Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Говорящее дерево Михаила Резнова

26.10.2004
Дом народного умельца из поселка Наследницкий Брединского района получил статус народного музея

Геннадий ГРИГОРЬЕВ
Брединский район

Об удивительном 74-летнем умельце услышал во время одной из предыдущих командировок в Бреды. Местные жители говорили о нем не иначе, как о "национальном достоянии нашего сельскохозяйственного района". Нет, Михаил Никонович не добивается выдающихся результатов в выращивании пшеницы, а его вклад в животноводство ограничивается единственной в хозяйстве коровой. Зато уже на протяжении шести десятилетий "левша" из Наследницкого создает деревянные композиции, половина из которых осела в различных музеях, а оставшиеся занимают едва ли не всю площадь резновской избы. Кстати, усилиями отдела культуры районной администрации дом мастера получил статус народного музея.

Дом народного умельца из поселка Наследницкий Брединского района получил статус народного музея

Геннадий ГРИГОРЬЕВ

Брединский район

Об удивительном 74-летнем умельце услышал во время одной из предыдущих командировок в Бреды. Местные жители говорили о нем не иначе, как о "национальном достоянии нашего сельскохозяйственного района". Нет, Михаил Никонович не добивается выдающихся результатов в выращивании пшеницы, а его вклад в животноводство ограничивается единственной в хозяйстве коровой. Зато уже на протяжении шести десятилетий "левша" из Наследницкого создает деревянные композиции, половина из которых осела в различных музеях, а оставшиеся занимают едва ли не всю площадь резновской избы. Кстати, усилиями отдела культуры районной администрации дом мастера получил статус народного музея.

Но снаружи хатка Резновых на музей абсолютно непохожа. Обветшавший палисадник, подсевшие от времени стены с отставшей кое-где штукатуркой, из сбитой наспех конурки ворчит песик: Стандартное жилище деревенских стариков. Но стоит пройти узкие сенцы, как сразу же оказываешься в невиданном царстве. Со стен на тебя строго смотрят таинственные маски, на комоде лязгает деревянными зубами целый выводок крокодилов, а на столе ведут неслышную беседу сразу несколько сказочных персонажей - от Кощея бессмертного и черта до Змея Горыныча и старика со старухой из "Золотой рыбки".

Любовь к дереву у Михаила Никоновича с детства. Отец был отличным плотником, к нему односельчане, чтобы дом срубить, в очередь стояли. Миша подростком отцу пособлял, а еще работал (годы-то были военные, да и большую семью кормить требовалось) на Златоустовской мебельной фабрике, колотил ящики для снарядов, делал черенки для саперных лопаток. Скучное, неинтересное занятие. Поэтому дождался однажды, когда артель краснодеревщиков на обед уйдет, и встал к токарному станку. Да вот беда, деревянную заготовку по неопытности вставил неправильно, вылетела она и угодила незадачливому столяру прямо в лоб. Так и нашли его мастера - лежащего в куче стружек без сознания с огромной шишкой на голове. Отругали, но не выгнали. Стали помаленьку секретами ремесла делиться. Паренек науку о дереве схватывал быстро и так руку набил, что, по выражению самого Михаила Никоновича, "к 15 годам уже на углу стоял". В переводе с плотницкого жаргона это означает, что при постройке дома подростка назначали ответственным за один из углов сруба. Работа, которую доверяют лишь опытному мастеру.

В ставшем ему родным поселке Наследницкий Михаил Резнов последние перед пенсией 24 года отработал школьным учителем труда. Теперь смеется:

-- Школа заставила художественной резьбой по дереву заняться. Уроки труда обычно на какое время ставят? Правильно, последними. Ребята на них уже выжатыми приходят, безразличными. Как их встряхнуть? Вот я специальную витрину и организовал, в которую то одну свою поделку поставлю, то другую. Гляжу: ага, интерес у многих проснулся, сумки бросают - и первым делом к витрине, смотреть, что там нового. А потом и сами с душой за инструмент берутся.

А поделок и в самом деле становилось все больше. Вырастали ажурные теремки в половину человеческого роста, рождались миниатюрные "беседки" с множеством узоров и потайных ящичков. Пошли под пилу при прокладке газопровода старые карагач и тополь, из них мастер вырезал фигуры для районного краеведческого музея. А стоит деревенскому трудовику увидеть у кого-то из соседей во дворе липовый чурбак, как в голове тут же возникала новая композиция. В таком случае Михаил Никонович вступал в недолгие переговоры, которые заканчивались обменом чурбака на несколько вязанок дров. Что потом? Несколько недель, проведенных в домашней мастерской, набитой самодельным (только собственного изготовления!) инструментом - и, пожалуйста, готов оклад к иконе, резной стул или очередная статуэтка. В доме Резновых трудно отыскать место, к которому не приложил руку хозяин. Он украсил причудливой резьбой дверцы обыкновенного шифоньера, преобразил комод, сделал фигурными рамки для картин. Даже абажур торшера - и тот у Резновых деревянный, с рисунком. Фигурки людей, драконов, инопланетян и животных занимают все подоконники и многочисленные ажурные полочки. А хозяин хитро щурится, потирая стертые в одну сплошную мозоль ладони:

-- Попробуйте две одинаковые отыскать - не получится. Вот и у меня не выйдет похожие сделать. Тут от вдохновения зависит. Бывает, задумал одно, а получается совсем другое. В этом-то и интерес. Я раньше не понимал, что такое вдохновение, а теперь знаю. Это когда душа сама работы просит, а ты от стамески оторваться не можешь. Бабушка ворчит: ослепнешь, мол. А ты все равно из мастерской не выходишь. И вот если дерево под твоими руками заговорит, значит, получается! Зачем мне это? Да точно и не скажу, но отбери у меня инструмент, дерево - зачахну.

Про "бабушку", супругу Клавдию Никитичну, мастер вставил больше для красного словца. С женой на этот счет у них полное взаимопонимание. Она машет рукой:

-- Да за что его ругать-то? По хозяйству все успевает, встает раньше меня. Режет - и пусть себе режет, жить это не мешает.

Сколько за прошедшие годы сработано теремков, масок и рамок, сколько воспитано учеников - Михаил Никонович ответить затруднился. Просто не считал. Зато достоверно известно, что в прошлом году музей в Наследницком посетили 370 человек. Сюда приезжают и с автобусными экскурсиями, и поодиночке. И каждого он встречает словами, в которых прорывается плохо замаскированная гордость:

-- Вот это вот все мое. Это я сделал.

Комментарии
Комментариев пока нет