Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Атипичная Заварзина

14.10.2004
Чтобы стать оперной звездой, нужно быть живым человеком

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

У Натальи Заварзиной сегодня есть все, чтобы быть примой Челябинской оперы. Если вы считаете, что "все" - это чистое и сильное лирическое сопрано, красивый тембр, стать и внешность оперной дивы, то ошибаетесь. Это обязательные, но не исчерпывающие характеристики настоящей "звезды". У нее должно быть нечто большее. Кассиры Челябинского академического театра оперы и балета не дадут слукавить: зрители нередко "идут на Заварзину".

Чтобы стать оперной звездой, нужно быть живым человеком

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

У Натальи Заварзиной сегодня есть все, чтобы быть примой Челябинской оперы. Если вы считаете, что "все" - это чистое и сильное лирическое сопрано, красивый тембр, стать и внешность оперной дивы, то ошибаетесь. Это обязательные, но не исчерпывающие характеристики настоящей "звезды". У нее должно быть нечто большее. Кассиры Челябинского академического театра оперы и балета не дадут слукавить: зрители нередко "идут на Заварзину". Что они хотят увидеть? Мне кажется, убедиться, что в Заварзиной все еще есть какая-то обаятельная неправильность. Именно она вызывает восторг у поклонников и портит настроение завистникам.

Этот материал - не пресловутый "творческий портрет", а как раз попытка эту "неправильность" выделить.

"Я не такая, я из Магнитогорска!"

Заварзина пятый сезон работает в Челябинске, но все время вспоминает о Магнитогорске, откуда родом. В каком-то смысле она уже тогда была звездой - солисткой славной академической хоровой капеллы имени Эйдинова. Магнитогорцы до сих пор следят за судьбой своей любимицы, по крайней мере, тамошние газеты пишут о Наталье с завидной регулярностью. А в челябинской атмосфере ей все чудится какая-то неясная напряженность.

-- Вот говорят: Заварзина вся такая из себя цаца, - говорит она чуть обиженно. - Я не такая, я из Магнитогорска. Там стиль жизни другой. Здесь, например, много льстивых людей. Терпеть я этого не могу. Ты мне лучше грубо что-то скажи, пошли за три моря, зато я буду знать в конце концов, кто ты и как с тобой общаться.

-- Вы как будто в театре первый день работаете. Зависть и лесть - это лучшие критерии успешности!

-- Да, вы правы, - соглашается она. - Но все равно на это волей-неволей реагируешь. Мы, музыканты, - люди ранимые. Иногда столько переживаний внутри, вы бы знали. Но никто этого никогда не увидит. На лице у меня будет маска, да такой толщины! Этому я, кстати, научилась здесь, в Челябинске:

Наверное, это общее свойство больших городов. В Москве-то вообще ужас.

-- Встречалась недавно с подругой, - продолжает Наталья. - Знаете, она как спрашивает: "Ты сколько раз в год поешь?". Представляете? Я говорю, может быть, не в год, в месяц? Ничего подобного! В Москве месяцами приходится ждать своей очереди выйти на сцену. Такая конкуренция, что хорошим словом не скажешь. Только серной кислотой в лицо друг другу не плещут:

Кстати, у Заварзиной была реальная перспектива работать в Москве. После "Гнесинки", где она была сначала студенткой, затем аспиранткой и работала в "Росконцерте". А потом - после конкурса Чайковского. Наталья неплохо выступила, хоть премий и не получила, но в третий тур прошла. В кулуарах ее нашел худрук "Новой оперы" Евгений Колобов, Царствие ему небесное. И предложил партию в готовящейся постановке оперы Каталани "Валли". Но что-то там, как говорится, не срослось, возник режиссер-вредина и выбрал другую. Впрочем, все - к лучшему:

Все это Наталья молча продумала, а вслух сказала:

-- Все-таки в Челябинске больше преимуществ. На гастроли отпускают. Но самое главное - родители рядом. Иногда едешь к ним в Магнитогорск опустошенной, зато приезжаешь обратно окрыленной.

Корни

Родители у Натальи коренные магнитогорцы. А вот бабушка с дедом приехали этот город начинать. Сейчас им по 83 года, они почетные жители Магнитогорска. По профессии - строители, а в душе - артисты. Как семейное торжество, так концерт по заявкам.

-- Как запоют на два-три голоса, я просто рот закрываю: я там лишняя, - Наталья, кажется, искренне ими гордится.

Кстати, ее отец-инженер в свое время пел в самодеятельной оперной студии. Здесь же в то время занимался Евгений Бражник, ставший впоследствии главным дирижером Екатеринбургской оперы.

Впрочем, одной наследственности в карьере Натальи Заварзиной было бы недостаточно. Все-таки для большого успеха нужна целеустремленная мама.

-- Мама всегда хотела заниматься музыкой. Играть на пианино. Ей даже советовали поступать в музыкальное училище. Но тут шуры-муры, вышла замуж, и все поросло мхом. Но мама твердо решила: родится дочка - она и поступит, куда надо.

Родились две дочери. Наталья была первой, ей все мамины мечты и достались. В четыре года у девочки обнаружился абсолютный слух, и ее тут же усадили за пианино. В разное время инструмент становился то радостью, то пыткой.

-- Мне в ту пору особенно ничего не надо было. Я выполняла волю мамы. Часто - со слезами на глазах. С улицы кричат: "Наташ, выходи!". А мама - рядом, с тапком в руках. Я регулярно пыталась улизнуть и для этого записывалась в какую-то секцию. Мама смотрит дневник: "Ага, это не выучила, то не выучила - куда опять записалась?" "В акробатику:"

Музыку Наталья в конце концов полюбила. В старших классах. Ей нравилось выступать в концертах, где можно было выбирать то, что по душе. Наташа всегда играла эмоционально, в нарядном платье, на большом рояле. Публике нравилось. Уже в училище выбрала себе вокальную стезю. И снова концерты-аплодисменты. В общем, все как у взрослых.

-- Я на самом деле всю жизнь была артисткой, - признается Наталья. - На домашних посиделках дедушка меня представлял так: "Выступает народная артистка Наталья Чурсина" (я тогда была Чурсина). Спустя годы он мне говорит: "Вот видишь, ты стала тем, кем я тебя объявлял". А я ему: "Нет, я стала заслуженной". "А когда будешь народной?" - "А, когда старенькой стану" :

Андрей Николаевич

На звание "Заслуженная артистка России" Заварзину выдвинули еще в магнитогорской капелле, а пришло оно уже в Челябинскую оперу. Вскоре ей дали квартиру, ведущие партии в спектаклях. Так бывает: работаешь, работаешь, не то чтобы совсем без толку, но будто не впрок. А потом вдруг открывается мешок, и подарки судьбы валятся на голову.

Окружающим легче списать "чудеса" на доброго дядю. Таковым театральные сплетники считают вице-губернатора Андрея Косилова.

-- Наталья, а в Челябинск вас пригласил Андрей Николаевич?

-- Хм, а вы откуда знаете?

-- Профессия такая.

-- Ну, в общем-то, да.

-- А когда вы ему понравились?

-- Э-э: Я была в числе первых губернаторских стипендиатов. В Челябинске меня знали еще по концертам в органном зале. Потом стали приглашать на "правительственные" концерты.

-- Это, наверное, очень круто:

-- Да уж куда там! Ночь в поезде, такие мытарства.

-- Разве карету не присылали?

-- Какую там карету! Меня как-то Владимир Макаров, начальник управления культуры, спрашивает: "Наташ, а ты деньги-то получила?" А я и не знала, что за эти выступления платят.

-- Ну а в Челябинск-то на пмж вас как пригласили?

-- Ну, как-то Петр Иванович сказал: "Наталья, почему ты до сих пор в Магнитогорске, нам в оперном театре нужны такие люди, как ты".

-- Это Петр Иванович сказал или Андрей Николаевич?

-- Я уже запуталась: Петр Иванович сначала, ну а Андрей Николаевич за это уцепился.

-- Андрей Николаевич, говорят, неплохо поет. Не пели с ним?

-- Пели на каком-то банкете. У нас даже есть фотография:

Бизнес-вумен

Наталья Заварзина, как мы уже отмечали выше, женщина эффектная. Красивая, статная, яркая и какая-то благополучная. Что среди актрис бывает не всегда. Особенно, если мужа богатого под рукой нет. В театре же постоянно обсуждают ее наряды. Наталья говорит, что самым сложным для нее всегда было просить. Не важно что - соль у соседки или деньги у спонсоров. Значит, нужно было зарабатывать самой, тем более, когда после развода осталась вдвоем с дочерью-школьницей. В Магнитке она одновременно пела в капелле, в оперном театре, преподавала в музучилище. Но самое интересное - занималась бизнесом. Причем таким реальным - комплекс автоуслуг называется. У Натальи был деловой партнер с деньгами, а все остальное было на ней. Искала площадку, заказывала проект, курировала строительство. Училась, между прочим, вести переговоры.

-- Я, наверное, поначалу очень смешно с ними говорила. Потом научилась. У меня перед глазами стоял пример моей мамы. Вот она - настоящая бизнес-вумен. Эталон деловитости и одновременно женственности. У нее, например, я научилась говорить "нет", - вспоминает Наталья. - Бизнес - это очень интересно.

-- Там, наверное, свой театр и свои актеры.

-- Терпеть не могу, когда человек актерствует в жизни. В театре этого хватает. Там жестко - или ты делаешь, или нет. Никто с тобой не сюсюкает. Меня это устраивает. Как ни странно, мне там меньше приходилось приспосабливаться, чем в театре. Жестко, но честно.

-- А что с бизнесом стало?

-- Продала, когда переехала в Челябинск.

"Синьора Дзавардзина"

Наталья Заварзина - очень подвижный человек. С капеллой имени Эйдинова она объездила почти всю страну. У нее даже была карта, где она отмечала красным гастрольные точки. Сейчас этим занимается мама.

-- Однажды был забавный эпизод. Гастроли по Красноярскому краю. Нам говорят, что завтра летим в Кызыл. Это город на границе с Монголией. На самолете - это же здорово! Приезжаем в аэропорт, нас сажают в какой-то кукурузник. Через 20 минут приземляемся. Я думала, вынужденная посадка. Кругом степь, где-то вдалеке будочка или сарай. Нам говорят, это здание аэропорта. Что ж, ладно. Привезли в гостиницу, дали на всех два ключа. Думали, шутка. Оказалось, нет. В одном номере поселили всех женщин, в другом - всех мужчин:

Теперь Наталья Заварзина ездит на гастроли за границу, где у нее всегда отдельный номер в хороших гостиницах. И выступает, кстати, в больших концертных залах при аншлагах. Тут, наверное, какой-то секрет фирмы, но выезжает Заварзина регулярно. Сейчас готовится лететь в Вену, потом в Будапешт. Раньше много выступала в Италии. У нее был там вежливый импресарио, но, кажется, немного плутоватый. Вовремя понял, что на хороших голосах россиян можно делать неплохие деньги. Теперь наши стали умнее, сами выбирают себе так называемых импресарио.

Но сама Италия от них хуже не становится, а для оперного человека это и вовсе счастье в лабораторно чистом виде.

-- Я выступала на Сицилии, - вспоминает Наталья один приятный эпизод. - Накануне вечером у меня был концерт, и утро я проводила в своей любимой кафешке. Сижу, наблюдаю, как просыпается Палермо. Одета не так, как накануне, - шорты, майка, темные очки, хвостик вместо прически. За соседним столиком - пожилая пара. Слышу - обсуждают концерт русской певицы. Я непроизвольно улыбаюсь, старички улыбаются в ответ и спрашивают: "Не были?". "Была, - отвечаю. - Я, представьте себе, и есть та певица". Они не верят. Тогда подключаю голос. Я не учла итальянского темперамента. Что с ними было! "О, сеньора ДзавардзИна!". И всем в кафе начинают обо мне рассказывать. Собралась толпа, стали просить автографы. Старички не унимаются, причем радуются, что это именно они меня обнаружили. Так трогательно:

220 км/ч

Заслуженная артистка России Наталья Заварзина - большая авантюристка. Я даже за нее стал беспокоиться, потому что она, видите ли, собралась прыгать с парашютом. Еле отговорил.

Еще ей понравилось стрелять из автомата. Артисты оперного ездили как-то с концертами, что ли, к пограничникам. Те в благодарность дали пострелять.

Любит Наталья кататься верхом на лошадях и на горных лыжах. Неплохо играет в бильярд, под стук кия не отказывается пропустить кружку-другую хорошего пива. В Магнитке была страстной болельщицей "Металлурга". Сейчас способна всю ночь протанцевать на дискотеке, а утром как ни в чем не бывало появиться на репетиции. Но больше всего она любит езду на автомобиле.

-- За рулем ругаетесь?

-- Ну а как же!

-- Рекорд скорости?

-- На своей - 170.

-- Это ваша "девятка" столько выжимает? Что-то не верится.

-- Да-да! Она аж радуется, когда я даю ей волю. А абсолютный рекорд у меня 220 километров в час!

-- Вы меня не обманываете?

-- Нет! Но это было на машине знакомых. Какая-то спортивная, муж подруги дал порулить. Ему еще и урезонивать меня пришлось: "Наташа, что-то ты разогналась". А такая машина, что скорости как-то не чувствуется. И еще спидометр там не в километрах, а в милях:

-- Интересно: Что-то мы о театре совсем не говорим.

-- Да бог с ним, с театром!..

На сцене

Не хочется на творческих людей наговаривать, но они редко интересуются тем, что делают их коллеги. Заварзина - исключение из общего правила. Она ходит на все концерты и спектакли, причем не только у себя в театре, а еще, например, в академической драме. Старается не пропускать гастролей. В Москве обязательно идет в свой любимый Пушкинский музей. Может быть, другие актеры и режиссеры боятся, глядя на других, себя потерять? Если так, то все становится на свои места. Заварзина этого не боится, потому что всегда, при любом режиссере или дирижере, находит образ, валентный ее собственному. Иные артисты, как и авторитарные режиссеры, не считают это достоинством. Но зрителям нравится видеть в первую очередь Заварзину, а уже потом ее героинь - Леонору в "Трубадуре", Татьяну в "Евгении Онегине", Иоланту. Может быть, поэтому премьерную "Аиду" пела не она. Впрочем, это мои домыслы, а вот правда:

-- Я сама отказалась. Когда у нас была постановка, я заболела. Спектакль был сделан все-таки в спешке, не прочувствован. А Аида - сложная партия. Это мечта любой сопрано, хотя она мне не совсем по голосу.

Зато в третьем спектакле вышла-таки Заварзина. И зрителей, в том числе музыковедов, убедила.

-- Я хотела Аиду сделать просто как конфетку.

-- А что значит, как конфетку?

-- В этом спектакле на сцене довольно много женщин. Аида обязана быть самой необычной, красивой, яркой. Она - цветок, статуэтка. Иначе с чего бы Радамес полюбил рабыню?..

Убедить нынешнего зрителя, испорченного телевидением и кино, оперному театру, действительно, бывает непросто. Наталья Заварзина считает, что да, музыка здесь на первом месте, но делить это место она обязана с внешней достоверностью. Теперь, наконец, и в России закончилось то время, когда юных героинь исполняли тетеньки.

Заварзиной спектакли иногда кажутся слишком простым делом. В концертном формате зачастую гораздо больше требуется драматического мастерства. За пять минут романса нужно изложить целый сюжет, а поэтому приходится иной раз в нем основательно "покопаться".

И люди важны. Человек может не совпадать по темпераменту, но если он творческая личность - работать одно наслаждение. Так было у Натальи Заварзиной с Владимиром Хомяковым, когда они до часа ночи репетировали "Аве Марию". Многие слушатели надолго запомнили то выступление, и, вскоре, кажется, мы его услышим вновь.

-- А вообще мне очень интересны начальная и завершающая стадии любой работы. Даже сам концерт не то - слушателям выносишь уже как бы доклад. Мне нравится ощущение возбуждения, которое возникает от того, что еще предстоит узнать, понять, исполнить:

Ее люди

На самом деле Наталье Заварзиной везет на хороших людей. Даже соседи у нее замечательные, хотя иметь за стеной оперную певицу это, знаете ли, удовольствие на любителя. Но ее соседи говорят так: "Наташа, что-то ты долго распеваешься. Спела бы лучше романс".

Легкий характер позволяет ей просто сходиться с людьми, оттого друзья и добрые знакомые у Натальи есть, кажется, везде, где она провела хотя бы несколько дней. В Челябинске это в основном бывшие магнитогорцы. И кого только нет среди них. Например, хоккеисты. Между прочим, по наблюдению Натальи Заварзиной, попадаются очень неглупые люди. А некоторые даже неплохо поют.

Конечно, слава делает свое дело. Ее узнают на улицах, в присутственных местах. Иногда это помогает решать какие-то вопросы, но к роскоши человеческого общения все же имеет опосредованное отношение. Наталья любит красивых и "духовно богатых" людей, не важно, мужчины это или женщины. Впрочем, с мужчинами ей общаться все же проще. Ну, в хорошем смысле. Я, кстати, спросил насчет поклонников. Получил весьма категоричный ответ:

-- Мне этого не надо. Я по природе однолюб, и дешевые романчики мне не нужны. А поклонники - поклоняйтесь-ка вы лучше своим женам и подругам:

Еще не переносит Наталья убогих. Не бедных, а серых и мелочных, не умеющих себя вести, говорящих только о себе или неуместные глупости.

Не будем о грустном. Отдельные недостатки не портят общей картины. Жизнь прекрасна и удивительна. Есть дочь-студентка Катя, красавица и умница, мамина отрада. Родные люди в Магнитогорске. Хорошая работа, любовь зрителей. Чего жалеть, о ком тужить?

-- Была бы моложе, сказала бы, что хочу петь в каком-нибудь знаменитом театре. Теперь, может быть, это пафосно прозвучит, но больше ценишь родину, дом, любимое дело:

...В оперном театре не так давно случился ремонт. Покрасили колонны у входа, прибрали крыльцо, принарядили фойе. В зал теперь входишь, как на праздник. Но мы отчего-то сели в репетиционной комнате на четвертом этаже. Здесь театральная изнанка, и все по-другому. Краска на стенах ссохлась, местами обнажив штукатурку. Старое пианино. Просиженные стулья. На одном из них сидит моя героиня. Мне неловко ее рассматривать, но я чувствую, что она безупречна. Кажется, что на ней - ни пылинки. Одна лишняя деталь - маленький мобильничек, который Наталья Заварзина ни на секунду не выпускает из рук.

Иль, может, ждет чего?..

Комментарии
Комментариев пока нет