Новости

Российская футбольная команда «Ростов» вышла в плей-офф Лиги Европы.

Повешенную садистом собаку обнаружили сегодня утром во дворе дома жители Кировского района города.

Общий вес наркотического вещества 1 килограмм 350 граммов.

В столице Татарстана в среду рано утром заполыхала колония строгого режима.

Метод скрытого наблюдения позволил стражам порядка за день составить 74 административных протокола.

Из-за небрежно оформленного сертификата был перекрыт путь в Хабаровск двум тоннам корейского риса.

Теперь уже бывшая сотрудница Управления ФССП осуждена на три с половиной года лишения свободы условно.

Хоккейные болельщики определили, кого хотят видеть на Матче звезд.

Справиться с огнем студентам удалось собственными силами.

Свидетель шокирующего инцидента вызвал полицию.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Самый сложный предмет

26.10.2004

Вы знаете, какой предмет в школе теперь самый сложный? Я думаю, современная история. Он сложен не столько для учеников, сколько для учителей. Что сказать детям по поводу событий, в которых принимали участие не Минин и Пожарский, а их отцы и деды? Что им сказать, если они, отцы и деды, защищали разные "баррикады"? Что учителю выбрать - собственное толкование современных событий, уже отнесенных к разряду исторических, или официальную интерпретацию, весьма невразумительную?
Эти вопросы, может быть, помогут понять отважную решимость педагога М.Салминой написать учебное пособие "История Южного Урала ХХ - начала ХХI века".
Знакомство с ним навело меня на размышления о том, какой должна быть история для детей.

Вы знаете, какой предмет в школе теперь самый сложный? Я думаю, современная история. Он сложен не столько для учеников, сколько для учителей. Что сказать детям по поводу событий, в которых принимали участие не Минин и Пожарский, а их отцы и деды? Что им сказать, если они, отцы и деды, защищали разные "баррикады"? Что учителю выбрать - собственное толкование современных событий, уже отнесенных к разряду исторических, или официальную интерпретацию, весьма невразумительную?

Эти вопросы, может быть, помогут понять отважную решимость педагога М.Салминой написать учебное пособие "История Южного Урала ХХ - начала ХХI века".

Знакомство с ним навело меня на размышления о том, какой должна быть история для детей.

Теперь мы знаем: история имеет много вариантов. Их, может быть, столько же, сколько людей. Нет, оказывается, какой-то "объективной" истории, признанной всеми, всем угодной. Факты? Они, оказывается, не такая уж и упрямая вещь. Факты, лишенные цвета, запаха и вкуса, не пригодны к употреблению. Они всегда как-то окрашены, чем-то пахнут и имеют какой-то вкус.

Например, простой вопрос о том, кто кого победил во второй мировой войне, как ни странно, имеет несколько ответов.

История становится историей не тогда, когда выстроит одно за другим ряд событий, а когда их по-своему объяснит и оценит. История - это не архив мертвых фактов, а роман, пригодный для извлечения морали. Она всегда субъективна. В том числе и ее официальная версия.

Но как быть школьному учителю в годы переломные, когда новая власть старую историю отвергла, а свою не изложила? Автор учебного пособия по современной истории Южного Урала М. Салмина попыталась, как это ни трудно и даже невозможно, уйти от оценок, всех понять и всем воздать. В рубрике "История в лицах" на равных представлены А. Елькин и В. Покровский, А. Дутов и братья Каширины, С. Войцеховский и В. Блюхер. "Состав Красной и Белой армий был похожим - они состояли преимущественно из крестьян", - утверждает учебное пособие и приводит документы о записи добровольцев-красных и добровольцев-белых.

Понятно, что наибольшая опасность подстерегала автора при изложении событий двух противостоящих друг другу кризисов - в начале ХХ века и в его конце. Но М. Салмина и на этих "перевалах" избежала накала страстей. Она выдержала спокойный тон и в пересказе известного противостояния В. Соловьев - П. Сумин. Знаменательно, что книга, изданная издательством "Взгляд" в 2004 году, успевает запечатлеть события 2002 года - вплоть до трагических вестей из Чечни и взлета "УЕздного города" в КВНе.

"Свежая" история еще так раскалена, что на ней обжигаются и взрослые люди. А детям желательно преподавать историю, которая примиряет, а не разобщает.

Михаил ФОНОТОВ

обозреватель

Комментарии
Комментариев пока нет