Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Губернатором будет человек из региона

07.10.2004

О том, как последние президентские инициативы отразятся на жизни Челябинской области, рассуждают политологи - директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и вице-президент консалтинговой компании "Советник" Александр Подопригора.

Е. МИНЧЕНКО:  "Третьего срока не будет"
Путин обозначил три основных параметра изменения политической системы. Это переход к выборам в Госдуму полностью по пропорциональной системе, фактическое назначение губернаторов президентом по согласованию с законодательными собраниями регионов и создание так называемой общественной палаты. Если смысла третьего пункта пока никто не понимает, то два предыдущих вполне ясны.

О том, как последние президентские инициативы отразятся на жизни Челябинской области, рассуждают политологи - директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и вице-президент консалтинговой компании "Советник" Александр Подопригора.

Е. МИНЧЕНКО: "Третьего срока не будет"

Путин обозначил три основных параметра изменения политической системы. Это переход к выборам в Госдуму полностью по пропорциональной системе, фактическое назначение губернаторов президентом по согласованию с законодательными собраниями регионов и создание так называемой общественной палаты. Если смысла третьего пункта пока никто не понимает, то два предыдущих вполне ясны.

Будет логично, если Совет Федерации станет избираться по многомандатным округам и будет прямое голосование населения. Я думаю, логичен переход к системе, которая у нас уже была в 1993 году: прямые выборы населением двух представителей от региона по двухмандатным избирательным округам.

Конечно же, ни о каком третьем сроке для губернаторов, которые два своих срока уже отсидели, и речи нет. А дальше логично было бы перейти к полностью пропорциональным выборам в законодательные собрания регионов, только тогда появляется логика в идее выстраивания вертикали власти. Сегодня проблема в том, что депутаты-одномандатники неконтролируемы, их очень сложно выстроить. Это могут сделать только партии, они же в состоянии выработать консолидированную позицию. И в этом смысле следующим предложением будет переход к выборам в местные парламенты полностью по партийным спискам.

Вероятнее всего, контроль губернатора над местным самоуправлением тоже увеличится. В свое время эту идею предлагал губернатор Свердловской области Эдуард Россель: "Давайте назначать губернаторов, только тогда дайте им возможность назначать мэров". Я не исключаю возможности, что продолжением перехода от назначаемости губернаторов будет назначаемость мэров: губернатор предлагает кандидатуру мэра, его утверждает городская Дума. И в принципе было бы логично ликвидировать институт полномочных представителей президента в федеральных округах, потому что происходит дублирование функций.

Конечно, увеличится статусность депутата Законодательного собрания. Уже будет невозможен приход олигарха на пост губернатора. Мы помним последние события: Хлопонин - Красноярский край, представитель ЮКОСа Золотарев - Эвенкийский автономный округ, Зеленин - Тверская область. Я думаю, это будет невозможно по одной простой причине: как только представителя крупного бизнеса назначат на пост губернатора, начнутся разговоры о коррупционной составляющей этого назначения. Люди из бизнеса станут проходить через "чистилище" государственной службы.

Увеличится приток в партии мелкого и среднего бизнеса. Одна, две партии его переварить не смогут. Будут создаваться партии мелких лавочников. В этом смысле, может быть, нас ждет переход к реальной многопартийности.

Но если партии хотят быть в России локомотивами демократии, то они должны, просто обязаны ввести систему праймериз - предварительных выборов кандидатов от партий не только среди своих членов, но и сторонников. То есть если речь идет о выборах только по партийным спискам, необходимо процедуру выдвижения в них сделать гласной и открытой. Если у партий хватит на это мужества, то это будет действительно весомым вкладом в развитие демократии в России.

Из кого президент будет выбирать кандидатуры на пост губернаторов? Я думаю, рекрутинг станет производиться из трех основных источников. Во-первых, из исполнительной и законодательной власти региона. Это могут быть заместители руководителя области, края для поддержания преемственности или влиятельные депутаты Госдумы или Совета Федерации, местных законодательных собраний. Второй источник - силовики. Третий источник - менеджеры крупных корпораций, прошедшие через "чистилище" государственной службы.

Сейчас много говорят об опасности возникновения однопартийной системы. Думаю, проходной порог в Думу будет снижен до пяти процентов. Кроме того, возможен вариант, когда при прохождении только одной партии следом вписывается еще одна. В этом смысле вероятно создание полуторапартийной или двухсполовинной партийной системы.

Высказываются опасения, все новые губернаторы будут из Питера. Но в Санкт-Петербурге сегодня уже почти закончился кадровый ресурс. Я думаю, что просто-напросто нет того количества квалифицированных и московских управленцев, которых можно было бы привести в регион. Возможны, конечно, варианты, когда регионам будет предложен человек, который не является резидентом. Но, с точки зрения управленческой эффективности, я думаю, президентом будут предлагаться кандидатуры, имеющие прямую связь с регионом, в который эта кандидатура направляется.

А. ПОДОПРИГОРА: "Важно, кто впишет фамилию губернатора"

Понятно, что Петр Сумин не будет назначенцем президента. Этому есть несколько обоснований, и прежде всего два губернаторских срока. Вскоре после вступления в силу президентских инициатив у области будет иной руководитель. Важно, кто впишет в президентский указ фамилию будущего губернатора. На сегодняшний момент это может быть только один человек - Виктор Христенко. Он обладает достаточно большим ресурсом доверия со стороны главы государства, поэтому его влияние обоснованно. Не стоит забывать и Василия Кичеджи, экс-заместителя полпреда в Центральном федеральном округе. Его влияние в московских кабинетах достаточно велико.

Из каких принципов будет исходить центральная власть? Будет назначенец фигурой политической или чиновничьей? В первом случае выбор достаточно широк. Это и действующий губернатор Сумин, и Гартунг, и, с меньшей долей вероятности, Юревич, и Гришанков, и даже Рашников.

Но я не уверен, что выбор не будет сделан в пользу чиновника. В этом случае предсказать логику Кремля очень сложно. Можно предположить, что это могут быть откровенно непубличные фигуры вроде Александра Федорова или даже заместителя Христенко по министерству - Андрея Реуса. В последнем случае это, безусловно, статусная фигура, близкая к министру.

Но если говорить об идеологии президентских инициатив, то выскажу, может быть, крамольную мысль. Мне кажется, что это чисто коммерческий проект, передел власти и собственности и его авторы - люди, которые в силу разных причин не приняли участия в приватизации. Это, безусловно, люди из окружения Путина, но я не уверен, насколько сам президент осведомлен в сути инициатив своих подчиненных. В принципе технология замысла проста: привести в регион нового губернатора, а следом поменять собственников крупнейших предприятий.

Подготовил Сергей БЛИНОВСКИХ

Комментарии
Комментариев пока нет