Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дело Клевенского

28.06.2000
Реальная история первого директора Челябинской картинной галереи

1970 год. На вокзале букинистический киоск. Листаю журнал "Творчество". Вдруг над ухом: "Интересуетесь искусством?" Высокий старик, одетый в пиджак и плащ на одной пуговице, давно не знавший стирки и утюга. Большая, откинутая назад голова.

Реальная история первого директора Челябинской картинной галереи

1970 год. На вокзале букинистический киоск. Листаю журнал "Творчество". Вдруг над ухом: "Интересуетесь искусством?" Высокий старик, одетый в пиджак и плащ на одной пуговице, давно не знавший стирки и утюга. Большая, откинутая назад голова. Левой рукой опирается на палку. Голос звучный, каких-то неожиданных модуляций. Поясняю, что студентка искусствоведения. Протягивает два длинных негнущихся пальца: "Клевенский, искусствовед". Смятенно молчу - имя мне ни о чем не говорит.

Неожиданно он начинает мне громко рассказывать о своих знакомствах с Есениным, Маяковским, Арватовым. Звук его голоса ораторски перекатывается под вокзальными сводами. В моей юной жизни - редкость вот так запросто встретить живого свидетеля великих, которые у всех на слуху.

Зал заканчивается, мы прощаемся:

Через семь лет после нашей мимолетной встречи его не станет. Пройдет еще одно десятилетие, и постепенно вырисуется значение этого человека, основателя, первого директора, долгие годы научного сотрудника Челябинской картинной галереи. Первого профессионального искусствоведа и члена Союза художников в Челябинске.

Наверняка ему, Леониду Петровичу Клевенскому, принадлежит идея открыть музей в день рождения Пушкина - 6 июня.

Великий чудак, влюбленный в искусство, ваш дух причудливым графическим контуром монтируется в любой из смелых экспозиционных замыслов в стенах основанного Вами музея. Ваше благородство - скрытый стабилизатор трудного повседневного музейного бытия, в том числе и для тех, кто никогда не знал Вас и не подозревает о Вас - нашем памятнике.

Музей - коллективный труд, и тем ярче мы сегодня, по прошествии шести десятков лет, осознаем роль личности в создании нашей картинной галереи.

Его смело можно именовать героем своего времени. В судьбе Клевенского, особенно в раннесоветский период, действительно много героического, в событиях накаленных лет гражданской войны, в бурных двадцатых. Его история могла быть рассказана и воспринята совершенно романтически: дворянский интеллигент, в роду которого были блестящие аристократические фамилии России: князья Гагарины, графы Бобринские, породнившиеся с европейским дворянством. Юноша был воспитан в лучших представлениях своего сословия о его назначении: служить Отечеству и народу.

Интеллигенция России и Европы на протяжении XIX столетия вырабатывала либерально-демократические убеждения и нормы жизни. Л.П. Клевенский впитал эти традиции, что называется, с молоком матери. Его предки - прадед и прабабка Иозеф и Сусанна - сражались на баррикадах Будапешта в мадьярскую революцию. Его дед Николай Иозефович (Иосифович, Осипович) фон Фрейман, действительный статский советник, родился в 1826 году, православного вероисповедания, как свидетельствует его формулярный список, хранящийся в Санкт-Петербурге в Российском Государственном историческом архиве, окончив юридический факультет Харьковского университета в 1850-м, довольно споро передвигался по служебной лестнице государственного чиновника, будучи исправно жалован государственными наградами.

В 1878 году он был откомандирован в Санкт-Петербургский цензурный комитет. Очевидно, Николай Осипович строго исполнял свои обязанности. В материалах архивного дела приводятся строки запрещенного им стихотворения Н.А. Некрасова: "Горы да поляны - жалкая природа".

В бытность цензором дед Клевенского составил русско-немецкий и немецко-русский толковый словарь, издавал журнал "Лингвист", его дом был местом собраний художников, артистов, архитекторов, музыкантов. Здесь бывали художник Н. Каразин и писатель Ф. Достоевский.

Леонид Петрович Клевенский, родившись 29 мая 1894 года, не застал деда в живых, но атмосфера его дома была близка петербургскому дому Фреймана. Двоюродный брат Л.П. Клевенского В.В. Тихонович вел курс истории искусств в Народном университете Шанявского, в молодости редактировал детский журнал "Мирок", в котором появилось первое стихотворение С. Есенина "Березка". Интересно, что спустя годы, находясь на излечении в 1924 году в санатории "Петровский парк", Клевенский знакомится с В. Маяковским, С. Третьяковым, Б. Арватовым, О. Бриком, а позже - с С. Есениным.

Находясь с детства в высококультурной среде, где "бытовали умная любовь к народной старине и стремление к новому, прогрессивному, к современности", а "среди родственников было чуть ли не созвездие деятелей искусства и науки" (из автобиографии), Клевенский был как будто уже приготовлен к будущей судьбе просветителя. В зависимости от исторической ситуации, он становился то агитатором Агитпросвета Киевского военного округа, то школьным учителем в организованной в гражданскую войну в собственном имении Тимохино Курской губернии сельской школе. Он издает букварь "Красный школьник" и публикует статью "Ритм как социально-воспитательный фактор" в журнале "Народное образование", замеченную и одобренную Н. Крупской.

"Оставляя Вас, любимая мамочка, может, на сроки томительно долгие, хочу, чтобы Вы иногда вспоминали обо мне, далеком-далеком. Леонид Клевенский. 1913 6/VI". На снимке молодой человек, светлоглазый, с густовьющимися на макушке короткими волосами на фоне высокой спинки кресла объемной резьбы по дереву с мотивами львов в геральдической композиции. По всей вероятности, фото подарено матери студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, после окончания гимназии родного города Рыльска Курской губернии. Гимназия была основана в XVIII веке знаменитым путешественником Г. Шелеховым и носила его имя. Здесь Клевенский получил прекрасные уроки рисования и литературы, отечественной истории, проникаясь ею в городе, основанном в IX веке и лежавшем на пути Игоря Святославича. Душа, разбуженная к высокому с детства, окунулась в столичной жизни в щедрые источники отечественной и мировой культуры: Эрмитаж и Императорский музей Александра III (Государственный Русский музей) сформировали в нем обширные знания и знаточество в изобразительном искусстве.

Но здесь же случилось событие, которое имело продолжение и дало направление судьбе Клевенского: в 1915 году он принес в петроградскую газету карикатуру на Вильгельма и Франца-Иосифа. Затем писал заметки и репортажи. Этот краткий эпизод журналистской практики имел последствия после гражданской войны, когда, не выдержав кровавой жатвы, тяжело заболев (диагноз - истеро-эпилепсия) после двухлетней работы в 1922-1924 годах в качестве прокурора ревтрибунала в Курской губернии, был командирован ЦК на журналистскую работу. С 1924-го по 1934-й он исколесил, кажется, всю Россию.

Соратники по журналистике отмечали его новаторство в верстке газеты, ему принадлежит "революция" на первой полосе номера - свободное перемещение заголовка. Будучи переводим из одной газеты в другую, он каждый раз в короткий срок менял лицо газеты, добиваясь яркой верстки номера, заполняя почти третью часть портретами и рисунками. Клевенскому принадлежит идея выездной редакции, когда на месте выпускался оперативный номер, сразу будивший общественное мнение и жизнь в городке или районе.

В 1935 году он как уполномоченный ТАСС направлен в Челябинск. Именно здесь Клевенский сделает главное дело своей жизни. Инспектор отдела по делам искусств Челябинского облисполкома Л.П. Клевенский возил с октября 1936 по февраль 1939 года по городам и весям края передвижную выставку "Южный Урал в живописи". Она была сформирована из произведений ленинградских, московских и челябинских художников (вариант выставки "Урало-Кузбасс в живописи", состоявшейся в 1935-1936 годах в Свердловске). А с 3 марта 1939 года А.П. Клевенский - директор областной картинной галереи. Подготовка к открытию музея шла уже в 1938 году, когда была образована закупочная комиссия по приобретению произведений современных художников и шел поиск помещения для размещения картинной галереи.

Представление о структуре музея и его собрания мы впервые находим в многочисленных докладных записках Л.П. Клевенского. По его предложению, основу коллекции советского искусства нужно было заложить произведениями выставки "Южный Урал в живописи". Параллельно обследуются фонды краеведческих музеев Челябинска, Миасса, Каменска-Уральского, Шадринска, Златоуста с целью выявления произведений изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, в том числе в уральской художественной промышленности с целью комплектования будущего собрания Челябинской картинной галереи по типу классических музеев России и Европы нового времени. Ведется поиск произведений старого искусства и закупается девять картин русских и западноевропейских мастеров - "Купальщица" Т. Неффа, "Именины мамы" Л. Рожеле, "Гитаристка" Виллона, знаменитые "флорентийские портреты" эпохи позднего Возрождения.

Л.П. Клевенский уже задумывал план выставок, экскурсионную и лекционную работу, каталогизацию будущего собрания, научно-методический кабинет и научную музейную библиотеку, но еще предстояло осуществить ремонтные работы в церкви Александра Невского, где должна была разместиться галерея. Его отчеты свидетельствуют о больших материальных трудностях, не позволивших открыть музей к зимнему сезону 1939 года. В первом полугодии 1940-го сроки открытия отодвигались дважды. Открытие галереи 6 июня первой в истории города областной выставкой произведений живописцев, графиков, скульпторов совместно с экспонированием собственного фонда молодого музея вылилось в городе в большой праздник. Дочь основателя музея и первого директора Ирэна Леонидовна вспоминает: "Отец устроил интерьеры, напоминающие дворцовые, усадебные: один зал был синий, другой пурпурный, всего было восемь залов".

В трудовой книжке следующая запись, датированная 14 сентября 1940 года: переведен в научные сотрудники Челябинской картинной галереи. Следующая - 3 июля 1941 года: отозван из картинной галереи - в связи с временным закрытием. Далее в областном архиве находим приказ N 131 отдела по делам искусств Челябинского облисполкома от 20 августа 1941: ликвидировать картинную галерею. Дальнейших распоряжений не последовало.

Молодой музей, только что перед началом войны получивший коллекцию русского искусства от Государственного Русского музея, перестал существовать.

В марте 1943-го член ВКП(б) Клевенский командирован в только что образованную Курганскую область и работает там на различных идеологических должностях до 1952 года, когда усилиями Гаврилы Николаевича Лапина картинная галерея была открыта, и Клевенский возвращается во вновь возрожденный музей.

За этим абрисом судьбы уникальной личности Клевенского много остается непрорисованным. Почему он был снят с должности, которую занимал по праву не только юридически, но и в полном соответствии с требованиями образованности, общей культуры, наконец, творческой деятельности. Пролистывая личные карточки последующих девяти директоров за 60 лет истории музея, убеждаюсь, что другой такой фигуры, несшей в себе, как символ, преемственность старой дореволюционной дворянской интеллигенции в новую советскую культуру, не было. Г.Н. Лапин, много потрудившийся для Челябинской картинной галереи, внедрил в сознание горожан факт о подлинном втором рождении галереи, 1940 год и Клевенский у ее истоков присутствовали номинально и минимально. В 1975 году под псевдонимом "К. Леонидов" Л.П. Клевенский в газете "Комсомолец" напоминает о первых шагах молодого музея, однако, не называя себя ни основателем, ни директором. И только к 50-летию Челябинской картинной галереи главный хранитель Г.И. Пантелеева находит документы, которые подтверждают авторство концепции и директорство Клевенского. Увы, после смерти нашего героя, которая случилась в 1977 году. Как не вспомнить слова покойного Д.С. Лихачева: "Русскую интеллигенцию в высшей степени характеризует стыдливость формы".

Остается удивляться и возблагодарить судьбу, что она сохранила его. Младший брат Леонида Петровича в первую мировую ушел с немцами. В Германии он скитался, осваивая различные профессии, попал в концентрационный лагерь. Недавно умер в одном из немецких богато благоустроенных домов для престарелых. Другой брат, военачальник Красной Армии, сражавшийся со Щорсом, был расстрелян в 1937 году. Чудом уцелел наш герой негероической интеллигентной души и наружности. Чтобы совершить главное дело своей жизни, которое намного переросло его замыслы и продолжает возрастать.

Галина ТРИФОНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет