Новости

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Русский Хиггинс

25.11.2004
Ника Косенкова открывает в людях подлинные голоса

Олеся ГОРЮК
Челябинск

- Здравствуйте, Ника Александровна!
- Здравствуйте, Верхний Уфалей, - приветствовал меня приятный женский голос.
Я тут же списала это на свой уральский говор. Кому как не Нике Косенковой, входящей в первую десятку мира среди специалистов по сценической речи, не услышать все "фефекты фикции" собеседника с первых же слов. Лишь потом я узнала, что небольшой город на севере Челябинской области был упомянут ею не случайно. Ника Александровна ставила голос московским политикам, крупным бизнесменам и звездам эстрады.

Ника Косенкова открывает в людях подлинные голоса

Олеся ГОРЮК

Челябинск

-- Здравствуйте, Ника Александровна!

-- Здравствуйте, Верхний Уфалей, - приветствовал меня приятный женский голос.

Я тут же списала это на свой уральский говор. Кому как не Нике Косенковой, входящей в первую десятку мира среди специалистов по сценической речи, не услышать все "фефекты фикции" собеседника с первых же слов. Лишь потом я узнала, что небольшой город на севере Челябинской области был упомянут ею не случайно. Ника Александровна ставила голос московским политикам, крупным бизнесменам и звездам эстрады. В Англии ее окрестили "русским Хиггинсом", во Франции - "магической женщиной", звезда "Розовой пантеры" Петер Селлерс назвал Нику "великой дамой русского театра". И вот эта дама находит время для того, чтобы ездить в Верхний Уфалей и ставить там свою пьесу, написанную специально для актеров муниципального театра "Вымысел".

Интервью с плоскогубцами

Мы встретились в Челябинске на перекрестке улиц Цвиллинга и Карла Маркса. Сразу же направились в "Бижутерию". Меня заранее предупредили, что если на пути Ники Косенковой встретится эта вывеска, она не устоит - обязательно заглянет.

Ника Александровна с ходу покупает все имеющиеся в наличии маленькие хрустальные пирамидки. И начинает выбирать себе серьги с камешками. Выбрав, она примеряет их и, обнаружив дефект, просит у продавщицы плоскогубцы. И все это время Ника умудряется давать интервью. Мы говорим о голосе и его роли в жизни каждого человека.

Когда ребенок появляется на свет, очень важно, чтобы у него было не только женское, но и мужское влияние. Очень страдают дети, растущие без отца, особенно мальчики. Дома они слышат маму с бабушкой, идут в детский садик, потом в школу - и там слышат только женские голоса, мужчины ведь в таких заведениях редко работают. Мальчики неосознанно начинают подражать тем, кого слышат вокруг себя, искусственно завышают свой голос и в результате обретают женскую интонацию.

-- Но это объективная реальность. Как можно ее изменить?

-- Обязательно слушать низкие голоса, например Шаляпина, Нестеренко. Все мужчины мечтают о низком голосе, и всем женщинам этот низкий голос нравится. Ника закончила с серьгами, надела их, и мы покинули лавочку.

-- По голосу можно прочитать судьбу человека и составить его психологический портрет. Когда меняется голос, и личность меняется - я убеждалась в этом неоднократно.

-- И меняли голос певцам, актерам, депутатам.

-- Я не меняла, а находила вместе с ними и раскрывала их подлинный голос, который на самом деле у каждого человека очень хороший и живет внутри него. Я занимаюсь со многими людьми, из тех, кто не скрывает этой работы - председатель комиссии по правам человека при президенте Элла Памфилова и президент банка "Тройка-диалог" Рубен Варданян.

Позже, когда мы, наконец, уселись в мягких креслах, Ника внезапно потеряла ко мне интерес. Что поделать - она не могла без того, чтобы не делать несколько дел одновременно, и в статике чувствовала себя крайне дискомфортно.

Хождение по телу

Ника Косенкова разработала свой уникальный метод раскрытия подлинного голоса, именуемый метоникой. В его основу легли тезисы, оставленные нам еще Пифагором. Согласно метонике, в рождении голоса участвует весь организм, представляющий собой некий "музыкальный дом". На своих мастер-классах Ника учит, например, дышать ногами. "Она не знает элементарных основ анатомии!", - писали представители школы речевого стандарта в Союз театральных деятелей. Многие, кстати, не признают метонику до сих пор. А Ника с ее помощью продолжает исправлять осипшие актерские голоса, приводя служителей сцены в благоговейный трепет.

В Челябинске метонику первым испытал на себе академический театр драмы, когда ставились "Маленькие трагедии". Вспоминает актриса Любовь Чибирева:

-- К появлению Ники Александровны мы поначалу отнеслись скептически. Спектакль был практически готов. Думали, наверное, она нам что-то подскажет по звучанию. Когда Ника стала, как нам показалось, внедряться в режиссуру, мы начали сопротивляться. Тогда она остановила свой порыв, скромно села около Наума Юрьевича Орлова. Шел прогон спектакля. После репетиции Ника Александровна предложила: "Послушайте себя". Оказывается, она договорилась с радиоцехом, и нас записали на пленку. Когда я услышала себя со стороны - пришла в ужас. Голос был бесцветный, тусклый, что-то выражающий, но не так, как мне бы этого хотелось. Мы все были готовы к эмоциональному выплеску, но аппарат наш был совершенно к нему не готов. Мы стали с Никой заниматься. Надо было, например, ходить друг по другу. Было странно, что по хрупкой девушке может ходить крупный мужчина, и эта девушка даже не пикает. Первое время это было ужасно, но уже через некоторое время мог ходить кто по кому угодно. В результате упражнений все тело вибрировало, как динамик, звук уходил в самые дальние уголки зала. Владимира Ивановича Милосердова, которому перед нами было неловко, Ника разминала за ширмой. Мы начинали звучать - уходили глубоко вниз и высоко вверх, так что звенело в ушах. Сначала осторожно, потому что боялись сорвать голос, потом все более смело. Никто не пострадал - видимо, эти занятия обладали каким-то мистическим свойством.

Ника не только пробудила в актерах мощный и объемный голос, но и выстроила речевую партитуру спектакля. Она является крайне редким в наше время специалистом, умеющим работать со стихотворной речью. По ее глубокому убеждению, каждый звук обладает смыслом. А - звук, с которого начинается человеческая жизнь, означает открытость, удивление миру. О - напротив, звук вовнутрь, наполнен трагизмом. Если посмотреть на текст с точки зрения открывшихся значений, он станет совершенно иным.

На одной из последних репетиций Ника снова записала "Маленькие трагедии" и дала послушать актерам. Разница между первой и второй записями была очень заметна. "Маленькие трагедии" шли больше десятка лет и были одним из лучших спектаклей в истории Челябинского драматического театра.

Бунт в кабинете главного режиссера

В середине 80-х Нику Косенкову пригласил в Челябинский ТЮЗ тогдашний главный режиссер Тенгиз Махарадзе. Их сотрудничество длилось около 10 лет. Это было время, когда театр двинулся в эстетический поиск. Вместе Косенкова и Махарадзе поставили комедию дель-арте "Король Олень" и шаманскую оперу "Легенда о чудях" по пьесе Константина Скворцова "Легенда о белом дереве".

-- В "Легенде о чудях" Ника сумела добиться того, что актеры не переставая камлали, - вспоминает Тенгиз Махарадзе. - Когда мы возили спектакль в Москву, актеры из других театров, пришедшие посмотреть, были потрясены, как можно было войти в этот энергетический поток и просуществовать в нем полтора часа.

Помимо совместной работы над спектаклями Ника Косенкова в течение нескольких лет проводила тренинги для актеров ТЮЗа. Упражнения, способствующие раскрытию глубинной актерской природы, приводили в ужас стороннего наблюдателя. Казалось, будто актеры в ритуальных осмеяниях, плачах, воплях выворачиваются наизнанку. Челябинская театральная общественность всерьез высказывала мысль, что от занятий с Косенковой может сильно пострадать психика. Никто, конечно, не пострадал.

Результатом тренингов стал спектакль по пьесам Шекспира "Соната для актера". Каждому Ника предложила выбрать из классика то, что более всего хотелось бы сыграть. Вспоминает актер Борис Черев:

-- Вечером перед спектаклем Ника могла пройтись по проспекту Ленина и спросить идущую навстречу группу студентов: "Ребята, вы когда-нибудь в театре были?" - "Нет". - "Приходите сегодня". На спектакле могла внезапно остановить действие и спросить зрителей: "Вы верите этому актеру?" Примерно тогда же здание, где находился ТЮЗ, стало рушиться. Нике это не мешало: она могла играть в фойе, на балконе, на лестнице. В конечном счете такие акции помогли нам привлечь в театр новых зрителей. Сейчас в это трудно поверить, а тогда я слышал, как группка студентов громко, на всю улицу, обсуждала наш спектакль. Я шел за ними от площади Революции до Свердловского проспекта:

"Сонату для актера" пару раз возили в Москву. Тюзовцы останавливались на квартирах маргинальной творческой интеллигенции - рокеров и художников-авангардистов. Спектакль с огромным интересом смотрели шекспироведы и театральные критики. Все это заставило челябинцев поверить в себя. Затем "Сонату" повезли на театральный фестиваль в Потсдам.

Внезапно обрушившийся успех не давал покоя тем, кто не участвовал в проектах Ники Косенковой. Последние оставались как бы в тени. Однажды в выходной они устроили манифестацию перед кабинетом Махарадзе и потребовали, чтобы Ники больше не было в театре.

За голосом - и в грязь, и в горы

Из Челябинска Ника, свободно говорящая по-французски, почти сразу же уехала во Францию. Чтобы адаптироваться к культуре другой страны, некоторое время жила на побережье Атлантического океана. Французы, зачастую абсолютно индифферентные к своему внешнему виду, питают огромную страсть к внутреннему росту. Необыкновенной популярностью пользуется образовательная программа "Личное раскрытие человека". На протяжении 15 лет ее поддерживает ЮНЕСКО. Ника занималась раскрытием личности через голос. Ее ученики, не артисты, а совершенно обычные служащие, среди которых были учителя, врачи, банкиры, воспитатели, должны были нырять в грязь Атлантического океана, лезть в пещеры, взбираться на пирамиды, а после - петь в храме XII века.

-- Я наблюдала, как одна женщина, толстуха, давно и безнадежно осипшая, никогда не подозревавшая о наличии у себя вокальных данных, вдруг начинала петь божественным голосом, - вспоминает подруга Ники, директор "Уралстройэкспо" Ирина Шнайдер. - Это казалось каким-то чудом.

-- А какой из своих проектов вы считаете самым сумасшедшим? - спросила я у самой Ники Косенковой.

-- Расскажу про один из последних, хотя все мои проекты в достаточной мере сумасшедшие. У меня есть замечательный ученик, человек немереного таланта. Мы с ним полетели на самолете в горы Севенны и там искали эхо. Работали так, чтобы горы нам отвечали и человек понял свой огромный объем. Еще мы с ним складывали голос в старинный колодец XI века и потом слушали, как этот голос в колодце сохраняется - это было на острове Средиземного моря, недалеко от Монте-Карло.

Сейчас Ника Александронва живет и работает на два города - Москву и Гренобль. Ставит спектакль на двух языках по Чехову, как режиссер-педагог работала над мюзиклом "Я" с участием Лолиты Милявской, Мурата Насырова и Лады Дэнс. Занимается речевым имиджем.

Пушкин по-арабски

Любимым поэтом Ники всегда был и остается Пушкин. Она заболевает им с девяти лет, когда дедушка подарил ей альбом, в котором пересказал и проиллюстрировал "Руслана и Людмилу", сочинив собственный эпилог. Людмила родила мужу двенадцать сыновей, а воспитывал их дядька Черномор, сбривший бороду. Позже Ника посвятит деду свой спектакль "Руслан и Людмила", получивший несколько премий и не раз показанный по каналу "Культура".

В 1998 году в марокканском городе Рабате, в дворике, где снимался фильм "Багдадский вор", Косенкова ставит спектакль по произведениям Пушкина на французском, арабском и русском языках.

-- Мне очень хотелось послушать, как звучит по-арабски его восточный цикл и как люди, воспитанные на сурах Корана, смогут его прочитать, - вспоминает она. - То, как они читали "Пророка", - одно из главных сокровищ моей жизни.

Так же как и у Марины Цветаевой, у Ники есть свой, совершенно особенный Пушкин. Причем не только в переносном, но и в буквальном смысле. Его зовут Филипп Сен-Пьер, и он актер французской компании "Эваде". Познакомившись с Никой, Филипп все бросил, сделал перманент и стал учить русский язык. Он всерьез поверил, что в прошлой жизни был Пушкиным. Сидя в челябинском ресторане (Филипп приезжал к нам четыре года назад с моноспектаклем "Дуэт с Пушкиным"), он спросил:

-- А не поехать ли мне туда, где я был раньше, - в Оренбург?

Все, с кем я общалась, выделяли в Нике Косенковой одну и ту же черту - способность генерировать самые, казалось бы, невообразимые творческие идеи и, что самое удивительное, их реализовывать. Ирина Шнайдер называет это "хиповостью", Тенгиз Махарадзе - хорошим авантюрным началом.

-- Она создает очень много. Не на тех площадках, которые могли бы быть, и не с тем пиаром, который должен бы быть, - считает Ирина Шнайдер. - Но это, возможно, как раз и является для нее самой сильной мотивацией.

Обо всех проектах Ники Косенковой рассказать в одной статье, разумеется, невозможно. Мне попалась в руки книга стихов японской поэтессы Масако Ино, родившейся в Хиросиме. За день до бомбежки Масако уехала в Токио к подруге да так там и осталась. А в 1977 году поэтесса внезапно исчезла. Сохранилась лишь книга ее трехстиший и пятистиший, переведенная на русский язык некой Никой Косенковой. Фотография Масако на титульном листе уж больно напоминает саму переводчицу:

А Ника между тем продолжает пробовать себя в качестве литератора. Предложила Тенгизу Махарадзе, работающему теперь в верхнеуфалейском театре "Вымысел", поставить там свою пьесу. Она создавалась прямо в театре, на материале этюдных проб. В марте Ника планирует снова приехать в Уфалей и выпустить спектакль. На мой вопрос, почему она, будучи столь востребована в самых разных точках земного шара, едет в Верхний Уфалей Ника Александровна ответила:

-- Я ни одну точку земного шара не считаю захолустьем. Наверное, потому что имею очень большой кругозор.

P.S. Когда материал уже готовился к печати, я набрала московский номер Ники Александровны. Она сообщила, что ее новый спектакль "Гамлет", премьера которого недавно прошла в Москве, приглашен на Всеамериканский шекспировский конгресс. Место проведения конгресса - Бермудские острова. "В Бермудском треугольнике, - смеясь, сказала она, - я буду на своем месте, это уж точно".

Комментарии
Комментариев пока нет