Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не трожь святое!

18.11.2004
Строительство при университетах только православных храмов - путь к национальной розни

Не без тревоги слежу за тем, как рядом с крупнейшими вузами страны открываются православные храмы. Они уже появились в Кузбассе, Иваново, Пскове. И у нас в Челябинске рядом с моим родным вузом (ЮУрГУ) собираются строить университетский храм. Один подле другого встанут храм знаний и храм религии. А дальше что? В университете - многонациональная молодежь и преподаватели.

Строительство при университетах только православных храмов - путь к национальной розни

Не без тревоги слежу за тем, как рядом с крупнейшими вузами страны открываются православные храмы. Они уже появились в Кузбассе, Иваново, Пскове. И у нас в Челябинске рядом с моим родным вузом (ЮУрГУ) собираются строить университетский храм. Один подле другого встанут храм знаний и храм религии. А дальше что? В университете - многонациональная молодежь и преподаватели. Возможно, у них разное вероисповедание. К чему приведет соседство с культовым учреждением только одной конфессии?

Сегодня мы работаем в атмосфере дружбы и взаимопомощи, справедливости и равенства. Ректор Герман Вяткин задолго до демократического "угара" отменил своей волей пятую графу в личном листке. Национальные особенности каждого из нас не сеют вражды, а лишь добавляют самобытного колорита.

Приведу один забавный эпизод из жизни Челябинского агроинженерного университета, где я был членом ученого совета по защите диссертаций. На одном из заседаний, когда соискатель узбекской национальности защищал свою работу, неожиданно раздался храп - уснул старейший ученый, имя которого называть не буду. Докладчик замолчал. Возникла неловкая пауза. Ведущий заседание профессор Пястолов попросил докладчика продолжить. После успешной защиты диссертации Пястолов спросил соискателя: "Что же вы, милейший, остановились? Обиделись?". "Нет, - ответил тот. - Просто у нас, у узбеков, принято: когда аксакал спит, все молчат". Мы рассмеялись. Так легко разрешаются недоразумения в нашей университетской среде, пока не задеты религиозные чувства.

Строительство православного храма может внести определенную напряженность в жизнь студенчества и преподавательских кругов. Да и нужен ли вузу храм для отправления религиозных обрядов? Я понимаю, почему ректоры заключают сегодня союз с церковью. В отсутствие идеологии в нашей стране нужно чем-то заполнять этот вакуум. На чем воспитывать студентов? На каких ценностях? Конечно, можно их черпать и в религии. Это огромный пласт культуры, к которой я отношусь с глубоким уважением. Кстати, этимологически слово "религия" восходит к латинскому "relegare" - "относиться с почтением, перечитывать, передумывать", "relegеre" - "связывать". Само слово подсказывает нам, по какому пути идти. Из религии нужно взять ее культурную составляющую. Культура - это то, что объединяет, связывает людей. Вспомним, что писал Александр Пушкин: "В пещере тайной, в день гоненья, читал я сладостный Коран".

А русский писатель Иван Бунин скажет так: "Проклят тот, кто велений Корана не слышит. Для молитвы и битв кто угас, кто для жизни не дышит, как бесплодный геджас". Поэтому строить нужно, по-моему, не храм, а университетский центр трех религиозных культур: православия, ислама и иудаизма. В нем могут расположиться музей, библиотека и лекционный зал с богатейшим материалом.

В этом центре можно будет прочитать, например, о том, что войска Александра Невского разгромили тевтонских рыцарей, несущих католицизм, совместно с татарскими ханами. Тем самым татары помогли защитить, спасти православие на Руси. И делали они это не единожды.

А разве не воспитывает в студентах уважительное отношение к человеку другой конфессии тот факт, что все три религии имеют общие корни и генетически восходят к одной и той же ближневосточной зоне?

Мухаммед не считал себя основателем ислама. "Ислам, - говорит он, - это религия Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы)" (Коран, с. 42, ст. 13).

А. Тойнби в своем капитальном 12-томном труде "Изучение истории" называет христианство той "куколкой", из которой вылупилась вся западная цивилизация. То же самое можно сказать и в отношении ислама, ибо ближневосточная арабо-тюркско-иранская цивилизация может именоваться мусульманской.

Вспышки религиозной ксенофобии и чудовищные образы ислама, связанные с чеченскими событиями и террористическими актами в разных странах, заставляют вспомнить о прошлом. Известный философ Бертран Рассел пишет о нем так: "Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период "темным веком", но только в Европе он был "темным", фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была мухаммеданской (исламской), имела блестящую культуру".

В Испании уже во второй половине X века отдельные ученые начали изучать "арабские науки". Так, Герберт из Орийка, впоследствии ставший папой Сильвестром II, занимался в Каталонии математикой и астрономией. Стенвуд Кобб, основатель Всемирной ассоциации прогрессивного просвещения, пишет: "Ислам был практически родоначальником эпохи Возрождения в Европе".

Но, кажется, я увлекся описанием того, какой материал мог бы появиться в университетском центре религиозных культур. И не все сказал о том, почему, с моей точки зрения, не стоит строить университетский православный храм.

Вера в Бога - личный выбор каждого человека. К нему нельзя принуждать. Мы уже были свидетелями того, как при советской власти храм Христа Спасителя и тысячи других превратились в руины или в конюшни, клубы и т.д. Потворствование сегодняшнему повальному увлечению религией до добра не доведет. Зачем же снова закладывать мину замедленного действия?

Религиозная культура - другое дело. Это источник для всеобщего пользования. Он никого не рассорит. В нем бездонный кладезь мудрости.

Все три религиозные философии (православие, иудаизм, ислам) близки по духу. Они проповедуют прекрасные ценности. Современному молодому человеку кроме основной специальности необходимо знать историю своей страны, всего человечества и историю религий. Мы, старшее поколение, обязаны формировать молодежь цивилизованную, демократичную, в духе толерантности.

Рафаиз ГАФИЯТУЛЛИН, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор ЮУрГУ

Комментарии
Комментариев пока нет