Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Кое-что о красоте

15.10.2004
Выставка "Фантазии над озером" Владислава Ваганова в областной картинной галерее

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

В областной картинной галерее в эти дни проходит выставка Владислава Ваганова "Фантазии над озером". Около 140 графических работ, без сомнения, порадуют зрителя необыкновенной свежестью и какой-то нездешней красотой.

Между прочим, это большая редкость сегодня. Красота - вещь опасная. Здесь легко сбиться в слащавую декоративность и даже пошлость.

Выставка "Фантазии над озером" Владислава Ваганова в областной картинной галерее

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В областной картинной галерее в эти дни проходит выставка Владислава Ваганова "Фантазии над озером". Около 140 графических работ, без сомнения, порадуют зрителя необыкновенной свежестью и какой-то нездешней красотой.

Между прочим, это большая редкость сегодня. Красота - вещь опасная. Здесь легко сбиться в слащавую декоративность и даже пошлость. Тем более, если речь заходит о евангельских сюжетах - доминирующей теме в творчестве Ваганова. Легкие акварели, будто сквозь дымку, передают нам ощущение чистоты и святости. И эта "необязательная" техника становится более убедительной, чем тяжеловесная масляная живопись. Здесь видятся такт художника, единственно уместная человеческая позиция, конгениальная смыслу смиренность формы. Но удивительно, что когда вслед за этим возникают женские "метафизические портреты" или даже совершенно бытовые городские пейзажи, то неожиданно находишь в них ту же степень одухотворенности:

Владислав Ваганов стоит наособицу от всех остальных челябинских художников. У него вообще на многое свой независимый взгляд. К примеру, он считает свои работы живописными вопреки формальным признакам. Не являясь членом творческого Союза, он тем не менее единственный южноуральский художник, чьи работы есть в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Много лет назад Ваганов, студент Московского художественного училища, попал на выставку Андрея Рублева, которая стала переломной точкой в его художническом мировоззрении. Оказалось, что искомые советскими художниками красота, гармония и сила могут так просто и одновременно внятно присутствовать в творениях средневекового русского мастера. Другое сильное впечатление поджидало молодого человека в Вологодской области, в знаменитом Ферапонтовом монастыре, где волею случая сохранились потрясающие фрески Дионисия. С тех пор столь популярная после перестройки, но почти запретная в то время евангельская тема стала для Ваганова главной.

Искусствовед картинной галереи и автор экспозиции выставки Галина Трифонова считает Владислава Ваганова в хорошем смысле постмодернистом. В том смысле, что в его работах, в высшей степени индивидуальных, всегда присутствует память о предшествующем культурном опыте. Вагановские акварели не есть попытка играть в канон. Он светский художник и, как сам признается, вовсе не воцерковленный человек. Но его понимание красоты очень близко к пониманию красоты духовной, каковы бы ни были темы его работ. Ваганов, кстати, страстный любитель классической музыки. И его приверженность к циклам, возможно, имеет корни именно здесь. Как великие композиторы, он погружается в тему как в особое душевное состояние. А вот средства и техники, используемые художником, есть результат его образования. В частности, это проявляется во внимании к вертикали, являющейся композиционным центром многих работ Ваганова. Галина Трифонова видит стержень, пронизывающий изобразительную культуру от Дионисия через Эль Греко к Дали.

Но главное, что позволяет говорить нам о Владиславе Ваганове как о самобытном и редком художнике, - это его человеческая честность. Та же красота для него не случайна, поскольку есть осмысленная позиция. Художник говорит, что это своего рода убежище для человека во время тотального крушения всех и всяческих идеалов - политических или нравственных, не суть важно. Оставленный наедине с самим собой, человек инстинктивно ищет мощную опору. И в этой ситуации эстетика смыкается с этикой. Истинно красивое не может быть злым, а этот вывод уже кое-что в нашем разорванном мире.

Комментарии
Комментариев пока нет