Новости

Об этом сообщает информагентство "Интерфакс".

Из-за снегопада лайнеру пришлось более 60 минут кружить над аэропортом, ожидая улучшения погоды.

В южноуральской столице выбрали лучшие студотрядовские песни.

Челябинская область подправила свой финансовый имидж.

Приказ за подписью нового министра образования и науки был обнародован 21 марта.

По словам местных жителей, на Вторчермете всю округу заволокло едким черным дымом.

Заплатив за отдых, пермяки не увидели ни путевок, ни своих денег.

Жителя Бердска обвиняют в возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства.

Число подростков, добровольно сводящих счеты с жизнью, в Иркутской области резко выросло.

Раненного автомобилиста и его пассажира увезли на "скорой".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Самый сложный предмет

26.10.2004

Вы знаете, какой предмет в школе теперь самый сложный? Я думаю, современная история. Он сложен не столько для учеников, сколько для учителей. Что сказать детям по поводу событий, в которых принимали участие не Минин и Пожарский, а их отцы и деды? Что им сказать, если они, отцы и деды, защищали разные "баррикады"? Что учителю выбрать - собственное толкование современных событий, уже отнесенных к разряду исторических, или официальную интерпретацию, весьма невразумительную?
Эти вопросы, может быть, помогут понять отважную решимость педагога М.Салминой написать учебное пособие "История Южного Урала ХХ - начала ХХI века".
Знакомство с ним навело меня на размышления о том, какой должна быть история для детей.

Вы знаете, какой предмет в школе теперь самый сложный? Я думаю, современная история. Он сложен не столько для учеников, сколько для учителей. Что сказать детям по поводу событий, в которых принимали участие не Минин и Пожарский, а их отцы и деды? Что им сказать, если они, отцы и деды, защищали разные "баррикады"? Что учителю выбрать - собственное толкование современных событий, уже отнесенных к разряду исторических, или официальную интерпретацию, весьма невразумительную?

Эти вопросы, может быть, помогут понять отважную решимость педагога М.Салминой написать учебное пособие "История Южного Урала ХХ - начала ХХI века".

Знакомство с ним навело меня на размышления о том, какой должна быть история для детей.

Теперь мы знаем: история имеет много вариантов. Их, может быть, столько же, сколько людей. Нет, оказывается, какой-то "объективной" истории, признанной всеми, всем угодной. Факты? Они, оказывается, не такая уж и упрямая вещь. Факты, лишенные цвета, запаха и вкуса, не пригодны к употреблению. Они всегда как-то окрашены, чем-то пахнут и имеют какой-то вкус.

Например, простой вопрос о том, кто кого победил во второй мировой войне, как ни странно, имеет несколько ответов.

История становится историей не тогда, когда выстроит одно за другим ряд событий, а когда их по-своему объяснит и оценит. История - это не архив мертвых фактов, а роман, пригодный для извлечения морали. Она всегда субъективна. В том числе и ее официальная версия.

Но как быть школьному учителю в годы переломные, когда новая власть старую историю отвергла, а свою не изложила? Автор учебного пособия по современной истории Южного Урала М. Салмина попыталась, как это ни трудно и даже невозможно, уйти от оценок, всех понять и всем воздать. В рубрике "История в лицах" на равных представлены А. Елькин и В. Покровский, А. Дутов и братья Каширины, С. Войцеховский и В. Блюхер. "Состав Красной и Белой армий был похожим - они состояли преимущественно из крестьян", - утверждает учебное пособие и приводит документы о записи добровольцев-красных и добровольцев-белых.

Понятно, что наибольшая опасность подстерегала автора при изложении событий двух противостоящих друг другу кризисов - в начале ХХ века и в его конце. Но М. Салмина и на этих "перевалах" избежала накала страстей. Она выдержала спокойный тон и в пересказе известного противостояния В. Соловьев - П. Сумин. Знаменательно, что книга, изданная издательством "Взгляд" в 2004 году, успевает запечатлеть события 2002 года - вплоть до трагических вестей из Чечни и взлета "УЕздного города" в КВНе.

"Свежая" история еще так раскалена, что на ней обжигаются и взрослые люди. А детям желательно преподавать историю, которая примиряет, а не разобщает.

Михаил ФОНОТОВ

обозреватель

Комментарии
Комментариев пока нет