталина в итоге изобразил Владимир Миронов. На разных стадиях выбыли из проекта такие звезды, как Чулпан Хаматова и Александр Калягин.

Совершеннейшей неожиданностью для всех стал выбор Екатерины Никитиной на роль Вероники - одну из главных. Аксенов придумывал эту женщину, держа в уме кинозвезд 1940-х годов Валентиру Серову и Татьяну Окуневскую, но режиссер считал, что Вероника должна выглядеть как идеал женской красоты, а сегодня идеалы несколько иные, чем в середине прошлого века. Увидев пробы Никитиной, Василий Павлович был удручен, но, посмотрев материал, признал: "Дима, вы были правы, Никитина хороша". А сама Катя говорит: "Если у меня когда-нибудь родится дочь, я назову ее Вероникой. Я просто обожаю свою героиню. Думаю, такая роль дается один раз за всю карьеру".

Среди приятных удивлений и открытий Аксенов, который не очень хорошо знаком с современным российским кино, называет также Александра Балуева ("Особенно он хорош, когда его герой становится маршалом - для молодого Градова он уже несколько перезрел") и Викторию Толстоганову в роли ППЖ (походно-полевой жены) главного героя. Толстоганова вспоминает: "Когда мне предложили роль Таси, я не могла прийти в себя от изумления. По сценарию это пышногрудая русская красавица, кровь с молоком. Но режиссер сказал: "Внешность не главное, я вижу в тебе русскую душу", и я решила не зацикливаться на своих сомнениях, а потом и сама очень увлеклась этим образом".

Аксенов поначалу испытывал оторопь, слушая диалоги, которых не писал, и наблюдая за изменениями сюжета, но не ревновал - невозможно перенести книгу на экран "постранично". А о сцене встречи Градова и Нины на фронте сказал создателям фильма: "Вам удалось то, что не удалось мне в романе. Я хотел их свести, но не знал, как это сделать. А вы смогли!" Василий Павлович признается, что даже на стадии рабочего материала картина его увлекла, быстро появилось желание узнать: "Что же с ними будет дальше?"

"Ах, эти тучи в голубом:"

Автору этих строк довелось посмотреть рабочий материал фильма, и сцена, где Алексей Кортнев в роли советского офицера поет романс Александра Журбина на стихи Осипа Мандельштама, произвела великолепное впечатление (и что до того, что советский офицер в конце 1930-х годов вряд ли мог петь Мандельштама?). Этот же романс в начале фильма поет Инна Чурикова - как всегда неподражаемая.

С музыкой возникли проблемы: Александр Журбин, написав несколько песен, вдруг забуксовал и за полтора года не сочинил ничего, что могло устроить режиссера. Когда до перезаписи оставались считанные дни, Журбин на всякий случай показал один музыкальный фрагмент, который, по его словам, вряд ли мог подойти. Именно эта музыка и стала лейтмотивом картины, Николай Добронравов написал на нее стихи, а исполнил песню Иосиф Кобзон.

Но подлинным шлягером может стать другая песня - "Тучи в голубом" на слова Аксенова. По сюжету эта проникновенная лирическая вещь - гвоздь репертуара Веры Горды, популярной в 1940-е годы певицы (видимо, отчасти ее прототипом стала Нина Дорда). Певицу, что вполне логично, сыграла Кристина Орбакайте, она же, разумеется, и спела "Тучи", которые уже начали крутить по радио, и, услышав эту песенку один раз, уже трудно от нее отделаться - ходишь и напеваешь.

Свой "пирожок"

Выбирая подходящий двор в Москве на улице Горького, режиссер решил снимать там, где вырос сам - здесь почти ничего не изменилось и без труда можно будет воссоздать 1950-е годы. И когда съемки уже закончились, оказалось, что в том самом дворе жил прототип героя, Бориса Четвертого - известный писатель и разведчик Овидий Горчаков!

Дом Градовых в подмосковном Серебряном Бору "сыграла" дача члена Политбюро ЦК ВКП(б) Станислава Косиора, расстрелянного Сталиным. После ареста хозяина в 1938 году на даче никто не жил, и она превратилась в руины. Киношники отстроили ее заново, теперь она пригодна для жилья.

Одна из первых съемок была в ресторане гостиницы "Москва", который к тому времени уже несколько лет был занят оптовым складом обуви. Дмитрий Барщевский вспоминает: "Мы три ночи выгружали коробки с обувью, потом завезли туда ресторанные столы, ресторанную утварь, пригласили настоящих официантов, построили эстраду: То есть по чертежам и фотографиям мы восстановили тот легендарный ресторан "Москва", но "восстановить" лица посетителей оказалось куда сложнее".

Действительно, если звезды первой величины, которых занято в фильме более двух десятков, вопросов не вызывали, то с массовкой все время возникали проблемы. Например, учащихся одного из московских ПТУ позвали для участия в массовой сцене в мединституте, но быстро стало ясно, что у столичных студентов 1952 года должны быть совсем другие лица:

Юрий Соломин не снимался в кино несколько лет, но для "Московской саги" сделал исключение и так загорелся, что привлек к съемкам всю семью. В кадре вы увидите и его собаку, и его внучку, так что у него получилась настоящая семейная сага. А когда подбирали одежду его героя, выдающегося хирурга Градова, Юрий Мефодьевич принес на площадку свою шапку-"пирожок" : "Этот "пирожок" двадцатых годов мне очень давно подарили в Германии, я лет пятнадцать его носил. Шапка уже вытерлась, жена даже несколько раз ее от меня прятала, а я устраивал скандалы, требуя ее вернуть. Когда я показал ее режиссеру и спросил, можно ли мне в ней сниматься, мой выбор одобрили. Мне важно было в первые дни съемок появиться в чем-то своем".

Нестыдные итоги

Многие актеры просили дописать для них какие-нибудь реплики и даже сцены. Когда Ольге Будиной сказали, что сегодня у нее последний съемочный день и режиссер прощается с ней до озвучания, актриса помолчала, а потом возразила: "А я к этому не готова". Оказалось, что она не желает расставаться со своим персонажем и очень хочет, чтобы для нее придумали еще сцены. Будиной пошли навстречу, что явно на пользу фильму. Сегодня Ольга заявляет: "Я часто во время съемок какого-то фильма размышляю, достоин ли он стать последним в моей биографии. Не подумайте, что я уже решила уйти из кино, но "Московская сага" - тот фильм, после которого не стыдно подводить итоги".

Дмитрий Харатьян сыграл негодяя, но сумел уговорить сценариста написать для него большую финальную сцену, из которой ясно, что Шевчук - не конченый мерзавец: "Поймите, женское население страны не простит мне такого подлеца!" Дмитрий очень доволен тем, как сыграл: "Ощущение, что предыдущие 27 лет я занимался чем-то другим, а тут совершил наконец что-то грандиозное!"

Андрей КУЛИК

(специально для "Челябинского рабочего")

"Московская сага", Первый канал, с 11 октября

Комментарии
Комментариев пока нет